Говоря о ядерном оружии и ядерных испытаниях, очень велик соблазн уйти в чисто околофилософскую плоскость и рассуждать о том, почему человек так много сил и денег тратит на уничтожение себе подобных. Но, как бы то ни было, сброс бомб на Хиросиму и Нагасаки, а также ядерные испытания на Семипалатинском полигоне есть величайшие трагедии в истории человечества. Именно поэтому мы выбрали для пусть не самого приятного, но, безусловно, расширяющего кругозор киносмотра две картины – французскую "Хиросима, моя любовь" и казахстанскую "Айналайын". Что примечательно, оба фильма взяли в качестве заглавия едва ли не романтичные названия – и если в случае с картиной Алена Рена все более-менее стандартно, то в случае с фильмов Болата Калымбетова все интереснее. Как правило, при слове "айналайын" на ум каждому мало-мальски подкованному в литературе казахстанцу придут строки Олжаса Сулейменова: Только бедно звучит перевод. А ведь оба фильма – о тех последствиях, страшных и непоправимых, которые принесли обе катастрофы. Однако "Хиросима, моя любовь", помимо сброса бомб на невинных жителей рассказывает и об одной, личной катастрофе, которая случилась в Невере с безымянной героиней, которая влюбилась в немецкого офицера во время Второй мировой. Правда, в конце фильма они обретают имена, но перестают быть людьми, становясь местами своих катастроф: она становится Невером, а он – Хиросимой. После просмотра фильма "Айналайын" задаешься вопросом: а что же хуже – сама катастрофа или тоскливое и пустое существование после нее? Молчаливое экзистенциальное отчуждение друг от друга – вот что происходит после катастрофы. Несмотря на то, что герои итальянского мастера красивы и страдают в весьма неплохо обставленных интерьерах, их многое роднит с неказистыми мужчинами и женщинами казахстанского режиссера. "Бедная земля! Бедный народ! Однако такие фильмы нужны, чтобы мы не забывали о том, какие трагедии были в нашей истории, и память о них убережет нас от создания новых катастроф.Elorda.info