Фото: Столица С Эксперты Счетной палаты (СП) РФ провели глобальное исследование транспортной сети регионов, входящих в Приволжский федеральный округ. Рассматривался период с 2019 года по октябрь 2022-го. Как на фоне соседей, по мнению аудиторов Счетной палаты, выглядит Мордовия, узнал Денис Тюркин. Для начала стоит отметить, что по размеру валового регионального продукта (ВРП) на конец 2020 года ПФО занимал второе место после Центрального федерального округа. На его долю приходится 19,8 % населения страны, 21 % общего объема производства продукции сельского хозяйства, 19 % — обрабатывающих производств, 16,2 % — строительства, 14,3 % — добычи полезных ископаемых. Счетная палата РФ Доля ВРП Мордовии от общероссийского ВРП составляет всего 0,3 %, при этом, как отмечают аналитики СП РФ, республиканское правительство запланировало на ближайшие пять лет увеличить ВРП более чем на 20 %. «Анализ показал, что запланированные к 2020 году значения вышеуказанных показателей социально-экономического развития половиной субъектов ПФО (в том числе Мордовией — «С») не достигнуты, что не способствует решению задачи по экономическому росту и свидетельствует о наличии рисков недостижения действующих параметров документов стратегического планирования», — говорится в докладе. И конкретизируют: «Так, по большинству субъектов ПФО планируемые темпы прироста объема ВРП и объема розничной торговли (приведенные к базовому 2020 году) значительно превышают показатели прироста плотности автомобильных дорог, рассчитанной с учетом планируемого увеличения в 2022–2024 годах протяженности автомобильных дорог федерального значения на территории соответствующего региона в соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой. Счетная палата РФ «В минус» на экономику и благосостояние, считают эксперты, работает и тот факт, что протяженность сданных после ремонта дорог в ПФО (думается, что и по стране в целом) в среднем в два десятка раз больше новопостроенных участков. Аналитики СП РФ сетуют на внушительные объемы незавершенного строительства объектов транспортной инфраструктуры в ПФО. При этом завершение работ и ввод в эксплуатацию приостановленных объектов региональной собственности планируются пятью субъектами ПФО (республики Башкирия, Марий Эл, Удмуртская Республика, Кировская и Ульяновская области) только в отношении 45,6 % общего количества указанных объектов (72 единицы). Счетная палата РФ «Анализ свидетельствует о наличии проблемных зон в функционировании транспортной инфраструктуры регионов, снижающих возможности экономического развития регионов и обеспечения качества жизни населения, — сообщает СП РФ. «По территории Республики Мордовия проходит двухполосная автомобильная дорога регионального значения Саранск — Рузаевка (протяженностью 11,66 км), работающая в режиме перегрузки, соединяющая столицу региона с городом Рузаевка, в котором расположен крупный железнодорожный узел, и второе в регионе по объему выручки (31 миллиард рублей за 2020 год) промышленное предприятие АО «Рузхиммаш», — отмечается в аналитике СП РФ. Вместе с тем в шести регионах ПФО (республики Марий Эл и Мордовия, Удмуртская Республика, Пермский край, Кировская и Нижегородская области) фактическая доля указанных населенных пунктов составила меньше 73 %». Протяженность железнодорожных путей в республике составляет 543,6 км (один из самых низких показателей среди субъектов ПФО). По коэффициенту Энгеля (99,6) (отношение плотности дорог определенного вида транспорта к корню квадратному от плотности населения — «С»), он находится на втором месте среди субъектов ПФО. Количество ДТП на 100 тысяч населения составляет 87,6 (в среднем по округу — 101,6), число погибших в результате ДТП на 100 тысяч населения — 13,8 человека (самый высокий показатель среди субъектов ПФО, в среднем по округу — 10,9). В 2021 году отмечается снижение количества ДТП на 32,6 единицы относительно показателя 2020 года, а число погибших — на 2,6 единицы. Вот рекомендации (предложения), которые СП РФ уже направила мордовским чиновникам: «Предложить высшим должностным лицам республик Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртской Республики, Пермского края, Кировской, Оренбургской и Пензенской областей поручить высшим исполнительным органам государственной власти регионов проработать вопрос о федеральной поддержке (совместно с Минсельхозом России) реализации мероприятий по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог местного значения в части обеспечения сельских населенных пунктов и социально значимых объектов автомобильными дорогами с твердым покрытием.Столица С