Юрий Терех: Какое будущее сулит нам развитие нейросетей?

В начале ХIХ века британские рабочие начали громить фабрики, на которых внедрялись новые станки. Делали они это из опасений, что станки отнимут у них работу, потому как с производственными задачами станки справлялись намного лучше людей. Погромщиков начали называть луддитами, а само движение луддизмом. Впоследствии это название стало применяться в отношении людей, борющихся против внедрения новых технологий. Чуть позже были опасения, что появление фотографии убьет изобразительное искусство. Казалось бы, пора уже понять тенденцию, но недавно художники в лучших традициях луддизма ополчились на нейросети. Говорить мы будем не обо всех нейросетях, их для этого слишком много, а лишь об одной из тех, на которые ополчились художники и дизайнеры, а именно Stable Diffusion. Сразу оговорюсь: все те понятия, которые я использую далее, вроде «видит», «понимает», «рисует» и т.д., не более чем языковая условность. Чтобы корректно объяснить, что такое нейросеть и как она работает, потребуется книжка с математическими формулами толщиной примерно три сантиметра, а некоего эквивалентного перевода используемых понятий на доступный подавляющему большинству язык попросту не существует. Посему скажу несколько футуристично-романтически: нейросеть дает возможность получить снимки воспоминаний электронной модели мозга о неких объектах или событиях. Нейросеть видела около четырех миллиардов изображений, которые привязаны к различным понятиям. То есть можно самостоятельно нарисовать некую композицию в стиле «палка, палка, огуречик» и на ее основе попросить сделать фотореалистичный рисунок. Ну а если не нужна фотореалистичность, можно попросить стиль любого относительно известного художника или дизайнера, практически всех их нейросеть знает. И нельзя не отметить, что работа с такой нейросетью ближе к некоему «шаманству», чем к привычному взаимодействию с компьютером. Сейчас уже подано несколько очень спорных судебных исков от художников и владельцев авторских прав, которые считают, что их работы нейросетям для обучения показывали незаконно и способность нейросетей воспроизводить их стилистику нарушает их права. Люди опасаются, что распространение нейросетей может выбить из профессии многих художников и обесценить их труд. Точно так, как британские рабочие опасались, что станки лишат их работы.Беларусь Сегодня