Найти тему
Кризис - как образ жизни. За свою короткую жизнь я уже успел побывать участником многих кризисов. Когда мне было 3 года, рухнула страна в которой я родился, в 9 лет случился дефолт и люди резко обеднели, в 19 лет когда я пришел на свою первую серьезную работу за 2 недели до получения первой зарплаты случился мировой финансовый кризис. Про родео 2020-2024 года вообще говорить не приходится. Что происходит черт побери? А это, как бы банально это не звучало, такие итерации развития человечества. Общество всегда развивалось таким образом, длительный период стабильности, накопление противоречий, "взрыв-кризис", рефлексия, и новый период стабильности. Проблема сегодняшнего дня в том, что предыдущие периоды стабильности, были достаточно длительными, и мы успевали немного выдохнуть, сегодняшние периоды стабильности сократились до 2-3 месяцев. Из этого я извлекаю две новости. Одна плохая, вторая нейтральная. Плохая. Периодов стабильности в ее прошлом понимании не будет, перманентная неопределённость - это новый образ жизни. Нейтральная. Те люди которые быстрее других адаптируются к этому тезису, про тотальную неопределённость, будут иметь конкурентное преимущество в любой сфере, образование, бизнес, наука. Справедливости ради отмечу, что принять это, возможно только если опереться на свои внутренние смыслы и желания. Поэтому вопрос, а кому нужен тьютор? Каждый день становится все более риторическим, всем людям которые желают чувствовать себя хоть сколько-то комфортно, в новом дивном мире.
5 месяцев назад
Жизнь - это шведский стол. Нужно уметь выбирать. В начале нулевых годов я первый раз попал за границу. Это было путешествие по ряду европейских стран, и первая точка маршрута была поездка из финского города Турку в шведский Стокгольм. Шикарный 15 палубный паром, представлял собой город на воде, ночные клубы, рестораны, лучшие бутики, все это вмещала в себя эта посудина. Я был ошеломлен когда только вступил на борт, сознание взрывалось как в рекламе скитлс, всеми цветами радуги. Если спросить меня как выглядит слом парадигмы сознания, вот примерно как тот вечер на корабле. Отдельная история связана с попаданием на праздничный ужин, где были далеко уходящие за горизонт столы с различными яствами. Тот вечер стал настоящим испытанием для моего желудка, мои глаза бегали от одного блюда к другому, и я все делал и делал подходы к столу. Мне нужно было вместить в себя все, я набирал новую тарелку, а параллельно пробовал все что попадалось по пути. Получил ли я удовольствие, не знаю, но чувствовал я себя очень тяжело. Современная жизнь очень сильно напоминает мне тот шведский стол. Ведь сегодня встает самый главный вопрос, не то что мне делать, а чего бы мне не делать, от чего отказаться, чтобы быть эффективным и реализовывать свои цели.А это очень трудно, если не развить в себе умение выбирать. Работа с тьютором как раз и позволяет выбрать свое, опереться на свои смыслы, отказаться от того что не подходит мне, и выбрать только то, что необходимо мне. Если не развивать этот навык, будет плохое самочувствие, примерно как у меня 20 лет назад на том шведском столе.
5 месяцев назад
"И все что мне нужно это несколько слов, и место для шага вперед" Так в свое время пел Виктор Цой. Прекрасная фраза которая как нельзя лучше подходит для описания сегодняшних дефицитов в области образования. Вы замечали что сегодня в образовательных учреждениях поток мероприятий практически нескончаем, кафедры, тематические классы, семинары, олимпиады, и. т.д. При этом самая частая жалоба от педагогов и родителей: "Им ничего не нужно и неинтересно", совершенно верно, именно потому что этот человек психически здоров, ему и неинтересно то что ему предлагают "сверху", подлинный интерес есть только там, где ты сам обрел свои собственные смыслы, и сделал "свое", пусть кривенько и косенько на первый раз, но это твое. Второй момент - недостаток дискуссии. Справедливо отмечу, что у нас пока мало мест, где в школьном пространстве есть дискуссия. Ко мне в работу приходят ребята с запросом на образовательное и профессиональное самоопределение, по первости они чаще всего молчаливы, но потом, когда понимают что здесь безопасное пространство, они с жадностью начинают вести дискуссию, начинают "гореть" глаза. Я буду рад, если мест, где присутствует дискуссия и свободное пространство для идей, будет становиться все больше, пока своей работой я готов компенсировать эти дефициты, и приглашаю к себе в работу для поддержки в процессе самоопределения, поиска учебной мотивации, выбора профессии, смены профессии, и выбора своих приоритетов и целей.
5 месяцев назад
Карта еще не территория. Почему не удается выбрать? Какую общую тенденцию я вижу в работе с подростками и взрослыми? Невозможность применить инструменты. Ко мне приходит подросток, он прошел тесты по профориентации, родители «отправили» его в IT лагерь, он был очень растерян и не понимал, что ему делать. Я работал с мамой, которая из одного декретного отпуска, сразу перешла во второй. Суммарно проведя в уходе за детьми 6 лет. По приближению окончания второго отпуска, она не хотела возвращаться на старую работу, и начала заниматься сетевым маркетингом. Ее наставник дал ей все инструменты, рассказал, как действовать и приглашать людей, ничего не вышло. Эти две истории объединяет одно, карта еще не территория. То, что подходит одному, не подойдет другому. Современный мир, сильно усложнился чтобы в нем работали универсальные советы. Необходимо строить свою персонализированную стратегию. В этом и есть моя компетенция, приглашаю вас к себе в работу, если вы сталкиваетесь с ситуацией выбора и самоопределения.
5 месяцев назад
Почему люди иногда берут паузу в профориентации? Такой ситуации не может произойти если человек просто проходит тестирование и потом в течение часа обсуждает на основе этого теста, перспективные направления. Это неплохо и нехорошо, просто бесперспективно. В ситуации когда молодые люди занимаются профориентацией с позиции самоопределения, выявления своих склонностей и способностей, выявлением своих, а не чужих целей, такое периодически случается. Почему? Потому что здесь начинается процесс внутреннего сопротивления, все защитные механизмы мозга пытаются остановить этот процесс, потому что он несет в себе то, что мозг просто ненавидит - дискомфорт. Действительно, человеческий мозг по большей части, настроен на избегание дискомфорта, и все согласовано с природой. Но есть нюанс, любое истинное развитие, связано с дискомфортом, без него, развитие = имитация развития.Даже в бытовых вещах в жизни мы встречаемся с этим. Решили лететь в отпуск, встали в 4 утра, собрали детей, сделали 2-3 пересадки по всему миру, долетели за 30 часов в маленьких креслах, дискомфорт, но потом радость. Поэтому зачастую молодым людям необходимы помощь тьютора-профориентолога, чтобы специалист укрепил на пути самоопределения, и объяснил что дискомфорт временное явление, и индикатор правильного вектора развития.
6 месяцев назад
Профориентация бесполезна. Молодые люди проходят профориентационные тесты, и ничего не происходит, он не знает кем ему быть. С классом посещает экскурсии, мастер-классы, и еще больше запутывается. В результате приходит к выводу, что все бесполезно, а занятия профориентацией бесполезная трата времени. И абсолютно прав, занятие ТАКОЙ профориентацией не полезнее чем игра в DotA 2 или Roblox. Профориентация которая действительно может помочь с профессиональным самоопределением сложная и многоуровневая система. А сложная система, должна обладать свойством эмерджентности. Эмерджентность - это свойство сложных систем, когда их поведение или характеристики не могут быть объяснены свойствами их частей. Это значит, что из простых элементов возникает нечто новое и неожиданное, что не сводится к сумме этих элементов. Например, вода состоит из молекул водорода и кислорода, но ни одна из них не мокрая. Настоящий процесс самоопределения состоит из глубинного исследования своих склонностей и способностей, проработки профессиональных и образовательных гипотез, реализации профессиональных проб. Если убрать хотя бы один элемент, система рушится, и каждый из элементов по отдельности не представляет собой никакой ценности.
6 месяцев назад