Традиции аула

Педагогическая культура народов республики четко очерчивает функции и обязанности, предписываемые человеку как разумной личности, семье, тухуму как исторически сложившимся родственным ячейкам, аулу, джамаату и народу в целом как общности здравомыслящих людей, семей и родов. О полноценности этих институтов люди во все времена судили и судят по тому, насколько общественно значимо они выполняют свои социальные ролевые функции и обязанности. Необходимость возрождения и более тщательного осмысления жизнестойких функций возникала в различные исторические периоды, когда в обществе деформировались межличностные, деловые и общественные отношения, и особенно ощутима она сегодня, в период социального, политического и духовного обновления нашего общества. Исходя из исторически сложившихся конкретных социальных ролей и функций, можно говорить о социальном статусе индивида, о социальном статусе дагестанской семьи, дагестанского тухума, дагестанского аула, о социальном статусе дагестанского народа. А статус этот в Дагестане складывается из безусловных функций и обязанностей: делать добро, быть творцом общественно-полезного труда, быть ценителем и носителем родной национальной, дагестанской многонациональной и общечеловеческой культуры и т. д. Увиливание от своевременного и точного выполнения общепринятых социальных норм национальной этики и педагогической культуры гласно и негласно осуждается здоровым общественным мнением. Социальный статус семьи в том, что семья как основная ячейка общества сохраняет свою общественную репутацию также путем исполнения четких полномочий в рамках исторически сложившихся функциональных обязанностей. Не случайно у народов Дагестана, как и у многих других народов, к жениху и невесте еще задолго до свадьбы прикрепляются умудренные жизнью наставники, обучающие будущих супруга и супругу всем премудростям нелегкой семейной жизни и науке создания крепкой семьи. Многовековая родовая сплоченность обогатила педагогическую культуру народов Дагестана патриотическими традициями, обязывающими родственников рядом строить дома, рядом занимать приусадебные участки, рядом хоронить умерших родственников, вместе пасти личный скот, дружно выходить на годекан, на сенокос, приходить на помощь. Однако при всем этом общественно значимый уровень социализации и становления определялся не по тому, насколько безупречно соблюдает человек прогрессивные семейные и родовые традиции. Развивать у детей и молодежи высокое чувство непоколебимой преданности сельскому джамаату были призваны многие самобытные традиции горского аула. Только род, который строго соблюдает предписанный ему обществом социальный статус, имеет в дагестанском ауле добрую славу, становится уважаемым не только среди своего джамаата, но и джамаата соседних аулов. Каждый дагестанец, его семья и род испокон веку дорожили своим аулом и делали все зависящее, чтобы беречь и приумножать прогрессивные традиции и обычаи аула. Именно с такими негативными явлениями связаны в истории Дагестана случаи отречения сельского джамаата от отдельных людей, семей и родов, в той или иной мере своими поступками запятнавших честь и нравственность аула. Почитание аула, его добрых традиций и обычаев не обособляло человека в Дагестане, а возводило честь и достоинство аула до всеобщей хвалы. Руководимые социальным статусом народы Дагестана испокон веков проявляют завидную преданность своей родине. Резюмируя вышеизложенное, хочется акцентировать внимание на том, что дагестанская этнокультурная социализации представляет величайший потенциал народов Дагестана по своевременной заботе о формировании духовно-нравственных качеств, необходимых человеку для проявления истинной человечности во всех ячейках и структурах жизнедеятельности общества.Дагестанская правда