Борис Гройс — о том, почему интернет несет угрозу культурной памяти
С появлением интернета связана коллекция разнообразных страхов. РБК Тренды собрали самые распространенные тревоги и обсудил с философом Борисом Гройсом, какие из них заслуживают внимания, а какие — сильно преувеличены. Об эксперте: Борис Гройс, философ и теоретик искусства, профессор Нью-Йоркского университета. — Довольно часто говорят, что интернет может спровоцировать колоссальный спад письменной культуры, которая, по сути, будет замещена культурой аудиовизуальной. Хотя именно письменная культура столетиями была одним из главных инструментов передачи опыта от одного поколения к другому. Можно сказать, что она создавала своеобразный резервуар большой человеческой общности, которая теперь оказалась под угрозой. И вот наше мышление напоминает сахар, который растворяется в стакане воды. Их функция та же — фиксация памяти о себе, но она происходит в другом виде и на других носителях. Если раньше кино было делом специалистов, то сейчас производством фильма может заняться каждый. «Ошибочно думать будто раньше люди были грамотными, а сейчас — нет: процент грамотных не изменился, разница только в том, что раньше полуграмотным людям было негде свою неграмотность продемонстрировать». Раньше к этому «аппарату обращения ко всему человечеству» допускали только людей очень грамотных. Каждый человек, в том числе абсолютно не владеющий языком, может сделать то, что раньше мог делать только писатель: написать текст и послать его всему миру. Если раньше информацией было только то, что решили в редакции: их фокус и политика определяли, что является «событием», а что — нет, то теперь эту монополию у них отобрали. Дело в том, что интернет привел к тому, что более популярные медиа стали еще более популярными, а менее популярные стали еще менее популярными или вообще исчезли. Раньше в каждом городе были свои более-менее нормальные газеты, а теперь в США все читают только The New York Times. И это, кстати, заметно по музеям: в Америке есть два-три основных музея, в которые ходят какие-то бесконечные толпы, чего раньше не было. Создается впечатление, что начался масштабный компенсаторный процесс музеефикации неэлектронных носителей, чтобы хоть как-то компенсировать этот страх перед полной деменцией культурной памяти.Время и Деньги
Эта новость в СМИ