Накануне профессионального праздника этнографов и представителей различных этнографических школ, отмечаемого в стране 17 июля, корреспондент «ДП» беседовала с доктором исторических наук, заведующим отделом этнографии Института истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра Российской академии наук Магомедханом Магомедхановым (на снимке). Тернистый, но интересный К изучению материальной и духовной культуры народов, а также последовательности их развития от зарождения до современности этнографы приходят разными путями. Путь в эту науку у Магомедхана Магомедовича был тернистым, но довольно интересным. – В 1970 году я окончил фельдшерское отделение Дагестанского медицинского училища и в том же году был призван на службу в армии, – рассказывает ученый. – После демобилизации в 1972-м собирался поступить в Дагестанский медицинский институт, но в силу разных причин оказался на филфаке Дагестанского педагогического института с ускоренной (4-летней) программой обучения. С 1980 по 1983 гг. Магомедханов под научным руководством академика Ю.В. Бромлея обучался в аспирантуре Института этнографии и антропологии АН СССР, и там же в 1985 г. им была защищена кандидатская диссертация «Современные этнические процессы в городах Дагестана». В 2012 году в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера, г. Санкт-Петербург) он защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук на тему «Дагестанцы: этноязыковое многообразие и культурная идентичность». Исследования М. Магомедханова посвящены сложным проблемам этнических и этноязыковых процессов в Дагестане, вопросам самосознания, языковой и культурной идентичности дагестанцев. Большое внимание М. Магомедханов уделяет формированию позитивного имиджа Дагестана за рубежом своим участием в престижных международных научных форумах в качестве научного консультанта документальных фильмов телекомпаний BBC «Living Islam» (1985) и Discovery «Atlas Russia» (2008), а также репортажами в зарубежных СМИ. Атмосфера культа знаний Кто сколько-нибудь знаком с традиционной системой образования Дагестана, знает, что село Арчиб – это родина трех шейхов: Магомед-Амина (Казакилов), Харда-хаджи, Маммадибира, и в этом селе в разные годы учились шейхи Абдурахман-хаджи Аль-Сугури, Шуайб Аль-Багини, Сайфула-Кади Башларов, многие видные дагестанские алимы. – Понятно, что мои родные, особенно дядя Гамзат Джаватханов (кардиолог, народный врач Дагестана), хотели дать мне, старшему из трех братьев и пяти сестер, лучшее образование, – отмечает ученый. К слову сказать, с советского времени и до наших дней базовое вузовское (кафедра этнографии и антропологии Ленинградского университета) и академическое (аспирантура Института этнографии АН СССР) этнографическое образование получили всего два дагестанца, и первым был Магомед-Расул Ибрагимов. Нам преподавали автор пассионарной теории этногенеза Л.Н. Гумилев, тюрколог, фольклорист и этнограф Н.А. Баскаков, первый заведующий кафедрой этнографии и антропологии ЛГУ, профессор Р.Ф. Итс, этнограф-кавказовед, профессор А.В. Гадло и другие. Магомедхан Магомедович – научный эксперт по народным художественным промыслам, сотрудничает с Госкомитетом Республики Дагестан по художественным промыслам и Министерством культуры РД, являлся одним из руководителей дагестанской экспозиции на зимних Олимпийских играх 2014 г. в Сочи. Под его руководством отделом этнографии Института ИАЭ ДФИЦ РАН разрабатываются новые темы и направления этнографии Дагестана, готовится к изданию комплексное фундаментальное многотомное ис- следование «Этнография Дагестана». А в ближайшее время в Лондоне, в издательстве Routledge, выходит в свет книга Магомедхана Магомедханова и Роберта Ченсинера (ученый-исследователь колледжа Св. Антония Оксфордского университета) Dagestan: history, ethnography, identity («Дагестан: история, этнография, идентичность»).Дагестанская правда