Летом жители мегаполиса особенно часто стараются вырваться из суеты и провести время на природе. Благо возможностей для такого отдыха год от года становится все больше - малый бизнес готов удовлетворить запросы самых разных любителей путешествий. Какие новые виды отдыха появились в последние годы в регионе и приносят ли летние бизнес-идеи доход, выяснял корреспондент "РГ". На окупаемость любого бизнеса влияет множество факторов: местоположение, уровень конкуренции, спрос на аренду, цены, стартовые затраты, операционные расходы, количество наемных сотрудников... А сезонный бизнес ко всему прочему сильно зависим от погоды, которая на Урале, как известно, непредсказуема. Но даже в таких условиях желающих рискнуть год от года меньше не становится: предприниматели генерируют все новые идеи, предлагая жителям и гостям Среднего Урала самый разнообразный летний досуг, доступный практически для всех возрастных категорий и уровней платежеспособности. Например, сплавы и прогулки на сапах организованы на большинстве водоемов, и даже при высокой конкуренции спрос есть почти всегда. Скажем, аренда сапборда для путешествия на озеро Тургояк, реки Ай и Уфа в компании инструктора обойдется в 12-13,5 тысячи. И, кстати, из числа самых распространенных рисков для такого бизнеса: поклонники активного образа жизни, попробовав однажды сплав в частной компании, больше не привязываются к группам, желая спокойствия и уединения с природой. В последнее время растет число самостоятельных туристов, - рассуждает организатор одной из крупных школ каякинга и сапсерфинга Александр. Неопытным туристам, которые не готовы сами проверять незнакомый водоем, проще довериться опытным инструкторам. Суммарные расходы на транспортировку туристов в комфортабельном автобусе до начальной точки сплава, спасательные жилеты, палатки для ночевки, репелленты, фонари, насосы можно окупить за один летний сезон, но только если повезет с погодой. К самым существенным (20-30 процентов от оборота) относят расходы на рекламу и транспорт, который летом нарасхват. - Наибольший поток желающих, естественно, приходится на выходные и праздничные дни, поэтому логистику и сопровождение участников сплава приходится продумывать заранее. Естественно, чем более удалена точка отдыха, тем выше расходы на доставку туристов - как правило, это порядка 20 процентов от оборота. Например, компании с "диванным сплавом" положительные отзывы туристов и вложения в рекламу только на второй год обеспечили достаточно интенсивный поток. Так как загородный туризм долгие годы оставался без господдержки и на региональном уровне практически никакой работы по развитию туристического потенциала не было, интерес гостей к Среднему Уралу просел, он только-только набирает обороты.Российская газета