За пару лет беспилотный транспорт перерос из футурологии в реальность. Крупный бизнес особенно внимателен к таким трансформациям. Разбираемся, почему благодаря беспилотникам логистика больше не будет прежней Об авторе: Василий Жуков, коммерческий директор компании «ЭвоКарго». Беспилотные, автономные, высокоавтоматизированные — так называют транспортные средства, которые не нуждаются в человеке-водителе. К ним относят не только легковые автомобили, но еще и грузовики, поезда, сельскохозяйственные машины и складские погрузчики. При этом на российских дорогах в рамках промышленных объектов и складских комплексов уже не первый год работают автономные грузовики, которые по всем характеристикам соответствуют пятому уровню автономности. Яркий пример — масштабный и уникальный проект «Беспилотные логистические коридоры», который проводится с осени 2022 года на магистрали М-11 протяженностью 670 км. Впервые эксперимент охватил все элементы бизнес-цепочки в грузоперевозках: «умная» машина — новая модель перевозки — цифровая инфраструктура дороги — правовое и техническое регулирование». Компании-участницы, среди которых «Почта России», X5 Retail Group, ПЭК, «Автодор», КАМАЗ и другие, совместно с государством оценивают экономику перевозок с помощью беспилотного транспорта, а также тестируют новые технологии, решения и нормы регулирования, чтобы в будущем масштабировать их на основные автомобильные транспортные коридоры страны — к 2030 году их общая протяженность составит 19,5 тыс. км. Нормы регулирования — значительный фактор, откладывающий масштабирование беспилотных решений на дорогах общего пользования. Однако, например, в рамках промышленных объектов и складских комплексов автономный транспорт уже активно эксплуатируется на коммерческой основе. Пример автономных грузовиков «ЭвоКарго» является показательным — за три года с начала эксплуатации автономных платформ на разных площадках не было зафиксировано ни одной аварии. Автономные грузовики по подписке Уже привычная нам модель подписки на разнообразные сервисы, лизинг новых девайсов, каршеринг доказывают: чтобы извлекать максимум выгоды из определенного продукта, больше не нужно владеть им, тратя деньги на его содержание, обслуживание, ремонт и т.д. Автономные электрические грузовики по подписке — реальность текущего времени, в которой логистический бизнес тоже может стать эффективнее и гибче. Как и многие подписки с пробным периодом, модель сервисной подписки на автономные грузовики тоже может предлагать период тестирования. Как только сервис подтверждает свои характеристики, а бизнес убеждается во всех заявленных преимуществах услуги и самого продукта, подписка на автономные грузовики внедряется в рутинные логистические процессы компании. В то время как высококонкурентный рынок логистики требует от компаний постоянного развития, оптимизации и модернизации всех процессов, автономные грузовики уже сейчас меняют отрасль, делая логистические процессы эффективнее и гибче, и это в ближайшем будущем станет повсеместным.РБК Тренды