Найти в Дзене
#азбукамеломана Иоганнес Брамс не всегда был внушительным старцем с тучной фигурой и седой бородой, каким мы знаем его по классическим фотографиям. На ранних снимках — красивый худощавый юноша романтического типажа; длинноволосый, с пронзительным взглядом. Судя по письмам композитора и воспоминаниям людей, которые его знали, характер Брамса был чрезвычайно далек от образа степенного ветхозаветного патриарха. Ироничный, упрямый и вспыльчивый, с быстрым умом и строптивым нравом, он словно всю жизнь в чем-то оставался юношей. По сегодняшним меркам Брамс и не успел побыть стариком — в апреле 1897 года, когда великого мастера не стало, ему было всего лишь 63 года. В музыке Брамса парадоксально сочетаются эти полюса: она импозантна, монументальна, классически сдержанна — и вместе с тем импульсивна, темпераментна и меланхолична. В ней нет модной по тем временам виртуозной бравуры — считают иногда, что именно строгость, серьезность и симфонический масштаб его Первого фортепианного концерта озадачили публику в Лейпциге, где 25-летний автор исполнял свое сочинение в качестве солиста весной 1859 года. Два десятилетия спустя, став уже мэтром (и отпустив знаменитую бороду), Брамс вернулся к этому жанру, создав свой Второй фортепианный концерт — грандиозную четырехчастную работу, где есть место и романтическому жесту, и элегантной стилизации под сказочное средневековье, и ампиру в духе Бетховена, а главное — изумительной лирике медленной части с солирующей виолончелью. Фортепианные концерты Брамса в Зале Чайковского: 🔹 10 апреля. Александр Ключко, Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, дирижер — Алексей Рубин. Билеты 🔹 20 апреля. Вадим Руденко, Российский национальный молодёжный симфонический оркестр, дирижер — Александр Лазарев. Билеты
1 год назад
Книги о музыке. «Занимательная музыкология для взрослых» Владимира Зисмана
Продолжаем серию публикаций о лучших книгах, посвященных музыке и тем, кто с ней связан. В новом посте музыковед и музыкальный критик Татьяна Давыдова рассказывает об одной из книжных новинок последних лет – «Занимательной музыкологии для взрослых» Владимира Зисмана. Еще когда популярный блогер zis_man публиковал в «Живом журнале» увлекательные эссе для подписчиков, они выдавали в авторе не только бывалого артиста (оркестрового гобоиста), обладателя редкого остроумия и литературного таланта, но также философа с широким кругозором и поистине безграничным историко-культурным бэкграундом...
1 год назад
Российские пианисты о музыке Рахманинова
Борис Березовский: «Рахманинов для меня — как воздух. Его музыка — то, чем я дышу, и то, без чего жить, конечно, смогу, но это будет совсем другая жизнь. Отношения с этой музыкой можно выстраивать бесконечно. Мне сейчас 55, думаю, лет через десять я буду играть Рахманинова по-другому». «Музыкальная жизнь» Екатерина Мечетина: «Рахманинов — это чистота и благородство, это первозданный свет и противостоящая ему тьма. Рахманинов — это бесконечная искренность, которая в жизни редко может выразиться так полно...
1 год назад
Концертмейстер для певицы — больше чем любовь
«Хибла Герзмава — удивительный музыкант и человек. С ней легко и радостно (но и очень ответственно!) быть на сцене, спокойно и надёжно идти вместе по жизни», — говорит о примадонне пианистка Екатерина Ганелина. Их дуэт сложился тридцать лет назад; за это время они выступили в десятках концертных залов, включая Карнеги-холл, записали несколько компакт-дисков и стали близкими людьми. Что говорили великие певцы о своих концертмейстерах? В преддверии камерного вечера Хиблы Герзмава и Екатерины Ганелиной вспоминаем несколько известных дуэтов...
188 читали · 1 год назад
#азбукамеломана ▫️ Бетховен — универсальный и крайне разносторонний композитор, склонный и к юмору, и к нежности, и к интровертной лирике, но самыми очевидными для последователей оказались его открытия в сфере драматизма и героики. ▫️ В своих крупных опусах Бетховен зачастую обращался ко всем живущим на Земле. «Моцарт отвечал только за отдельные личности… Бетховен же думал об истории и всем человечестве», — писал музыкальный критик Владимир Стасов. Отсюда и ошеломляющие для музыки той эпохи масштабы: например, одна первая часть «Героической» симфонии Бетховена почти в два раза длиннее всего «Юпитера» — самой крупной симфонии Моцарта. Гайдн написал больше ста симфоний, Моцарт — больше пятидесяти, а Бетховен — всего девять, но каждая из них представляет собой уникальную и тщательно выстроенную конструкцию. ▫️ В своей «героической» ипостаси Бетховен воплощает образы борьбы и преодоления. В звуках Пятой симфонии можно расслышать автопортрет композитора, боровшегося с глухотой и полного решимости продолжать творить. Идею столкновения человека с фатумом по примеру Бетховена выражали в музыке и другие композиторы — например, Чайковский и Малер. ▫️ Бетховен показал путь мыслящего и сомневающегося героя — не только его мужество и доблестные подвиги, но и противоречивый внутренний мир, трагедию личности, переживающей внутренний конфликт. В этом смысле творчество Бетховена связывает классицизм и сменившую его эпоху романтизма. Увертюра Бетховена «Кориолан» стала одним из первых образцов программного симфонизма романтического века.
445 читали · 1 год назад
Если нравится — подпишитесь
Так вы не пропустите новые публикации этого канала