Законопроект по вопросам информационной безопасности был принят мажилисом в первом чтении 26 сентября. Участники рынка говорят, что этот документ может уничтожить несколько классов страхования. Например, групповое страхование туристов и добровольное медицинское страхование. Разбираемся, что произошло. Для предоставления страховых услуг в онлайн-режиме страховые компании в целях получения необходимой и актуальной информации по клиенту, а также упрощения заполнения человеком информации в заявлении на страхование, получают информацию по клиенту из государственных баз данных через единую страховую базу данных (ЕСБД). «В частности, сложности возникают в тот момент, когда клиент оформляет полис страхования онлайн и желает указать супругу или супруга, иных членов семьи или родственников в качестве застрахованных или выгодоприобретателей. При запросе информации в государственные базы по всем лицам, которых включают в страховой полис, страховым компаниям также требуется получение личного согласия каждого лица на доступ к их данным. С одной стороны, это усиление безопасности доступа к данным физических лиц, но с другой стороны - такие требования создают проблему при заключении страхового договора в онлайн-режиме: процедура оформления онлайн полиса может занимать уже не 2-3 минуты, как обещают страховщики, а значительно больше. «И если, например, супруг или супруга находится за пределами страны или отсутствует мобильная связь, то и подтвердить свое согласие на доступ к своим данным, хранящимся в государственных базах данных, они не смогут, и процедура оформления полиса не просто значительно затянется по времени, но и станет невозможной, так как подтвердить свое согласие путем СМС-ответа на получение сообщение от 1414 необходимо каждому лицу – страхователю, застрахованному, выгодоприобретателю – в течение двух минут. Например, групповое страхование туристов и добровольное медицинское страхование. «Представьте себе ситуацию, в компании работает несколько тысяч человек, им объявляют, что в такой-то день и час надо в течение двух минут отправить СМС по такому-то номеру, иначе компания не сможет оформить страховой полис. Страхование туристов тоже важно, но законодательная инициатива ставит под угрозу эти продукты. «Однако сегодня оформление страхового полиса в онлайн режиме возможно не во всех случаях и пока не по всем страховым продуктам, в основном в обязательных классах страхования. Надо признать, чаще всего онлайн продается страхование автомобилей (ОСГПО ВТС и КАСКО), а также страхование туристов, выезжающих за рубеж, и страхование от несчастных случаев. При оформлении полиса страхования онлайн компании общего страхования не запрашивают копии удостоверения личности. Если внесенные персональные сведения клиента не проходят сверку по какой-то причине, это возможно, когда, например, информация в базах данных не совпадает с реальным документом, то страховая компания приглашает клиента в офис продаж, чтобы оформить страховку офлайн. «При оформлении страховки офлайн – у официального представителя компании персональные данные клиента также проходят сверку в государственных базах данных в режиме реального времени и если пройти ее не удается, то сейчас мы имеем право сделать копию удостоверения личности клиента и всех тех, кого он планирует вписать в страховку.Деловой Казахстан