Что случилось с Дэном в финале сериала «Архив 81» от Netflix?
Меньше чем за неделю с момента премьеры лидирующую позицию по просмотрам на платформе Netflix занял сериал «Архив 81». Среди режиссеров этого триллера – снимавшая в том числе «Очень странные дела» Ребекка Томас, а также Джастин Бенсон и Аарон Мурхед, дуэт хоррор-постановщиков, на счету которых такие инди-хиты, как «Паранормальное» и «Грань времени». А одним и продюсеров выступил главный мастер современных мейнстрим-ужасов Джеймс Ван. Сотрудник небольшого нью-йоркского музея кино, занимающийся реставрацией старинных пленок, Дэн (Мамуду Ати) получает предложение о работе от загадочного богача Девенпорта (Мартин Донован). Парень должен поселиться в уединенном доме с оборудованной видеолабораторией и восстановить несколько кассет, уцелевших в случившемся в середине 90-х пожаре в многоквартирном доме «Виссер». Цель ее проекта не до конца понятна, как и желание Девенпорта восстановить его, однако Дэн соглашается – в конце его ждет неплохая оплата, да и, пережив не так давно нервный срыв после расставания с девушкой, он не прочь побыть в уединении и заняться любимым и, как кажется, простым для него делом. Которое в итоге оборачивается запутанной сверхъестественной чертовщиной, неожиданно уходящей корнями в прошлое самого Дэна и в неведомые параллельные миры. Подобной удачи в жанре мистического хоррора Netflix не видел, пожалуй, со времен «Призрака дома на холме». Получается чуть ли не отдельная вселенная, весьма подробно прописанная и описанная горизонтально и вертикально: основное действие перемещается во времени, перескакивает с наших дней, где существует Дэн, в середину 90-х, к Мелоди, а один из эпизодов и вовсе разворачивается где-то в 20-е годы прошлого века. Реальность и сновидения, кошмары, мучающие Дэна, перемешиваются, подменяют друг друга, подсказывая, что весь мир сериала существует не в одной плоскости – то, что кажется прошлым, вполне может оказаться настоящим, и наоборот. Есть и более классические приемы, присущие хоррору или мистическому триллеру, – монстры, вылезающие из зеркал, пугающие картины и статуи, звуки и музыка. История выходит стройной и логичной, что, как ни странно, является основополагающим, если речь идет о фантастике – слишком уж легко при таких вводных скатиться в неуместный абсурд.Независимая газета