Профориентация для взрослых: какие методики использует рынок

22% россиян хотят поменять профессию, но пока не могут определиться, чем хотели бы заниматься, свидетельствуют данные исследования Skillbox. У части из них нет уверенности при выборе нового направления. 28% желающих сменить вид деятельности проходили профориентационные тесты, но выбрать профессию тесты не помогли либо даже усложнили выбор. Часто у этих людей есть высшее образование, специальность, работа. Но стремление сменить профессию зависит от разных факторов: желания увеличить доход, неудовлетворенности текущими задачами или продуктом и других. Стараясь определиться с профессией и обращаясь, например, к карьерным консультантам, люди формулируют запросы, часто вообще не связанные с профессиональной деятельностью или навыками: «Я боюсь, что у меня не получится», «Я считаю, что уже поздно начинать с нуля», «Я думаю, что мне не хватит ресурсов». В Европе раз в 5-7 лет многие профессионалы меняют карьерный трек, осваивают новые навыки, меняют индустрию, запускают следующий виток профессионального развития. Один из работающих вариантов профориентации для взрослых — тестирование, которое помогает определить конкретные профессии. Более продвинутый тест Digital Human предлагает современные варианты профессий, анализируя согласованность ценностей и интересов испытуемого. Опросы для взрослых довольно объемные — 40-50 вопросов о причинах выбора текущей специальности, желаемой компании для работы, о профессии, которой бы хотели заниматься, даже если бы за нее не платили. Еще для профориентации подойдут проективные методики вроде «Хочу – Могу – Надо». В этом процессе важно изучить, какие навыки, компетенции, опыт можно «забрать» с собой в новую профессию. Или даже определить новую профессию, исходя из набора навыков от «старой» специальности. Еще одна методика профориентации для взрослых — «профпробы», то есть знакомство с профессией на практике, а не только теоретическая часть через вебинары и конференции. А также пообщаться на предварительной консультации, полистать его страницы в профессиональных соцсетях, чтобы понять, одинаковые ли у вас ценности, какое у него отношение к жизни, к профессии, к клиентам. Итогом любого метода профориентации должно быть понимание своих сильных сторон, перспективы переработки резюме, осознание своего потенциала и подходящих под него вариантов профессий. В результате человек, намеревающийся сменить профессию, сформулирует свои цели, а также шаги на пути к их достижению и достаточно быстро получит понятный результат.Ведомости