Бетховен в Светлановском зале Дома музыки 17.12 2025 Национальный филармонический оркестр России Солист Денис МАЦУЕВ Дирижёр Маэстро СПИВАКОВ Первый и Пятый концерты для фортепиано с оркестром
Президент России Владимир Путин присвоил звание Героя труда РФ руководителю Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра "Виртуозы Москвы", президенту Московского международного Дома музыки и Международного благотворительного фонда Владимиру Спивакову...
7 месяцев назад
⚡Елена ИСТРАТОВА - критик, музыковед о концерте маэстро Владимира СПИВАКОВА в СПБ 12.03 2025 📍Такие концерты-события – воспоминания на всю оставшуюся жизнь. На сцене два абсолютных гения – Владимир Спиваков и Денис Мацуев. В концерте к 80-летию Владимира Теодоровича, которое отмечается в этом году, они исполнили сонаты Брамса и Франка. А потом – целую жемчужную россыпь пьес-бисов: Элегия Массне, Венгерский танец Брамса, пьесы Дебюсси, Равеля, Мануэля де Фальи, Вокализ Рахманинова (!!!), Танго Пьяццоллы (!!!), Танго и Полька Шнитке. И еще не все вспомнила. Все сыграно шедеврально неподражаемо. Из особых ощущений от концерта. Сначала о Денисе Мацуеве. Могучий пианистический стиль, как и мощную богатырскую стать Дениса, трудно «припрятать». Но с какой же невероятной деликатностью он существовал в ансамбле на уровне, условно, меццо форте, ни на секунду не перекрывая Спивакова. И дело не в силе звука, а в осознанном стремлении «приглушить» свойственный ему как солисту объем звучания, достичь того звукового баланса, который бы позволил быть максимально свободным в самовыражении Маэстро. И эта деликатность присутствовала не только в игре, но и поведении на сцене. Физически в Мацуеве поместились бы два Спивакова. Но он умудрялся даже зрительно уменьшаться и только в финале выходил со второй линии, не претендуя на равные аплодисменты. Какое потрясающее воспитание у этого молодого человека и какое невероятное, искреннее, не показное уважение к Мэтру. Я просто обожаю его за это редкое человеческое благородство. И при этом, когда он вырывался на первый план в своих законных соло, захлестывало ощущение, всегда сопровождающее меня, когда я слушаю Дениса Мацуева. Кажется, что музыка – это органическая и неотъемлемая часть его организма. Стоит ему прикоснуться к клавишам, и она рождается из его плоти и крови, струится из пальцев настолько легко, словно он ее выдыхает. А рояль – это продолжение его. Да, сегодня много хороших пианистов, но только в нем я чувствую изначальное присутствие музыки, как божественного дара. Этому невозможно научить. С этим можно только родиться. И самое главное, что для него самого выдыхать музыку – это огромное счастье, наслаждение. И поэтому таким же счастьем это отзывается в нас, слушателях. Что касается Владимира Теодоровича, то слушая его у меня рождались другие мысли, уже свойственные моему возрасту. Я думала о том, что значительная часть его жизни – это и часть моей жизни. Я помню, как в нашу жизнь ворвался юноша невероятного музыкантского обаяния, артистизма. Вспыхивающая на лице улыбка и чертики в глазах были тогда не очень свойственны академическим музыкантам. Его особость еще ярче проявилась, когда он встал за дирижерский пульт перед оркестром. Он заставил своих виртуозов быть живыми, открытыми, эмоциональными. По сути – совершил прорыв в эстетике оркестрового исполнительства. Я с огромным интересом следила за тем, как все больше раскрывался масштаб его личности – и в исполнительстве, и в мыслях, которыми он все чаще стал делиться с нами, и в его широкой общественной деятельности. Меня покоряло присутствие во всем, чем бы он не занимался, интонации не напускной, а подлинной интеллигентности. И вот сегодня он играет не только с мастерством, которое совершенно не совместимо с цифрой 80, но и открывая новые грани и нюансы в музыке, «прорисованные» мудростью и глубиной слышания музыкального текста до самого дна. Но самое поразительное, что чертики в глазах – те же!!!))) Какое же это счастье слушать таких музыкантов! Какое счастье, что они есть в нашей жизни!
8 месяцев назад
"ВЕНГЕРСКИЙ ТАНЕЦ НА БИС" В филармонии СПБ выступили Денис Мацуев и Владимир Спиваков Пианист Денис Мацуев и скрипач Владимир Спиваков впервые за несколько десятилетий выступили в дуэте в Большом зале Филармонии, представив программу камерной музыки «Путешествия по Европе». Выступление звездного дуэта напомнило старожилам Филармонии, какой была афиша этого легендарного концертного зала лет пятьдесят назад, когда каждый концерт cтановился событием в истории не только российского, но и мирового исполнительского искусства. И Денис Мацуев, и Владимир Спиваков в последние пять лет стали появляться на сцене Большого зала намного регулярнее, чем когда‑либо. Дениса можно слышать здесь несколько раз на протяжении сезона либо в сольном концерте, либо как солиста с оркестром. Владимир Теодорович выходит как дирижер Национального филармонического оркестра России. Вместе же эти музыканты появились несколько месяцев назад в программе «Площади искусств», чтобы исполнить Третий фортепианный концерт Рахманинова. Но как солиста Владимира Спивакова в нашем городе не слышали уже почти двадцать лет. Музыканты выбрали для первой части программы две большие сонаты — Третью сонату для скрипки и фортепиано Иоганнеса Брамса и Сонату ля-мажор Сезара Франка. Все дальнейшее в афише было названо «Избранные бисы», которые не раскрывались даже в программке, собственно, как никогда не анонсируются бисы, которые артисты играют обычно в случае успешного приема публикой, на подъеме их эмоций и настроения. Владимир Спиваков спустя многие годы напомнил о себе как о скрипаче романтической традиции с его сверхчутким отношением к просветленно-полетному звуку. Даже самую трагическую из трех скрипичных сонат Брамса он сумел исполнить так, что как минимум смягчил у слушателей чувство трагедии. Либо же время поменялось настолько радикально, что казавшееся трагическим композитору в конце XIX века сегодня таковым уже не является. И сейчас это новое чувство трагического нужно передавать уже иными выразительными средствами. Ре-минор — тональность четырехчастной сонаты Брамса — в руках Спивакова словно избавилась от креста трагизма, которым ее наделяли со времен Реквиема Моцарта. Возникло чувство, которое испытываешь при чтении стихов Ахматовой или Бродского, — даже самое страшное они интонируют в преображенном регистре, взглядом с высоты птичьего полета. В этой сонате поразительно было слышать рядом с солирующим скрипачом и второго игрока — пианиста, как будто ушедшего в тень, обернувшись аккомпаниатором. Денис Мацуев укротил свой привычный темперамент, представ исключительным ансамблистом, утонченным камерным исполнителем, ловящим удовольствие от совместной игры с равновеликим коллегой. В алхимии дуэта не чувствовалось, что одному из игравших скоро 50, а другому — 80: в музыке каждому было лет по двадцать пять. В Сонате Франка выдающийся скрипач современности Спиваков проявил себя как ценитель тонких ароматов, обостренных чувств. В ней слышался и импрессионист Дебюсси, и мелодист Пуленк, и в то же время — шлейф австро-немецкой музыкальной традиции. Время для долгожданных бисов было открыто одним из наиболее часто бисируемых номеров — «Размышлением» из оперы «Таис» Массне. Это симфоническое интермеццо в опере отражает момент внутренней трансформации главной героини с земного низа чувственных наслаждений гетеры в высоту измерений духа. Но в руках Владимира Спивакова это «Размышление», или, его более точное название, «Медитации», получило широкий простор для излияния именно чувственности в ее тончайших градациях. Французской музыке в путешествиях на бис было уделено больше всего внимания. После Франка была знаменитая «Хабанера» Равеля, за которой последовал томный, элегантный «Вальс» Дебюсси. Эта часть концерта было напитана отдохновением и гармонией — тем, чем обычно и отличаются бисы от основных отделений, где все же не обходится без треволнений и напряженности со стороны как исполнителей, так и слушателей. На бисах все отдыхают, улетая в мыслях далеко. С Англией у Спивакова, судя по всему, свои счеты, а потому и пьеса, представлявшая эту страну, была только о
8 месяцев назад
Пианист Денис Мацуев и скрипач Владимир Спиваков впервые за несколько десятилетий выступили в дуэте в Большом зале Филармонии, представив  программу камерной музыки «Путешествия по Европе». Выступление звездного дуэта напомнило старожилам Филармонии, какой была афиша этого легендарного концертного зала лет пятьдесят назад, когда каждый концерт cтановился событием в истории не только российского, но и мирового исполнительского искусства. И Денис Мацуев, и Владимир Спиваков в последние пять лет стали появляться на сцене Большого зала намного регулярнее, чем когда‑либо. Дениса можно слышать здесь несколько раз на протяжении сезона либо в сольном концерте, либо как солиста с оркестром. Владимир Теодорович выходит как дирижер Национального филармонического оркестра России. Вместе же эти музыканты появились несколько месяцев назад в программе «Площади искусств», чтобы исполнить Третий фортепианный концерт Рахманинова. Но как солиста Владимира Спивакова в нашем городе не слышали уже почти двадцать лет. Музыканты выбрали для первой части программы две большие сонаты — Третью сонату для скрипки и фортепиано Иоганнеса Брамса и Сонату ля-мажор Сезара Франка. Все дальнейшее в афише было названо «Избранные бисы», которые не раскрывались даже в программке, собственно, как никогда не анонсируются бисы, которые артисты играют обычно в случае успешного приема публикой, на подъеме их эмоций и настроения. Владимир Спиваков спустя многие годы напомнил о себе как о скрипаче романтической традиции с его сверхчутким отношением к просветленно-полетному звуку. Даже самую трагическую из трех скрипичных сонат Брамса он сумел исполнить так, что как минимум смягчил у слушателей чувство трагедии. Либо же время поменялось настолько радикально, что казавшееся трагическим композитору в конце XIX века сегодня таковым уже не является. И сейчас это новое чувство трагического нужно передавать уже иными выразительными средствами. Ре-минор — тональность четырехчастной сонаты Брамса — в руках Спивакова словно избавилась от креста трагизма, которым ее наделяли со времен Реквиема Моцарта. Возникло чувство, которое испытываешь при чтении стихов Ахматовой или Бродского, — даже самое страшное они интонируют в преображенном регистре, взглядом с высоты птичьего полета. В этой сонате поразительно было слышать рядом с солирующим скрипачом и второго игрока — пианиста, как будто ушедшего в тень, обернувшись аккомпаниатором. Денис Мацуев укротил свой привычный темперамент, представ исключительным ансамблистом, утонченным камерным исполнителем, ловящим удовольствие от совместной игры с равновеликим коллегой. В алхимии дуэта не чувствовалось, что одному из игравших скоро 50, а другому — 80: в музыке каждому было лет по двадцать пять. В Сонате Франка выдающийся скрипач современности Спиваков проявил себя как ценитель тонких ароматов, обостренных чувств. В ней слышался и импрессионист Дебюсси, и мелодист Пуленк, и в то же время — шлейф австро-немецкой музыкальной традиции. Время для долгожданных бисов было открыто одним из наиболее часто бисируемых номеров — «Размышлением» из оперы «Таис» Массне. Это симфоническое интермеццо в опере отражает момент внутренней трансформации главной героини с земного низа чувственных наслаждений гетеры в высоту измерений духа. Но в руках Владимира Спивакова это «Размышление», или, его более точное название, «Медитации», получило широкий простор для излияния именно чувственности в ее тончайших градациях. Французской музыке в путешествиях на бис было уделено больше всего внимания. После Франка была знаменитая «Хабанера» Равеля, за которой последовал томный, элегантный «Вальс» Дебюсси. Эта часть концерта было напитана отдохновением и гармонией — тем, чем обычно и отличаются бисы от основных отделений, где все же не обходится без треволнений и напряженности со стороны как исполнителей, так и слушателей. На бисах все отдыхают, улетая в мыслях далеко. С Англией у Спивакова, судя по всему, свои счеты, а потому и пьеса, представлявшая эту страну, была только одна, зато какая — «Приветствие любви» Эдварда Элгара, давшая повод вспомнить о Юрии Те
8 месяцев назад
Если нравится — подпишитесь
Так вы не пропустите новые публикации этого канала