Уже более двенадцати лет прошло, как с подписанием Акта о каноническом общении ушла в прошлое одна из тяжелых трагедий разделения, принесенных революцией и гражданской войной в России в начале XX века: было восстановлено каноническое единство Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей. Люди в Отечестве и рассеянии смогли вместе участвовать в богослужениях, причащаться, молиться святым. За годы разделения накопилось немало вопросов, которые требовали общего осмысления и решения, в том числе было необходимо согласование празднований новопрославленных святых. В чем были особенности канонизации святых в Зарубежной Церкви до 2007 года, обусловленные, в том числе, сохранявшимся до той поры разделением? Результатами исследования этого вопроса делится диакон Андрей Псарев. Видимо, этим можно объяснить следующее обращение святителя Иоанна (Максимовича) в его бытность правящим архиереем Западно- Европейской епархии: «Ввиду предстоящего рассмотрения на Архиерейском Соборе в сентябре сего [1953] года ходатайства о прославлении Отца Иоанна Кронштадтского предлагаю священнослужителям по священнослужительской совести сообщить мне: убежден ли сам он в святости о. Иоанна, протоиерея Кронштадтского; является ли то, по его наблюдениям, верой его паствы или духовных чад; и в случае утвердительного ответа на первые два вопроса, признает ли он необходимым или желательным безотлагательное прославление о. Иоанна Кронштадтского как угодника Божия, по почину Зарубежья». Непосредственному прославлению святого Иоанна Кронштадтского в 1953 г. предшествовали обращения почитателей. Нью-Йорк, обращались ко всем русским людям: «Мы призываем всех писать своим правящим иерархам просьбы передать архиерейскому Собору, что настал час прославления отца Иоанна». Тем не менее, Архиерейский Собор 1953 г., не возражая принципиально против возможности прославления, постановил отложить прославление праведного Иоанна Кронштадтского, приняв во внимание позицию по этому вопросу Первоиерарха РПЦЗ митрополита Анастасия (Грибановского), который «не нашел возможным осуществить это прославление немедленно только потому, что для причисления отца Иоанна к лику святых необходимо участие нашей освобожденной из плена Матери Русской Православной Церкви». 27 мая 1964 г. на смену престарелому митрополиту Анастасию Архиерейский Собор избирает нового первоиерарха, митрополита Филарета (Вознесенского), и уже 3 июня этот же Собор принимает единогласное решение о прославлении о. Иоанна Кронштадтского. Для изменения решения собора 1953 года дается следующее обоснование: «Еще на Соборе Епископов 1953 года было суждено о необходимости всенародного прославления отца Иоанна Кронштадтского. Итак, созданием этого прецедента вопрос о принципиальной возможности прославления святых Русской Зарубежной Церковью был разрешен положительно. Прославление состоялось 1 ноября 1964 г. в синодальном Знаменском соборе в Нью-Йорке и храме св. Иоанна Рыльского (с момента прославления – храме-памятнике святого Иоанна Кронштадтского). Будучи в Белграде на Соборе 1937 г., епископ Алексий Аляскинский сообщил, что его паства «давно мечтает о прославлении старца Германа» Архиерейский Собор РПЦЗ 1939 г. поручил епископу Алексию готовить канонизацию преподобного. Критерий для прославления хорошо выражен в следующих слова епископа Штутгартского Павла на Архиерейском Соборе 1976 г.: «Блаженная Ксения подвизалась более 200 лет назад, а память ее остается живой. Архиепископ Лос-Анджелесский Антоний писал в 1979 г., что вопрос «о прославлении Блаженной Ксении был легко и быстро решен на двух последних архиерейских соборах». В год прославления Архиерейский Синод обратился к епархиальным Преосвященным и настоятелям подчиненных Синоду церквей с тем, чтобы с 24 августа /6 сентября 1978 г. и до 10 / 23 сентября во всех храмах совершались заупокойные литии по блаженной Ксении. Этот указ призывал: «В воскресенье 11/24 сентября после Божественной литургии оповестить с амвона прихожан о совершаемом, по милости Божией, в сей день Собором Епископов прославлении блаженной Ксении и совершить торжественный молебен блаженной Ксении», что и свершилось в означенный день. Архиерейский Собор 1974 г. 18 сентября / 1 октября поручил архиепископу Антонию Лос-Анджелесскому составить комиссию «преимущественно из духовных лиц» для полной и детальной разработки прославления». В докладе архиепископа Лос-Анджелесского Антония Архиерейскому Собору 1978 г. владыка разбирает вопрос о том, нужны ли для прославления святых чудеса, и приходит к заключению, что чудеса бывают, когда к святым обращаются с верой: «Если же требуют чудес те, кто сомневается в силе молитвенного заступления святых мучеников, для них чудес не будет».Приходы