«История Гражданской войны» Дзиги Вертова вернулась на большой экран
На самом престижном в мире фестивале документального кино IDFA в Амстердаме показали фильм, сто лет считавшийся утраченным. Более того, даже знатоки кинематографа об этой картине долгое время ничего не знали: фундаментальная работа Дзиги Вертова ни разу не была показана публично. После единственной закрытой демонстрации «кому надо» в 1921 году ее немедленно запретили, и она благополучно исчезла. Зато ее фрагменты остались, они как важнейшая для истории хроника кочевали из фильма в фильм, многие хорошо известны. Поэтому историку кино Николаю Изволову удалось повторить подвиг, совершенный им в 2018 году, когда он словно из небытия воссоздал «Годовщину революции» Вертова. Изволов собрал воедино части исчезнувшего фильма, нашел все, кроме одной сцены со Сталиным. Дзига Вертов — один из создателей документального кино как такового, величайший режиссер и мечтатель, поэт и оратор, в воображаемом иконостасе кинематографа он рядом с Эйзенштейном, Флаэрти, Гриффитом, Кулешовым. Его главной идеей было превратить хронику в искусство, не иллюстрировать титры изображением, а осуществлять «коммунистическую расшифровку мира». Сталин уничтожил Вертова, режиссера долгое время усиленно старались забыть на Родине как идейно чуждого формалиста и забыли так хорошо, что, хотя после смерти Сталина имя Вертова вновь загремело во всем мире, его богатое наследие до сих пор плохо изучено и продолжает приносить удивительно приятные сюрпризы, один из которых — «История гражданской войны». Но многие кадры врезаются в память навсегда. Вот «брак»: в кадр с красноармейцами попала тень оператора, крутящего ручку. Союзники быстро становятся врагами, и вот уже атаман Миронов из собрата по оружию превратился в конкурента, его отряд разбили, самого Миронова судят и приговаривают к расстрелу, чтобы демонстративно заменить его немедленно помилованием. Вот красноармейцы поехали, почему-то через пашню, на грузовике штурмовать очередную деревню, но грузовик прямо в кадре застрял. Вот редчайшие кадры с боевыми действиями, крохотные фигурки солдат врассыпную бегут к невидимому камере противнику. Важен для Вертова кадр с пашущим трактором — он любил рассказывать потом, как показывал крестьянам хронику с этой диковинкой, и для них первая встреча с кино рифмовалась и с открытиями в их собственной сфере деятельности: оказывается, можно не только плугом! Скупость киноязыка хроники Вертов компенсировал любимым коротким монтажом, как у американцев, с той только разницей, что в тот момент сами американцы еще не знали о возможностях документального кино, которые уже были очевидны 25-летнему мечтателю-миссионеру, но при этом крепкому профессионалу.Известия
Эта новость в СМИ