Александр Детков - Генеральный директор компании «РосДомофон». Термин «цифровизация ЖКХ» может звучать как нечто оторванное от реальности и существующее лишь на бумаге, но на самом деле это реально осуществляемые шаги по внедрению в сферу технологических решений. В 2021 году на стратегию цифровой трансформации жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) планировалось потратить 393 млрд рублей, о чем сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на разработанный Минстроем паспорт стратегии. Тогда эксперты встретили документ и новость скептически, усомнившись в эффективности принимаемых мер, однако делать окончательные выводы — рано. В современном мире у процесса цифровизации ЖКХ есть несколько задач: автоматизировать учет потребления ресурсов и начисление платежей, минимизировать документооборот, а также заработать на предоставлении дополнительных услуг. Какие технологии реально внедрены в сферу ЖКХ в России хотя бы на точечном уровне? Умные счетчики Не все счетчики нужно фотографировать, некоторые умеют передавать данные, скажем так, сами с себя. Это уже не экспериментальная разработка — умные счетчики воды, газа, электричества и отопления успешно внедрены в некоторых коммунальных хозяйствах страны (например, в Благовещенске или Саратове). Такие счетчики помогают экономить, снижают количество ошибок в системе подсчета стоимости услуг и помогают выявить недобросовестность с обеих сторон процесса, если она была. Звучит, может быть, и не очень здорово, но это помогает жилищной компании снижать дебиторскую задолженность, а значит — лучше и эффективнее работать. Таким счетчикам нужен интернет, но в их основе зачастую лежит SIM-чип, через который они передают данные, а сами счетчики могут работать до 10 лет без подзарядки. Умный лифт В Челябинске живет самый умный лифт: он умеет самовызываться на первый этаж при открытии входной двери в подъезд. Само собой, система отслеживает состояние лифта и помогает предотвратить аварии, а в случае их возникновения — сама передает сигнал лифтеру. Умные домофоны Еще один способ сделать жизнь жильцов проще, а работу ЖКХ — эффективнее. Умный домофон умеет посылать сигнал на смартфон владельца: хозяин квартиры может заблокировать или подтвердить вход гостя. В России действует ряд программ по внедрению умных устройств и сервисов в системы управления городом или отдельным двором. Поэтапное внедрение в сферу ЖКХ сервисов и устройств, поддерживающих интернет вещей, планируется с 2025 года — об этом свидетельствует все тот же паспорт стратегии проекта, на который мы ссылались в самом начале, но уже сегодня технологические стартапы и отдельные компании начинают работу по внедрению и занимают свое место на рынке.Инвест-Форсайт