Динамика переговорного процесса Баку и Еревана показывает, что стороны согласовывают вопросы по степени их сложности. И теперь, после очередного брюссельского раунда, со всей наготой проступает главный нерешенный вопрос – финансирования официальным Ереваном остатков самопровозглашенного образования в Карабахе и нахождения на территории Карабахского экономического района Азербайджана подразделений армянской армии и отрядов боевиков из местных армян. Без свертывания этой деятельности, что однозначно трактуется как вмешательство во внутренние дела АР, заверения Еревана о признании территориальной целостности нашей страны будут выглядеть неубедительно. Причем сложность вопроса заключается не только и не столько в позиции Еревана, сколько в политике Москвы, которая долгие годы была гарантом проекта «миацум», взяв на себя функции охраны армяно-турецкой границы и в целом выступая гарантом безопасности Армении, чем аргументировано и размещение российской военной базы в Гюмри. Под примерно тем же предлогом помощи и содействия РФ выжала для себя все возможные преференции в экономической сфере, фактически установив монополию своих государственных корпораций на целый ряд стратегических отраслей РА. Конструкция сохранялась до тех пор, пока Азербайджан не стал достаточно сильным, чтобы восстановить свой суверенитет над Карабахом. Однако потворство РМК незаконной администрации и армянским вооруженным формированиям на территории, временно находящейся в зоне его ответственности, фактически кристаллизовали суть проблемы: полное восстановление суверенитета Азербайджана не отвечает геополитическим устремлениям России, и она ищет приемлемый для себя вариант для сохранения присутствия в Карабахе. Вместе с тем, все действия Москвы, направленные на усиление незаконного образования в Карабахе и даже придание ему некой субъектности - начиная от пропуска иностранных лиц, а также личного состава и военных грузов из Армении, засылки Варданяна и заканчивая опекой армянских военных на территории Карабаха, потерпели крах. Недавнее же демонстративное проявление неуважение к государственному флагу Азербайджана на мосту через реку Хакари говорит об отсутствии у Москвы эффективных политических инструментов воздействия на Баку. Стиль Баку – это безукоризненное следование международному праву, а гуманитарная ситуация на месте, равно как и предложение использовать альтернативную дорогу, никак не коррелируют с истерией, поднятой армянской стороной вокруг мнимой гуманитарной катастрофы, что не позволяет армянам и их покровителям, в частности Москве, переиграть ситуацию в свою пользу и выставить наше государство в образе притеснителя армян. С одной стороны, Кремль драматизирует гуманитарную ситуацию, настоятельно требуя открытия «Лачинского коридора» и выставляя себя заступником за «гонимых» армян, а с другой, заявляет, что «в этих условиях (признания Арменией территориальной целостности Азербайджана – ред.) не следует перекладывать ответственность за судьбу армянского населения Карабаха на третьи страны», то есть фактически отказывая им в военной и политической поддержке. В частности, было заявлено, что определение территориальной целостности и суверенитета Азербайджана со ссылкой на позицию армянской стороны не соответствует указанным рамкам. Пока стороны перебрасывали мяч через сетку, главарь незаконного образования в Карабахе Араик Арутюнян с провинциальной прямотой заявил, что идет на крайнюю меру и объявляет… сидячую забастовку. Раз от раза вялотекущие протестные мероприятия никак не успокаивающейся части карабахских армян все больше принимают характер фарса, что только подчеркивает, что реально процессу реинтеграции региона с Азербайджаном противостоять нечем. Армянским формированиям, причем включая местные отряды, надо бы покинуть территорию Карабаха (не исключено, что им будет предоставлены коридор и время). Ни Ереван, ни Тегеран, ни Вашингтон, ни Брюссель, ни Париж и даже Москва не станут ввязываться в бой на стороне кучки бандитов.Caliber.Az