Драматургия: шпионский триллер, «не тот человек» и абсурдные идеи Кадр из фильма «На север через северо-запад» (1959) / Фото: MGM «На север через северо-запад» возник как проект, который Альфред Хичкок обязан был снять по договору со студией Metro-Goldwyn Mayer вместо другого фильма (это в итоге оказалось единственное сотрудничество режиссера и MGM). Изначально планировалась картина «Крушение „Мэри Диар“» — экранизация легенды о найденном в водах Атлантики безлюдном корабле. Хичкок и сценарист Эрнест Леман считали идею не слишком поддающейся реализации и взамен предложили студии сделать шпионский триллер. На съемках фильма «На север через северо-запад» (1959) / Фото: MGM Сюжет «На север через северо-запад» формировался на протяжении почти десятилетия из большого количества разрозненных идей (причем порой довольно нелепых), которые приходили Хичкоку. Толчком послужила история, услышанная режиссером в начале 1950-х годов от знакомого журналиста. Когда в 1957 году к работе присоединился сценарист Эрнест Леман, в ход пошел характерный для Хичкока мотив «не того человека», то есть фатально перепутанных личностей — главный герой, успешный рекламщик, вынужден защищать свою жизнь и доказывать невиновность, когда некие опасные незнакомцы принимают его за секретного агента. На съемках фильма «На север через северо-запад» (1959) / Фото: MGM Еще одна характерная хичкоковская деталь — макгаффин. Причем Хичкок называл макгаффин «На север через северо-запад» пустейшим, незначительнейшим и потому лучшим в своей карьере. По поводу последнего, кстати, будет уместно упомянуть, что исполнявший главную роль в фильме Кэри Грант после трети съемок пришел к Хичкоку с просьбой разъяснить сюжет, поскольку актер буквально не понимал, что же происходит по ходу событий. Сцена из фильма «На север через северо-запад» (1959) Вне привязки к сюжету у Хичкока появился ряд эпизодов, впоследствии удачно внедренных в историю и ставших хрестоматийными. Так, Хичкок хотел сделать сцену, в которой главный герой прятался бы от преследователей в носу фигуры Линкольна (фильм даже хотели так и назвать — «Человек в носу Линкольна»), а покушение по-началу планировалось совершать не с самолета, а каким-то образом с помощью торнадо. Кастинг На съемках фильма «На север через северо-запад» (1959) / Фото: MGM MGM предлагали на главные роли Грегори Пека и Сида Чарисса, однако эти кандидатуры были Хичкоком отвергнуты. Она же, хоть и снялась у Хичкока только в одном фильме, осталась одной из немногих актрис, у кого сложились добрые, и не омраченные эксцентричными выходками, отношения с режиссером-диктатором. Локации На съемках фильма «На север через северо-запад» (1959) / Фото: MGM Как и в «Головокружении», пространство в «На север через северо-запад» является почти что персонажем фильма. На съемках фильма «На север через северо-запад» (1959) / Фото: MGM В павильоне съемки проходили с сентября по декабрь 1958 года. Спецэффекты «На север через северо-запад» — это также один из самых насыщенных спецэффектами и трюковыми съемками фильмов Хичкока. Сцена из фильма «На север через северо-запад» (1959) Фильм стал очередным (после «Головокружения») опытом сотрудничества Альфреда Хичкока и графического дизайнера Сола Басса.Tvkinoradio.ru