Недоговорённости «Гражданского договора»

Повторное назначение премьер-министром Армении лидера «бархатной революции» 2018 года Никола Пашиняна и начало работы новоизбранного парламента страны, собравшегося на этой неделе на своё первое заседание, дали старт новому политическому циклу в жизни независимого армянского государства. Однако вопрос, чем станет этот цикл для Армении — рывком вперёд, хождением по замкнутому кругу, бегом на месте или сползанием к прошлому, с которым страна мучительно пыталась расстаться в последние годы, — остаётся открытым. По итогам прошедших в стране в июне внеочередных выборов большинство в новом парламенте получила партия Никола Пашиняна «Гражданский договор». Однако по иронии судьбы это будет именно тот случай, когда название ведущей политической силы — «Гражданский договор» — меньше всего отражает складывающуюся в стране после выборов политическую реальность. Уже первая неделя нового политического сезона в Армении показала, что общенациональный консенсус, идея которого заложена в названии политической силы Пашиняна, сегодня нереален, как и до выборов, которые должны были стать неформальным общенациональным референдумом о поддержке курса последних лет, включая договорённости по Карабаху от ноября прошлого года. Злейшие противники Никола Пашиняна, не столь многочисленные, но по-прежнему необычно активные и заряженные на продолжение борьбы, приложили максимум усилий, чтобы сорвать уже первое заседание парламента. Депутаты от блока «Армения» экс-президента Роберта Кочаряна и представители блока «Честь имею» бывшего директора Службы национальной безопасности Артура Ванецяна роют парламентские окопы во весь рост и готовятся к затяжным боям с парламентским большинством. Складывается парадоксальная ситуация: несмотря на убедительную победу его партии, премьер и его сторонники так и не получили карт-бланш на продолжение того курса, за который проголосовало большинство избирателей. Предыдущий парламент был более однородным, а теперь противники премьера имеют достаточно возможностей, чтобы портить ему кровь, тормозить принятие ключевых решений. Это означает, что многие будущие «договорённости» «Гражданского договора» рискуют стать фактическими недоговорённостями, при этом недосказанность и половинчатость оказываются неизбежными. Как и оглядка на сиюминутную политическую конъюнктуру, требующую от Пашиняна постоянного лавирования, что не позволяет ему проводить последовательную и внятную политику, способную подвести черту под острейшим политическим кризисом последних месяцев. Впрочем, главные недоговорённости «Гражданского договора» связаны с вопросом о дальнейшей стратегии развития страны, которая для любого государства определяет не только краткосрочные, но и средне- и долгосрочные задачи. Но есть ли у страны внятная стратегия развития, которая позволит подобно «израильскому» или «сингапурскому чуду» в определённый момент создать «армянское чудо»? Между тем сегодня в Армении дискуссия о будущем преимущественно сводится к вопросу о внешних факторах — о роли России и ОДКБ, на которые возлагается, или, точнее сказать, перекладывается, всё большая ответственность за будущее. Чтобы защитить армянское население?News.ru
Эта новость в СМИ