Закреплено автором
Всё о мире Толкина
"Ты" и "Вы": тонкости перевода
316 · 6 месяцев назад
Всё о мире Толкина
Эпох Светильников, Древ и Солнца никогда НЕ было
632 · 6 месяцев назад
Всё о мире Толкина
Первая Эпоха началась НЕ с первого восхода Солнца
316 · 10 месяцев назад
Статьи
23 прочтения · 17 часов назад
Цитаты из "Природы Средиземья" «Мелиан облеклась в «одежды Детей», Воплощенных, из любви к ним (на это были способны и валар, и майар). Лишь одному из величайших эльдар в пору их первозданной мощи был по силам такой союз (единственный во всех известных преданиях). Но Мелиан, в женском обличии родив дитя подобно Воплощенным, этого больше не желала: через рождение Лутиэн она оказалась вовлечена в «воплощение» и не могла уже его отринуть, пока ее муж и ребенок были живы в Арде, и способности ее разума (особенно предвидение) затемнялись ее телом, посредством которого разум теперь неизменно должен был действовать. Если бы она родила еще детей, это бы сильнее сковало ее и ограничило. В конце концов дочь ее стала смертной и со временем умерла, а муж ее был убит; тогда она сбросила свое «одеяние» и покинула Средиземье». (c) Природа Средиземья. Часть 1. Время и возраст. Глава 4. Временные шкалы.
194 прочтения · 2 дня назад
Есть ли темнокожие эльфы в творчестве Дж.Р.Р. Толкина?
Ответим сразу: нет. Эльфы в Легендариуме Толкина описываются как светлокожие, в большинстве своём темноволосые, но были среди них семьи с золотыми или серебряными волосами, и часто ассоциируются со светом, чистотой и благородством. Их различия во внешности было лишь в цвете волос, росте, а также воздействии света Древ как разница между Валаквэнди и Мориквэнди, то есть Светлыми и Темными Эльфами. В черновиках лишь Маэглин, сын Эола, описывался как смуглый, но позже автор отказался от этого, сделав его светлокожим...
38 прочтений · 5 дней назад
Цитаты из "Природы Средиземья" "Валар обладали силой наделять то, что они создавали, телесной жизнью; но они не могли сотворить существа с независимым разумом или духом: а именно, не могли создать существ, равных им, а только более низкого порядка. По правде говоря, фактически они не «творили» даже телесной жизни, происходящей от Эру. Но прежде они участвовали в замысливании Эа, и по отдельности, в различной степени и разными способами – в созидании из эрма [erma] (или первичной субстанции) многих разнообразных творений. Идея жизни и роста пришла от Эру, но валар, под Его началом, определили очертания и формы живых существ. Когда Эру даровал бытие этому замыслу, в общем и в частности, который стал Эа, разворачивающейся во Времени, Он дал толчок жизни и росту или тем процессам, которые со временем к этому приведут. Но когда Он дозволил валар снизойти во Время и осуществить в Эа (или в реальности) все то, что они замыслили, то при взгляде внутри Времени казалось, будто они создают нечто живое. И действительно, считается, что валар, сами находясь во Времени, пережили опыт творения по-новому, мало отличаясь в этом, кроме как степенью могущества и искусности, от мастеров и ремесленников среди Воплощенных. Ни они, ни Воплощенные не могли создать ничего совершенно нового – они не могли «творить» как это делает Эру, но только лишь создавать из того, что уже существует, из эрма или ее более поздних разновидностей и сочетаний. Тем не менее, валар имели несравнимо большую власть над своими материалами. Они обладали не только значимо большими силой воли, охватом разума и тонкостью мастерства, но и полным пониманием эрма и строения ее разновидностей, поскольку валар сами под началом Эру задумывали и способствовали возникновению этих вариаций и их сочетаний. Или точнее, валар вместе обладали всей полнотой подобного знания; ибо каждый из них по отдельности обладал от своего сотворения и проявлял в замысливании Эа различные таланты, и у каждого из них были свои особенные знания и умения, свойственные только ему или ей. Дети, Воплощенные, были введены Эру в замысел Эа, и айнур не участвовали в задумывании даже их телесных форм. У них, конечно же, было мысленное представление о Детях, полученное от разума Эру; но Детей не было «в» мыслях ни одного из валар (в отличие от форм вещей, создание которых было поручено им самим). Дети же не осуществились полностью, пока не появились в истории. Именно по этой причине валар боялись вмешиваться даже в материю тел Детей, пока Эру не дал им особое дозволение. Ибо они почитали Детей как священных для них сущностей (поскольку те пришли от Эру прямо, а не опосредованно). В самом деле, видение грядущих Детей произвело сильное впечатление на разумы валар; как это видно на примере Аулэ и сотворения гномов или, всего нагляднее, в великой радости, с которой валар придавали себе формы, подобные людям и эльфам (в соответствии с собственным предвидением, а позже – и с увиденным наяву). Эти формы, если можно так выразиться, были для них сродни любимым одеяниям, в которые они чаще всего (но не всегда) облачались". (с) Природа Средиземья. Силы Валар.
32 прочтения · 6 дней назад
Загадки выходят на свет
2 сентября 1947 г. племянник издателя Филип Анвин вновь поинтересовался у Толкина загадками в «Хоббите» (об отвергнутом автором предложении Филипа использовать загадку в рекламе сладостей см. статью «Родом из Германии»). Анвин спрашивал, придуманы ли они профессором или же заимствованы из народного творчества. Американское издательство «Хоутон-Мифлин» хотело бы включить два стихотворения и пять загадок из «Хоббита» в одну антологию, и оспаривает вознаграждение, которое желает получить английское издательство «Аллен энд Анвин», предполагая, что загадки взяты из обычного фольклора...
38 прочтений · 1 неделю назад
Цитаты из "Спутника Читателя к Властелину Колец" //Фрагмент цитаты из Второй Главы Властелина Колец, "Страна Мглы", в квадратных скобках, далее - текст из "Спутника Читателя"// ["<...> - А ну вернись!.. Не то я донесу на тебя!" - Кому же? Нет больше вашего славного Шаграта, он больше не капитан. <...>"] "И Сказания Временных лет, и Хронология рассказывают о том, что 17 марта Шаграт приносит плащ Фродо, кольчужную рубашку, и меч (Сэма) в Барад-Дур. Хронология же добавляет, что он был убит Сауроном". (c) The Lord of the Rings: A Reader's Companion.
22 прочтения · 1 неделю назад
Родом из Германии
21 ноября 1946 г. Филип Анвин, племянник издателя, написал Толкину письмо, в котором спрашивал, как ему ответить на предложение шоколадной компании «Кэдбери», пожелавшей использовать в своей рекламе загадку из «Хоббита». Два дня спустя писатель ответил отказом: Толкин предпочитал бы, чтобы его не ассоциировали с рекламой. 28 ноября Инклинги устроили состязание по чтению книги «Айрин Айддесли» (см. статью «Польза от плохой книги»), которое выиграл Джон Уэйн. У. Хэммонд и К. Скалл полагают, что Толкин посетил эту встречу, на которой, помимо прочего, Рой Кэмпбелл (см...
87 прочтений · 2 недели назад
Цитаты из "Спутника Читателя к Властелину Колец" «Не все из тех, кто на "правой" стороне во «Властелине Колец», являлись всецело добрыми, никто из них не был идеален. Они по разному проявляли свои слабости: Боромир впадает в искушение, а Теоден в апатию, но оба сами искупают свою вину, в то время как Саруман и Денетор следуют своим собственным путём. приведшим к горькой кончине. Добившись победы, Теоден и Арагорн помиловали народы людей (Дунландцев, Истерлингов и Харадрим), что сражались против них, и заключили с ними мир». (c) The Lord of the Rings: A Reader's Companion. Комментарий У. Г. Хэммонд, К. Скалл.
280 прочтений · 2 недели назад
Дом Бомбадила НЕ в Старом Лесу
В ряде работ от разных исследователей Легендариума Толкина часто можно найти утверждение, якобы Том Бомбадил живёт в Старом Лесу; это же подхватили форумы, энциклопедии и прочие интернет-ресурсы, возможно, даже некоторые видеоблогеры. На самом же деле, в тексте «Властелин Колец» говорится совсем иное. Когда Том Бомбадил ведёт четвёрку хоббитов к себе в гости, то они выходят из Старого Леса и идут по дороге, ведущей к Дому Бомбадила. «Друзья вышли из Леса и оказались среди привольно колышущихся трав...
93 прочтения · 2 недели назад
Цитаты из "Властелина Колец" «Арвен же пошла прочь из Дома, и свет в глазах её погас, и людям казалось, что лицо её сделалось холодным и серым, как зимние беззвёздные сумерки. Сказав "прости" Эльдариону, дочерям и всем, кого любила, она покинула Минас Тирит, и ушла в Лориэн, и пребывала там в одиночестве среди роняющих листву деревьев, пока не наступила зима. Галадриэль давно покинула эти земли, Кэлеборн ушёл вслед за ней, и в Лориэне царило молчание. Наконец, когда вся листва с маллорнов опала, но до весны было ещё далеко, Арвен взошла на вершину холма Керин Амрот, и легла на траву, и уснула; и там будет её зелёная могила, покуда не изменится лицо мира, покуда память о ней не сотрётся в преданиях поздних поколений и покуда не перестанут цвести к востоку от Моря эланор с нифредилем. На этом повесть об Арагорне и Арвен, пришедшая к нам с Юга, заканчивается; о том же, что случилось после ухода Вечерней Звезды, старые книги хранят молчание». (с) Властелин Колец, Приложение A: I. Нуменорские короли, Сказание об Арагорне и Арвен.
44 прочтения · 2 недели назад
Вопрос про Германию и ответ в Польшу
21 июля 1946 г. в письме Чарльзу Фёрту профессор извинился за то, что не ответил на его запросы о книге Классена (16 марта Фёрт предлагал Толкину за плату в 2 гинеи проконсультировать издательство, стоит ли публиковать работу Эрнста Классена «Наброски по истории английского языка»). Признавая, что весной, когда болел, многим пренебрёг, Толкин продолжал: «Я бы мог, если бы письма не зарывались бы столь быстро в растущую из них самих гору, в отсутствие секретаря, даже если это непрофессионал из собственного...
86 прочтений · 3 недели назад
Цитаты из "Властелина Колец" «В Холлине до сих пор целебный воздух. Великое зло должно было прийти в этот край, чтобы он забыл об эльфах, когда-то живших в нём. – сказал Гэндальф. – Да, это так, – подтвердил Леголас. – Но здешние эльфы для нас, лесных жителей, казались чужими. Деревья и трава их не помнят... Правда, я слышу плач камней: „Из глубины они добыли нас, искусной рукой огранили нас, в дворцах своих высоко вознесли нас – и ушли навек“. Они ушли отсюда. Они ушли в Гавань много-много лет назад». (c) Властелин Колец. Содружество Кольца. Часть 2. Глава 3. Кольцо отправляется на юг.
209 прочтений · 3 недели назад
Гость из Польши и Мордорские рисунки
1 ноября 1963 г. Толкин написал письмо Алин Дэдлес в издательство «Аллен энд Анвин», в котором поделился своей негативной оценкой обложки польского издания «Возвращения короля» как «мордорской мерзости». При этом, по словам Толкина, профессор Мрочковский заверил его, что с текстом романа (который, как и «Хоббит», был переведён Марией Скибневской) издатели обошлись лучше, чем с обложкой. Кроме того, он поинтересовался у издательства о том, действительно ли часть гонорара не может быть выслана за пределы Польши...
Видео