Подрясник как форма проповеди

КАК СЛЕДУЕТ ОДЕВАТЬСЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЮ Всегда ли священник вне храма должен ходить в подряснике, или могут быть такие ситуации, когда уместно надеть светскую одежду? Как, например, одеться, если предстоит ехать в час пик в городском транспорте? Или для похода в магазин, когда в обеих руках пакеты и нет возможности приподнять полы облачения на лестнице? И если иногда выбирать светскую одежду, то какую именно? Священник в светской одежде — явление новое В дореволюционной России священнику и в голову не могло прийти, что вне богослужения он мог бы выглядеть как светский человек. Вопрос ношения гражданской одежды священнослужителями, которые занимают светские должности, впервые был поднят на Поместном Соборе 1917−1918 годов, говорит епископ Верейский Пантелеимон, но его даже не приняли к рассмотрению, настолько неприемлемой казалась в то время сама такая возможность. С другой стороны, обстоятельства жизни Церкви в эти последние сто лет показали, что требование об обязательном ношении священниками рясы и подрясника не всегда может быть исполнено. «Катакомбные священники брились и стриглись, — продолжает владыка Пантелеимон. Пусть даже священник был одет по-светски, но если местным властям удавалось его "раскусить", пастырская его миссия в тот же час заканчивалась, не начавшись». А в тех регионах, где исторически большинство населения составляют неправославные (например, мусульмане), вид батюшки в подряснике — еще и духовное подкрепление для не столь многочисленной православной паствы, добавляет протоиерей Вячеслав Архангельский, руководитель Отдела благотворительности и социального служения Уфимской епархии, настоятель храма в честь Вознесения Господня в селе Чесноковка.Во-вторых, подобающая сану одежда дисциплинирует самого священнослужителя, он становится более собранным, лучше следит за своими мыслями и поступками. «Когда меня только рукоположили в сан диакона и я стал служить в Москве, то обратил внимание, что если я ехал в метро в церковной одежде, то был весьма сосредоточен, собран и внимателен в своих взглядах и действиях, — вспоминает епископ Зарайский Константин, ректор Коломенской духовной семинарии. А епископу Волгодонскому и Сальскому Антонию запомнились слова, сказанные одним архиереем, приехавшим с комиссией в духовное училище, где обучался в то время будущий владыка: «Нас собрали в зале, и кто-то из семинаристов задал вопрос про ношение подрясника. Конечно, это внешняя форма, но она помогает священнику всегда осознавать себя именно священнослужителем», — подводит черту владыка Антоний. Традицию ношения духовенством светской одежды осудил несколько лет назад и владыка Никон, митрополит Астраханский и Камызякский, рассказывает клирик Иоанно-Предтеченского мужского монастыря г. Астрахани иерей Алексий Спирин, директор Центра духовно-нравственного воспитания «БоголепЪ». «После долгих обсуждений с пастырями владыка смягчил свое требование, разрешив в некоторых случаях ношение светской одежды (чтобы покататься на велосипеде, при иных действиях, когда подрясник неудобен)», — продолжает он. Сам отец Алексий никакой проблемы с ношением подрясника в житейской обстановке не видит: «Если на приходе, где священник вырос, батюшки ходили всегда в духовной одежде, то и ему легко будет продолжить эту традицию». Если при каких-либо обстоятельствах священнику и приходится одеваться светски, то, конечно, его одежда должна быть закрытой и опрятной, обращает внимание отец Валериан.Церковный вестник