Найти тему
Наткнулся тут на статью про хайпового хомяка и иные приложения для тапанья крипты «Тапанье» хомяка вредит нервной системе — психологи. Эксперты предупредили, что схожие игры приводят к гиперфиксации — человек буквально посвящает жизнь «тапанью». Что такое гиперфиксация? Это длительная и интенсивная фиксация на каком-либо событии. Кроме того, игра в хомяка завышает ожидания — если она не оправдает прогноз, это может привести к нервному срыву. Из последних новостей, ребенок довел себя до нервного срыва, просыпался каждые 4 часа для получения монеток и выполнения заданий. Та самая гиперфиксация. Учитывая многомиллионность аудитории, то таких случаев будет много. #психология #hamsterkombat
9 месяцев назад
Альтернативная дополнительная коммуникация (АДК)
Часто при грубых когнитивных нарушениях, афазии, аутизме, ДЦП, БАС, синдроме «запертого человека» и других заболеваниях общение становится крайне ограниченным. Для этого есть АДК (альтернативная дополнительная коммуникация). Вкратце и по порядку: - нетехнологичные средства (жесты, ответы морганием глаз, мимика) Важно убедиться, что человек воспринимает обращенную речь, нет апраксии (трудности выполнения целенаправленных движений). Если пациент находится в малом сознании, то отличать непроизвольные моргания/сжатия руки/показывания жестов и др...
9 месяцев назад
Агнозия — это нарушение распознавания зрительных, слуховых или тактильных ощущений при нормальном функционировании воспринимающего аппарата. Соответственно локализации поражения мозга состояние характеризуется непониманием увиденного, услышанного, неузнаванием предметов при ощупывании, расстройством восприятия собственного. Агнозия — комплексное понятие, включающее все нарушения гностической функции. Расстройства гнозиса зачастую сопровождают дегенеративные процессы ЦНС, наблюдаются при многих органических поражениях мозга, возникающих вследствие травм, инсультов, инфекционных и опухолевых заболеваний. Среди различных нарушений ВПФ агнозия является наиболее распространенной. В зависимости от затронутых заболеванием центров анализа агнозия делится на виды: зрительная (нарушение зрительного восприятия, распознавания предметов, цветов, лиц, пространств), слуховая (неспособность распознавать звуки, речь), тактильная (нарушение узнавания материала объекта и его поверхности, формы), обонятельная и вкусовая (невозможность идентифицировать знакомые запахи и вкусовые ощущения), болевая, анозогнозия (отсутствие критической оценки больным своего дефекта либо заболевания), аутотопоагнозия (нарушения узнавания своего тела). В практике часто встречаются пациенты с различными видами агнозий, эти нарушения кординально меняют восприятие пациентов. Многие начинают теряться, не понимать происходящего вокруг, не узнавать близких, пугаются своего тела, т.к. думают, что у них несколько левых рук/ног и т.д. Срок коррекции и эффективность зависят от многих параметров, начиная от возраста больного, обширности поврежденных участков мозга, своевременности проведенных на раннем этапе лечебных и коррекционных мероприятий, наличия других дегенеративных заболеваний и общего состояния.
9 месяцев назад
Часто в практике встречаются пациенты с нарушением праксиса (целенаправленные/осознанные действия). Например, пациенты могут "залипнуть" при выполнении таких простых действий как причесать волосы, почистить зубы или размешать сахар в чае. Пространственные нарушения, когда человек не может (не имея двигательного дефицита) застегнуть пуговицы на рубашке или застелить кровать, изобразить геометрические фигуры (тут же может отмечаться нарушение письма). Некоторые могут спокойно на автомате (незадумываясь) взять ручку и снять колпачок, но теже самые действия по команде уже будут недоступны. Пациент хочет позвонить по мобильнику, но берет в руки пульт от телевизора и начинает набирать номер. Некоторые не могут скопировать позу лица, высунуть язык, надуть или втянуть щёки, изобразить поцелуй. Для таких пациентов важна максимальная концентрация, иногда проговаривание в слух или выполнение действия обеими руками, чтобы справиться с поставленной задачей. Т.е., можно сказать, что конечности пациента полностью "пригодны" к выполнению действий. При диагностике апраксии важно исключить другие возможные причины нарушения движений (спастичность, ограниченность подвижности в суставах и т.п.). В большинстве случаев апраксия в моей практике сочетается с вышеописанными патологиями. Важным аспектом выявления апраксии является нейропсихологическое тестирование, которое заключается в проведении ряда проб, позволяющих определить вид нарушений высших психических функций. Больному предлагается выполнять какие-то действия с предметами, без них, с закрытыми и открытыми глазами, повторять манипуляции за нейропсихологом, конструировать целое из деталей. Пациент производит движения самостоятельно и под руководством специалиста. При коррекции апраксии используются нейропсихологические методы, совместно с эрготерапией. Периодически пациента приходится заново учить пользоваться вещами, самообслуживанию, писать, рисовать.
9 месяцев назад
Афазия – расстройство сформированной речи, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь. Проявления афазии зависят от формы нарушения речи; специфическими симптомами афазии являются речевые эмболы, парафазии, персеверации, контаминации, логорея, алексия (чтение), аграфия (письмо), акалькулия (счёт) и др. (в следующих постах более подробно). Афазия вызвана локальным органическим поражением речевых зон мозга. В отличие от алалии, при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована (у детей старше 3-х лет или у взрослых). Причиной афазии в основном являются перенесенные инсульты, ЧМТ, опухоли мозга, психические и др. заболевания. Тяжесть афазии зависит от локализации и обширности очага поражения, этиологии нарушения, компенсаторных возможностей, возраста пациента и преморбидного фона (предшествующее и способствующее развитию болезни состояние организма). В классической нейропсихологической классификации А.Р. Лурии различают моторную (эфферентную и афферентную), сенсорную, акустико-мнестическую, семантическую и динамическую афазию. Отдельно - амнестическая афазия. При обширных повреждениях ГМ отмечается тотальная афазия при которой полностью нарушается способность говорить и понимать речь. Помимо медикаментозного воздействия, особую роль в коррекции занимают нейропсихологические и логопедические занятия. В своей практике использую классические и актуальные методы восстановления. Одним из важных факторов является ранняя коррекция, при данном нарушении - время играет крайне важную роль!
1 год назад
Нейропсихологическая диагностика (НД) — исследование психических процессов с помощью набора специальных проб с целью квалификации и количественной характеристики нарушений (состояния) высших психических функций (ВПФ) и установления связи выявленных дефектов/особенностей с патологией или функциональным состоянием определенных отделов мозга либо с индивидуальными особенностями состояния мозга в целом. Собственно НД помогает нейропсихологу понять какие структуры мозга и на каком уровне повреждены, определить какие психические функции нарушены (у взрослых)/несформированны (у детей), оценить сохранные отделы мозга и звенья, составить заключение. НД проводится индивидуально. В среднем процесс диагностики длится от 30 минут дo 1,5 чacoв, в зависимости от состояния пациента. По результатам диагностики составляется нейропсихологический статус и индивидуальная коррекционная программа. Чем раньше проведена диагностика после перенесенного заболевания, тем лучше можно восстановиться. Здесь время имеет колоссальный характер! НД представляет первый этап реабилитации, т.к. позволяет не только количественно оценить потенциал восстановления/формирования функций, но и выделить сильные и слабые компоненты каждого конкретного процесса. И только после НД психологом проводится изучение (при возможности) МРТ, КТ, ЭЭГ, обследования других специалистов, дабы не создавать "установку" на поиск тех или иных феноменов. Методы НД устроены так, что здоровый человек потратит на их выполнение не более нескольких минут. Для пациентов с проблемами, выполнение задания продолжается либо до его выполнения, либо до момента установления специалистом степени выраженности нарушений. Например в ходе диагностики у постинсультного пациента отмечаются трудности в понимании и воспроизведении речи, проблемы с запоминанием, нарушение чтения и письма, сложности с решением простых арифметических примеров/задач, повышенная утомляемость и заторможенность. Всё это возможно проанализировать благодаря нейропсихологической диагностике и составить грамотную программу коррекции по мере возможности.
1 год назад
Когнитивные нарушения (КН) – распространённый неврологический симптом, который часто возникает при наличии проблем с работой головного мозга. Познавательными функциями являются те, что отвечают за получение, обработку, анализ, хранение и использование полученной информации из вне. Расстройство когнитивных способностей напрямую влияет на возможность человека рационально оценивать и познавать мир. Обычно эти изменения весьма разнообразны, могут быть ярко выражены или малозаметны. Всё зависит от основного и сопутствующих заболеваний. К когнитивным функциям относятся: речь, память, мышление, интеллект, исполнительные процесы, нейродинамические процессы, гнозис, праксис (об этом более подробно чуть позже). Они предназначены для выполнения различных когнитивных задач любой сложности. Действия могут быть как элементарными, так и комплексными высшей трудности. Ежедневно наш мозг участвует в огромном выполнении различных задач. Каждая из этих задач требует миллионы расчётов и участия различных участков мозга. Расстройства различных познавательных функций часто встречаются как у детей, так и взрослых людей. Они сопровождают многие заболевания и требуют консультации таких специалистов как невролог, психиатр, педиатр, логопед, клинический психолог/нейропсихолог. Естественно чем раньше вы обратились к специалисту - тем лучше. В работе нейропсихолога для оценки когнитивных функций используются нейропсихологические методы исследования. Они представляют собой различные скрининговые тесты и пробы. Для получения более точных данных КН используется полное нейропсихологическое обследование, которое в среднем занимает 1 час (многое зависит от состояния пациента и его особенностей). Оно позволяет выявить клинические особенности КН и составить нейропсихиологический статус с дальнейшим планом нейропсихологических коррекционных занятий. Восстановление и поддержание на должном уровне навыков, памяти, речи, интеллекта, абстрактного мышления – обязанность каждого человека, который занимает активную позицию в социуме.
1 год назад
Нейропсихолог – специалист, который занимается диагностикой психических функций и коррекцией нарушенных или неразвитых функций психики с учётом закономерностей функционирования нервной системы человека. Само направление тесно взаимосвязанно с рядом нейронаук, таких как неврология, психиатрия, анатомия, психофизиология и собственно психологией. Основные задачи: ◾изучение как именно мозг участвует в осуществлении разных психических процессов (речь, чтение, счёт, память, внимание, мышление, эмоции и т.д.); ◾как различные травмы (ЧМТ, инсульт, аневризма и т.д.) и нарушения в развитии мозга (ЗПР, ДЦП, СДВГ и т.д.) влияют на психические функции; ◾дальнейшая диагностика и коррекция нарушений. #нейропсихология #нейропсихологмосква
1 год назад