Сине-желтые огни и ода человечеству

Поначалу все было, как и каждый год подряд. Константин Хабенский вновь открыл фестиваль спектаклем Виктора Крамера «Не покидай свою планету» по сказке Экзюпери «Маленький принц», стартовали традиционная лаборатория видеоарта (куратор – Антонио Джеуза) и фотовыставка, Турнир поэтов и Школа молодых журналистов. В Зале органной и камерной музыки концерты проходили буквально в режиме нон-стоп: вокалисты сменяли пианистов («Бетховен-марафон»), Инструментальный департамент и Композиторский – Народный департамент и Дирижерско-хоровой. Пока музыкальный лектор Ляля Кандаурова проводила музыкально-театральный ликбез в фойе Зимнего театра, в это время на его сцене режиссер Павел Сафонов руководил прогоном своего нового спектакля «Ибсен. Recycle». Фестивальным настроением был охвачен буквально весь город: многие местные жители столпились в здании Морского вокзала, чтобы услышать игру органистки Евгении Кривицкой. Кстати, органная тема в этом фестивале прозвучала как никогда мощно. Органный марафон с участием тех же артистов продолжился и на следующий день, уже на духовом органе фирмы Rieger–Kloss. Неизгладимое впечатление произвел новый спектакль Виктора Крамера – «Кроткая» по одноименной повести Достоевского с актером Сергеем Гармашем в главной роли: трагическая история получила новый подтекст в виде проблемы домашнего насилия и абьюза. И пока разум боролся с паникой, фестиваль заверил: все в порядке, мы вас не бросим, по мере необходимости эвакуируем. И теперь встал острый вопрос: завершать фестиваль или не завершать? В отличие от многих своих коллег, Юрий Башмет не стал давать какую-либо оценку происходящему, но дал понять, что фестиваль продолжится, несмотря ни на что. По иронии судьбы этот спектакль рассказывал о борьбе за власть, царе-манипуляторе (в образе Ярослава Мудрого – актер Андрей Мерзликин) и о народе Древнерусского государства. Накануне своего выступления итальянский коллектив Il Giardino Armonico сообщил руководству фестиваля, что не приедет, – причину не озвучили, но о ней теперь не трудно догадаться. Заключительный же концерт Зимнего фестиваля искусств – традиционный гала – и вовсе завершился на патетической ноте, окончательно разрушив первоначальную юбилейную атмосферу. Этот суровый Реквием, посвященный погибшим, звучал как ода человечеству, гимн стойкости и мужеству и словно одновременно готовил нас к грядущим закрытиям и отменам, расставаниям, погружению в новую реальность.Музыкальная жизнь