Александр Смоленский — о потенциале российского промышленного ПО Новые экономические условия не только стимулировали российские IT-компании на создание импортозамещающих цифровых продуктов, но также открыли новые рынки сбыта, в том числе за рубежом. О том, какой экспортный потенциал у российского программного обеспечения (ПО) для ТЭК и почему промышленные компании иногда сами тормозят развитие IT-решений дляотрасли, рассказал генеральный директор «Цифровой индустриальной платформы» (совместное предприятие ГК «Цифра» и «Газпром нефти») АлександрСмоленский. — Насколько широко российское промышленное ПО представлено за рубежом? — За последние пять-семь лет в России сформировалась целая группа компаний, которые занимаются промышленным ПО, и у них есть конкурентные для мирового рынка предложения. Конечно, объемы российского экспорта промышленного ПО пока несопоставимы с поставками западных игроков, такими как, например, Аveva. А вот многие российские IT-компании, в том числе «Цифровая индустриальная платформа» или «Цифра», работают по классической модели, когда приобретенный продукт полностью принадлежит клиенту. Это преимущество можно рассмотреть на примере «Цифры», которая начала делать свои продукты пять лет назад, и «Цифровой индустриальной платформы», которая еще моложе. — Согласно недавнему исследованию Gartner, к 2027 году более 50% предприятий будут использовать платформы для управления производством и ускорения развития своих цифровых инициатив. Мы уже давно уловили этот тренд, на волне которого еще несколько лет назад стали развивать цифровую промышленную платформу ZIIoT. С 2020 года мы продолжили эту работу в рамках «Цифровой индустриальной платформы», команда которой сконцентрировалась на продуктах для нефтегаза, объединении разрозненных информационных систем заказчиков на платформе, создавая так называемый единый дом для данных. На базе платформы созревают уникальные для рынка решения. — Некоторые промышленные компании не хотят пользоваться рыночными продуктами, а пишут их сами, дублируя те, что уже есть на рынке. Получается, что компании-разработчики вместо того, чтобы занять российский рынок и конкурировать друг с другом, вынуждены конкурировать с внутренними отделами разработки промышленных компаний. Не так много примеров, когда IT-блоки промышленных корпораций в одиночку создали бы успешный рыночный продукт. Такое поведение крупных промышленных игроков усложняет и вывод российских IT-решений на экспорт.Коммерсантъ Екатеринбург