Композитор Евгений Гальперин — о звучании Второй мировой и «Уроках фарси»

8 апреля в прокат выходит драма Вадима Перельмана «Уроки фарси» об узнике концлагеря, борьбе за выживание и вымышленном языке, который выдается за персидский. Музыку к фильму написал дуэт братьев-композиторов — Евгений и Александр Гальперины, ранее работавшие над сериалами «Отыграть назад», фильмами «Тело Христово», «Нелюбовь» и «Дылда». О работе композитора, поиске правильного звучания, музыке, которая старается быть похожей на саунддизайн, и многом другом Евгений Гальперин рассказывает в формате монолога Минимализм «Уроков фарси» Саундтрек «Уроков фарси» получился достаточно разнообразным. Хотя мы используем и струнные, и фортепиано, но они у нас звучат несколько искаженно, необычно. Нужно отдать должное Вадиму Перельману (режиссер «Уроков фарси». — Прим. ред.) — он нам дал полную свободу творчества, сказав: «Я не хочу вам с Сашей давать какие‑то указания — пробуйте то, что чувствуете, а я потом буду корректировать и делать замечания». В понимании роли музыки и ее стилистики мы сошлись очень быстро, и комментарии Вадима скорее касались деталей, насколько музыка правильно отражает эмоцию той или иной сцены, насколько она гармонично работает с драматургией фильма, не опережает ее по своему накалу и так далее. Вообще, для нас с Сашей (Александр Гальперин — брат и постоянный соавтор Евгения. В конце концов мы взяли древнюю еврейскую мелодию, и Саша записал ее на скрипке перевернутым смычком, чтобы убить лирику и добиться странного звучания, идущего как бы из далекого прошлого. Мы хотели передать передать ужас происходящего и стремились к режущему, неожиданному, моментами жесткому звучанию, когда рвутся смычки и акценты рисуются жесткими штрихами. Но даже если режиссер показывает фильм, композитор всегда может пойти в другую сторону и сделать контрапунктную музыку, вместо того чтобы иллюстрировать происходящее в кадре. А в самом фильме, стилистика которого абсолютно не принимала музыки, мы в конце концов пришли к решению оставить только одну высокую ноту скрипки в моменты, когда Ию «отключает». Мне нужно было создать тянущуюся ноту, но сделать так, чтобы она звучала интересно и необычно, давая напряжение. Причем была возможность записать оркестр, но мы решили с Андреем Звягинцевым, что такое звучание, во-первых, красиво и не нуждается в улучшении, а во-вторых, там настолько сложная композиция, что записать ее с оркестром было бы практически невозможно. Раньше композитор приходил и играл на фортепиано, рассказывая, как это будет звучать с оркестром.Stmegi.com