Музыкальная жизнь кипит с впечатляющей силой: Открылся юбилейный Х Транссибирский Арт-фестиваль
Транссибирский арт-фестиваль отмечает десятилетие В Новосибирске и других городах России проходит X Транссибирский арт-фестиваль, возглавляемый скрипачом Вадимом Репиным. С первого же года важнейшими составляющими его афиши были мировые звезды и мировые премьеры. С первыми сейчас сложно, хотя исполнителей международного класса по-прежнему хватает, а премьер — целых две. На одной из них побывал Илья Овчинников. Девять лет назад, также в конце марта, I Транссибирский арт-фестиваль открывал легендарный дирижер Кент Нагано, на тот момент возглавлявший Баварскую оперу и Симфонический оркестр Монреаля. По его словам, Вадим Репин нашел в расписании маэстро единственный свободный день, уговорив прилететь в Новосибирск между концертами в Мадриде и Берлине. С первого же фестиваля афишу ежегодно украшают премьеры сочинений, в первую очередь написанных для Вадима Репина. В Новосибирске впервые в мире звучали новые концерты Софии Губайдулиной, Александра Раскатова, Ильи Демуцкого, специально для «Транссиба» новую версию своей «Плащаницы» создал Арво Пярт, а англичанин Марк-Энтони Тёрнедж — концерт для двух скрипок с оркестром, предназначенный для Вадима Репина и Дэниела Хоупа. В программе Х фестиваля — целых два новых концерта; один, принадлежащий Михаилу Плетневу, впервые прозвучит послезавтра в Новосибирске, а в апреле — в Москве. По словам автора, концерт родился из короткой «Элегии», которую три года назад на праздновании его 75-летия исполнил Репин; вскоре возникла идея сделать ее лирической частью скрипичного концерта. Бюль-Бюль оглы говорит о преемственности, с благодарностью вспоминая своего учителя Кару Караева, в свою очередь, учившегося у Шостаковича; возможно, их сочинения действительно служили источником вдохновения, но еще одним, не менее вероятным, представляется концерт Арама Хачатуряна. В отличие от трагических сочинений Шостаковича и Караева, в концерте Хачатуряна на первом месте остается жизнелюбие, неизменно побеждающее любую попытку автора — и исполнителей —– создать драму. На фоне целой плеяды новаторских скрипичных концертов тех лет сочинение Хачатуряна (1940) кажется вызывающе традиционным, что не мешает ему оставаться репертуарным спустя десятилетия. По-своему таков же и концерт Бюль-Бюль оглы с его сочной оркестровкой и чуть ли не блюзовыми интонациями в финале — сочинение честное, без ложной многозначительности и намеков на тайные смыслы там, где их нет. Теперь его судьба зависит от исполнителей, по крайней мере Репин и Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением Сергея Скрипки играли с неподдельным удовольствием. Среди удач фестиваля — программа «Вадим Репин и друзья», представленная в сибирских городах и в Москве. Сочинение Менотти началось с почти джазовых пиццикато виолончелиста Александра Князева, продолжилось красивейшим соло арфы и завершилось серией разнохарактерных эпизодов, где блеснули и скрипачка Елена Таросян, и альтист Илья Тарасенко, и сам Репин.Коммерсантъ