Деятельность контрольно-надзорной системы в России избыточна и не ведет к снижению рисков
Бизнес-омбудсмен не нашел в контроле и надзоре снижения рисков Хотя «карательный» тренд в контрольно-надзорной деятельности (КНД) пошел на спад, переход к риск-ориентированной модели КНД пока не состоялся, сказано в ежегодном докладе уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова президенту. Так, из-за временной отмены моратория на проверки в 2021 году контролеры нарастили проверочные мероприятия почти вдвое и все еще редко ограничиваются предупреждениями, несмотря на снижение сборов штрафов с бизнеса. Для повышения эффективности системы КНД бизнес-омбудсмен предлагает изменить порядок ее мониторинга, учитывая не только число проверок, но и их экономические последствия. Бизнес же помимо снижения административной нагрузки добивается сокращения уголовных рисков. Система КНД после ее реформы меняется, но пока деятельность контролеров избыточна, фиксирует бизнес-омбудсмен Борис Титов в годовом докладе президенту о состоянии деловой среды (вероятно, он традиционно будет представлен 26 мая). По некоторым направлениям наблюдается парадокс: проверок больше, а количество зафиксированных случаев вреда — меньше»,— поясняет Борис Титов. Число случаев причинения вреда действительно снизилось — 24,7 тыс. против 24,9 тыс. в 2020 году, свидетельствуют данные индекса административного давления. Индекс оценивает репрессивность КНД, эффективность риск-ориентированного подхода и объем штрафов, собираемых ведомствами, по данным Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, региональных ведомств и статистических форм. Ранее для подсчета индекса использовались разрозненные данные Росстата, судов, региональных и муниципальных органов контроля — их омбудсмен предлагает вновь использовать для развития мониторинга КНД. По мнению бизнес-омбудсмена, расширение пула данных позволит учесть помимо частоты проверок их экономические последствия — штрафы, остановки деятельности и др. В 2021 году средний штраф стал меньше на 34%, но существенного смягчения реакции контролеров не произошло, считает господин Титов. Доля предупреждений среди наказаний сократилась у всех ведомств, кроме Россельхознадзора (31%, плюс 7 процентных пунктов за год) и Роструда (31%, плюс 6 процентных пунктов). Сам бизнес тем временем добивается снижения рисков уголовной ответственности — помимо общего обращения предпринимателей к президенту (см. “Ъ” от 19 мая) члены «Деловой России» направили главе Минюста Константину Чуйченко поправки к Уголовному кодексу, корректирующие признаки налоговых преступлений и категории их тяжести. Авторы считают избыточным отнесение налоговых преступлений к тяжким с учетом тренда на поддержку «развития бизнеса со стороны государства»: они относятся к экономической сфере, исключают насильственные действия, и, по мнению бизнеса, при устранении вреда уголовное преследование может быть прекращено.Коммерсантъ
Эта новость в СМИ