Найти тему
"Новое будущее" - антология фантастических рассказов от российских писателей «Прежнего будущего больше нет» - с этой фразы начинается статья составителя сборника «Новое будущее» Сергея Шикарева. Сборник представляет собой антологию, в которой тринадцать авторов современной прозы предъявляют свои фантастические рассказы. Интересно, что многие из представленных авторов в «обычной жизни» занимаются отнюдь не фантастикой, а для этой книги отправились в столь же любимый, сколь ненавидимый многими жанр. И отправились, на мой взгляд, совсем не зря. Фантастика часто грешит равнодушием к личности, перемещением ее второй план за увлеченным конструированием очередной экспериментальной модели действительности. В «Новом же будущем» многих авторов интересует все-таки, в первую очередь, человек и его проблемы на пути технических и общественных трансформаций. Так в рассказе Алексея Сальникова герой страдает от разрыва с женой и вытесненных вместе с выгрузкой собственного «я» на облачный сервер эмоций. У Ольги Брейнингер молодая героиня в экзистенциальном странствии совершает Дантовский спуск в недры неоинтернета, у Константина Куприянова мрачный детектив, запертый в бесконечно зацикленном дне, мучается от жары и богооставленности. Авторы сборника, как и подобает приличным фантастам, обращаются к визионерству и демонстрируют замечательные результаты. Например, Рагим Джафаров в своем рассказе показывает общество «постсмерти», и опять же размышляет в первую очередь нам тем, что в обществе, победившем физическую смерть, станет происходить с людскими душами. Занятно, что сразу несколько авторов прочат превращение психотерапии в религию будущего, и это наравне с обращением к теме IT, пожалуй, редкое общее место. Сборник радует грандиозным разнообразием, общим высоким качеством рассказов и преодолением постчеловеческого клише, которое неизбежно закрадывается в голову читателя, открывающего книгу с названием «Новое будущее» в начале 2023 года. А, кроме того, он прокладывает мостик между фантастикой и литературой, часто напрочь разделенных в нашем книжном пространстве.
2 года назад
Биокосмисты: анархия, бессмертие и поэзия
Среди ночи, читая мемуары Ирины Одоевцевой, внезапно вспоминаю, что у меня, на полке, между книг имеется забытый подгон от бабушки – какая-то самиздатовская брошюрка из начала 20-ого века. Крадусь в большую комнату и роюсь на полке. Достаю крошечный сборник «Святая бестиаль» Александр Ярославский, Петроград 1922 год. Комитет поэзии биокосмистов-имморталистов Северной группы. Внутри – отпечатанные на машинке поэтические тексты с чернильными правками. Сижу на боковине дивана и в полутьме и вчитываюсь...
2 года назад
Как собрать свою родословную?
Вчера на историю про прапрапрадеда писателя мне ответили примерно три десятка человек с вопросом: как мы делали родословную? Рассказываю по шагам! 1) Свести известную родословную Вначале мы написали все, что знали сами, особенно, все, что знала бабушка. Её родители приехали в Петроград в начале 20 века из Ярославской области, бежали от раскулачивания. 2) Опросить родню Дальше опросили родственников и дополнили древо новой инфой. К именам прибавляли фотокарточки (те, что были в бабушкиных закромах и присланные родственниками из Ярославля)...
248 читали · 2 года назад
Собака на мопеде
Несмотря на то, что езда на байке была его самым большим страхом перед прибытием в Азию, первая поездка удалась на славу. Он одолжил мопед соседа по кампусу, где снимал комнату, и опробовал его на стоянке. Сосед стоял рядом и давал отрывистые команды: — Газ. Тормози. Не жми одновременно. Пошел! Байк поддавался движению его пальцев, трогался плавно. Езда сквозь влажный воздух приятно холодила лицо. Он достиг выезда со стоянки, неторопливо развернулся, опираясь на одну ногу, и вернул мопед соседу: тому пора было ехать в коворкинг...
2 года назад
Казбек 2022 со стороны России: как развернуться на пути к вершине и не пожалеть
2 сентября 2022 я отправилась во Владикавказ, чтобы начать попытку восхождения на Казбек со стороны России. До этого, не считая небольших походов, я уже поднималась на Эльбрус и ходила в треккинг вокруг восьмитысячника Дхаулагири, в Гималаях. Подъем на Казбек, высота которого составляет 5033 метра, с русской стороны считается сложнее, чем с грузинской, поэтому я изрядно нервничала. За неделю до поездки схватила непонятный вирус, и гадала, насколько он подкосил мои физические возможности. Но сладостное предвкушение встречи с горами перевешивало страхи...
545 читали · 2 года назад
Храп
Валяюсь на кровати в краснополянском номере, и вдруг из розетки рядом с моей головой раздаётся хрип. Внутри что-то рычит и булькает. Подношу к отверстиям ухо: это оказывается ритмичный человеческий храп. Я знаю, кому он принадлежит. За стеной самозабвенно спит огромный дядька, которого я видела сегодня днем. К нам на балкон залетела синица, и я высунула голову на улицу, проследить за ней: птичка ловко перепрыгнула к соседскому номеру, мой взгляд скользнул следом и уткнулся в гору - по пояс голого, с бурым сгоревшим на горном солнце пузом мужика...
2 года назад
Когда я слышала об игорной жизни Достоевского, всегда воображала, как он скромно стоит в толпе у рулетки, время от времени робко делает небольшую ставку, тут же проигрывает, а потом уходит в дождь в тягостных думах, спешит в гостиницу набрасывать черновики «Игрока». Сутулый, грусноглазый, жалкий. А тут в преддверии визитов в Краснополянские игорные дома взялась за собрание писем Достоевского разным людям – Анне Сниткиной, издателю Каткову, Тургеневу из так называемых «игорных городов» Европы. К моему потрясению в письмах ФМ предстает абсолютным рулеточным бесом. Он требует деньги у всех, кого только можно, бессовестно манипулирует, без шуток, по пять раз подряд клянчит у жены сумму якобы на отъезд, билет на поезд и оплату долга в гостинице, а потом признается, что тут же, по дороге с почты все проиграл. Когда не играет, он сидит в неоплаченных номерах, поглощает ростбиф и жжет свечи в долг, в счет будущих денежных посылок, а сам строчит длиннющие просительные письма. Он закладывает обручальное кольцо, платья жены и даже свое пальто! В текстах он притворно интересуется делами адресата, подлизывается, а потом неизменно просит о пересылке денег. Он изобретает собственную чудаковатую систему беспроигрышной игры, он чрезвычайно энергичен и здоров, как черт. Письму к тридцатому, начинаешь подозревать, что романы он пишет исключительно, чтобы получать от Каткова новые котлеты бабок на рулетку! Читается книжка за один вечер.
108 читали · 2 года назад
Людей не боится
На заборе у магазина появилось объявление. Листок в клетку, исписанный фломастером, гласил: «Сегодня с Парковой улицы улетел зеленый волнистый попугай. Людей не боится, разговаривает. Прошу откликнуться всех, кто видел или к кому залетел. Номер телефона». Жители села останавливались, вчитывались, хмыкали. – Нет уже того попугая, – усмехнулся дядька в рыболовной куртке. – Голуби заклевали. Схожие объявления, прикрепленные на скотч, были развешаны на остановке, электрических столбах и на толстом клене на самой Парковой улице...
484 читали · 2 года назад
О таком не говорят
В мире есть столько всего, о чем не написано в книгах – с этой мыслью входишь в текст Патриции Локвуд. Ощущаешь себя первооткрывательницей, которая сейчас прочитает что-то такое, о чем никто прежде еще не читал. Обещание, заштопанное в заголовок, заставляет тебя буквально дрожать от предвкушения. Заманчиво? Именно первобытная сила этого импульса зарядит читателя энергией, которой хватит, чтобы продраться через первую часть книги, написанную в форме постов из социальных сетей, твитов, клочковатых потоков сознания героини...
2 года назад
О чем я говорю, когда говорю о беге по Обводному каналу
Недавно поняла, что название легендарного и знакомого любому бегуну сборника эссе «О чем я говорю, когда говорю о беге» Харуки Мураками - это прямая отсылка к названию сборника рассказов Раймонда Карвера «О чем мы говорим, когда говорим о любви». Я бегаю на улице с разной регулярностью уже лет десять. За это время написала о беге кучу разных текстов, начиная с того, зачем я этим занимаюсь, заканчивая проблемой уличных приставал и абсурдными наблюдениями. Сегодня у меня дома отключили горячую воду, и поняв это, я малодушно забила на бег...
2 года назад
Передвижная подстанция в Сталкере Тарковского
В Сталкере Тарковского герои проникают на территорию таинственной Зоны по железнодорожным рельсам: пристраиваются на машине вслед за поездом, и пока открыты ворота, проскакивают блок-пост. Вагон, за которым они мчат, выглядит необычно: везет изоляторы, их мельком цепляешь взглядом, все внимание в этот момент приковано к куражу запретного прорыва. Знаете, что это такое? Вагон имеет четкую функцию: это тяговая подстанция железной дороги. Их используют, когда стационарные подстанции рядом с путями выходят из строя или отключаются (например, для ремонта)...
2 года назад
Сиксто Родригес и Сергей Довлатов
Вчера шла на спектакль-квартирник Невидимого театра по Довлатову и гадала: какая будет музыка? Действие большинства текстов Довлатова происходит до воцарения Ленинградского рок-клуба. Допустим, можно с натяжкой все равно их связать, наверное будет БГ, возможно что-нибудь более андеграундное… Ещё Довлатов конечно ассоциируется с джазом, но джаз сложно вписать в квартирник! И когда в начале спектакля я услышала первые аккорды Sugar Man Сиксто Родригеса, я обалдела. Что могло быть более непредсказуемым...
2 года назад