Найти в Дзене
Всем доброго и теплого осеннего дня! Продолжаем разбираться с качеством оказания медицинской помощи   (услуг). Постараемся разобраться, что  делать медику, прежде всего врачу, как проводить диагностику, лечить и реабилитировать пациента (потребителя) и как пациенту (потребителю) оценить качество такой мед.помощи, а также как действовать пациенту при сомнении на должное качество оказанной мед помощи(услуги)  в случае отсутствия Клинической рекомендации по конкретному заболеванию? Может быть при  отсутствии КР мед.помощь (услугу) врачу отказывать в оказании мед. помощи больному? А если оказывать, то что брать за основу?   !!! Оказывать медицинскую помощь необходимо в любом случае, иначе врач может попасть под уголовную ответственность за не оказание помощи больному по ст. 124 УК РФ!!!   Медицинская помощь (услуга) должна быть оказана в любом случае! Но в отсутствии действующих после 2020 года КР медицинские организации должны придерживаемся порядков оказания мед.помощи, стандартов при их наличии. Кроме этого каждая медицинская организация имеет право создать и внедрить в свою практику внутренние «Клинические протоколы» на основании  Клинических рекомендаций, изданных ранее 2020 года  Профессиональными сообществами (Ассоциациями), Руководств, Монографий, Учебников, Патентов, Методических рекомендаций, Статей. Такие клинические протоколы создаются и оформляются комиссией отдельно взятой медицинской организацией, что позволяет сделать единый порядок работы врачей и средних медицинских работников по каждому заболеванию, с которым обращается пациент (потребитель). При наличии внутренних «Клинических протоколов» до появления «Клинических рекомендаций» в срок до 31.12.2024 года не довольный Пациент сможет оценить качество оказания ему медицинской помощи (услуг) самому, либо с привлечением специалистов, в том числе экспертов в до судебном и судебном порядке. На сегодня все. Здоровья всем! Удачно провести выходные!
1 год назад
Друзья! Всех приветствую! Давненько не слышались! Жизнь в оф-лайне доминировала на жизнью в он -лайне))) А завтра наконец - то на пару недель убегу отдохнуть...Но пост все-таки размещу до отъезда с чистой совестью уеду! Мы с вами планировали разобраться откуда берутся все-таки Клинические рекомендации (далее КР), являющиеся базой современного качества оказания медицинской помощи (услуг). Первый раз мы встречаемся с понятием "Клинические рекомендации" и их трактовкой в п.23 ст.2 ФЗ № 323 от 21.11.2012 г. "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", который появился и начал действовать в законе только ч 01.01.2019 г. Т.е. до 2019 года оказание медицинской помощи (услуг) осуществлялось без обязательного применения Клинических рекомендаций. КР должны были стать гарантом в обеспечении качества оказания мед помощи(услуг)! Так что же такое КР, как появляются на свет и кто их создает... Формулировка п.23 такая: "Клинические рекомендации - документы, содержащие основанную на научных доказательствах структурированную информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, в том числе протоколы ведения (протоколы лечения) пациента, варианты медицинского вмешательства и описание последовательности действий медицинского работника с учетом течения заболевания, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний, иных факторов, влияющих на результаты оказания медицинской помощи". Разберем по порядку: 1. КР - это разложенная по полочкам информация основанная на научных доказательствах; 2. КР - протоколы ведения(лечения); 3. КР - варианты медицинского вмешательства; 4. КР - это алгоритмы действий медиков в зависимости от течения заболевания, осложнений и сопутствующих заболеваний и иных факторов, которые могут влиять на результаты оказания мед. помощи (услуг)". Далее в ФЗ № 323 в п. 3 ст.37 имеется уточнение о том, что медицинская помощь организуется и оказывается на основе клинических рекомендаций. с 01.01.2022 в в ст. 37 закона №323 ФЗ внесен п 1.1, устанавливающий порядок и этапность переходя к Клиническим рекомендациям, который должен завершиться 31.12.2024 года. Указано, что КР разрабатываются медицинскими профессиональными некоммерческими организациями по отдельным заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) с указанием медицинских услуг, предусмотренных номенклатурой медицинских услуг. Иначе говоря федеральными профессиональными ассоциациями и союзами, сформированными по отраслям медицины, например "Ассоциация врачей - офтальмологов РФ", аналогичные ассоциации хирургов, акушеров -гинекологов и тд. Клинические рекомендации подлежат рассмотрению научно-практическим советом, созданным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Таким органом является МЗ РФ. Он утверждает, размещает КР в публичном доступе и объявляет старт использованию КР по конкретной нозологии ( заболеванию) у детей и взрослых. Клинические рекомендации пересматриваются не реже одного раза в 3 (три) года. В этот период проходят дальнейшие движения медицинской науки и техники, когда в рамках действия текущей КР проводятся испытания иных современных подходов и формирование методик профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, которые дополнят или изменят КР через 3 года. Отлично! Мы с вами разобрались к общему подходу рождения, формирования и изменения Клинических рекомендаций, обеспечивающих качество оказания медицинской помощи. Ждем ввода в практику медицинских организаций появление всех КР по всем возможным заболевания у детей и взрослых. Всем удачно отметить День знаний. После 10 сентября продолжим разбираться в медицинском законодательстве и что можно сделать для улучшения коммуникаций медиков и пациентов (потребителей). .
1 год назад
Дорогие друзья! Сегодня хотелось отложить в сторону рассмотрение вопрос о качестве медицинской помощи и забежать вперед и рассмотреть практическую ситуацию, которая возникла недавно в нашей оптической сети. Речь идет об оказании не качественной медицинской услуги, по мнению Пациента, которая привела к конфликту, по итогам которой была передана Претензия от Пациента в один из салонов нашей компании. Рассмотрение этой темы будет полезно всем, чтобы в будущем понимать как действовать в конфликтной ситуации, в которой как вам кажется Вы правы, а вина за нее лежит на другой стороне, в нашем случае – на медицинской организации. Итак. Папа привел девочку 14 лет с выпиской из одного из МЦ , выданной врачом-офтальмологом ( где были указаны диагностические вмешательства и их результаты, включая данные рефракции), на подбор специальных очков для коррекции и лечения близорукости. Оптик - оптометрист проводит оптометрию, включая специальные тесты, по итогам которой выписывается рецепт и изготавливаются очки. После получения очков девочка начинает их использовать, но не долго, так как появляются жалобы на резь и жжение в глазах, головокружение и не четкая картинка. Папа, логично, понимает, что это приносит определенные страдания и не удобство ребенку, поэтому запрещает дочери их носить, готовит и вручает претензию с юристом в рамках Закона РФ «О защите прав потребителей» консультанту того салона, где были подобраны очки с утверждениям что услуга по подбору очков была оказана не качественно, ссылаясь на то, что между рецептом на очки и данным исследования у врача -офтальмолога имеет разница в 0,25 дптр на одном из глаз а также в 0,25® астигматического угла одного из глаз. На этом основании требует возврата денег за очки. Проект ответа на претензию подготовила оптик-оптометрист, проводившая оптометрию девочке, а потом уже и претензия и проект и комментарии пришли ко мне. Пришлось попыхтеть аж 4 часа. В результате анализа выписки из амбулаторной карты МЦ «Стандарт», данных оптометрии нашего салона, КР по миопии у детей, проф.стандаротов оптика-оптометриста и врача-офтальмолога оказалось, что все было сделано верно и никак услугу нельзя назвать не качественной. Где же зарыта собака? А собака зарыта в лечении девочки в предыдущие годы, когда некий не известным пока нам врач — офтальмолог назначал монофокальные очки с недокоррекцией, как было принято со времен Советского Союза, а сейчас — это не соответствует КР по миопии у детей. А вот на полной коррекции и специальных очках с трансфокальными линзами в КР делается акцент. А разница между ее прежними очками и изготовленными сейчас составил почти 2,0 дптр. Именно поэтому появились эти жалобы, и чтобы адаптироваться к новым очкам нужно пройти через неудобства и определенные страдания. У девочки адаптация вызвала крайне тяжелую реакцию, поэтому для нее необходимо переходить к полной коррекции через промежуточные очки с меньшей оптической силой. Я подготовил ответ на претензию и отправил, где предложил папе безвозмездно пройти еще одно обследование у врача - эксперта, к.м.н, специалиста по миопии у детей, а также подобрать промежуточные очки. Будем ждать его решения и надеется , что он примет адекватное решение и не пойдет в суд. Хотя мы готовы сходить и в суд и выдержать любую суд мед. экспертизу, так как все было сделано в рамках законодательства. Резюмиря , хотелось бы пожелать Всем крепкого здоровья, но а если все же приходится посещать докторов помните: при любом конфликте по не качественному оказанию мед. помощи нужно до подачи претензии полноценно и объективно проанализировать ситуацию, чтобы не обвинять врача и мед.организацию огульно. Большинство из нас не обладаете специальными познаниями в медицинской науке, наверняка мало знает или не разбирается в клинических рекомендациях и мед. законодательстве в целом, поэтому претензия может оказаться аналогичной той, которую тут обсуждали . Ну уж коль это случилось и вы решились вручить претензию — старайтесь решить конфликты мирным путем, путем переговоров, инициируйте это сами и оставайтесь людьми!
1 год назад
Доброе утро, друзья! Нас тебе стало гораздо больше! Спасибо все, кто подписался. Сейчас на канале прибавилось потенциальных пациентов -потребителей медицинских услуг, которым полезно будет знать ту информацию, о которой мы тут общаемся...Прошу задавать вопросы, писать о своих мыслях, о своих случаях коммуникаций с врачами и иными мед работниками, будем разбирать с точки зрения медицинского права... ...А теперь вернемся к теме про доступность и качество медицинской помощи, мы с вами остановились на "Порядках оказания помощи" и усвоили, что это базовое требование законодательства для оказания медицинской помощи по определенному профилю: гинекология, травматология - ортопедия и тд, и плюс с возможной градацией по возрасту: эндокринология у детей, эндокринология у взрослых, педиатрия и ряд других отраслей. Законодатель в общем разъясняет какими функциями наделены медицинские организации и медицинские работники, осуществляющие медицинскую помощь(медицинские услуги) по конкретному профилю. Здесь для Пациента (потребителя медицинских услуг) особо ничего интересного нет, так как нет информации по диагностике, лечению, реабилитации и профилактике конкретных болезней. А вот следующим критерием качества оказания медицинской помощи, основным для Пациента(потребителя) являются Клинические рекомендации. Часто услышишь в обиходе - клинреки (далее КР). Это главный мостик, который с 2020 года и теперь надолго будет связывать медиков, в первую очередь - Врачей и Пациентов (потребителей). Это тот самый камень преткновения, который будет объединять их или разводить в разные стороны. Это та часть медицинского права, которая выходит на первый план в коммуникациях между медицинским организациями и пациентами в конфликтах, до судебных спорах и судебных спорах. Это в буквальном смысле - энциклопедия для врачей по лечению пациентов, так как включают методики, наработки, изобретения, патенты и иные медицинские вмешательства, прошедшие клинические испытания и получившие реальную эффективность в практике, в которой расписано все, что можно и нужно делать врачам при обращении пациентам за медицинской помощью на определенный период! Этот период составляет 3 года! Медицинская наука движется вперед очень быстро, появляются новые методики, оборудование, лек. препараты, которые после клинических испытаний допускаются в практику и попадают в КР! Все КР классифицируют по заболеваниям и возрасту - у детей или взрослых. Например две разные КР: Сахарный диабет у детей и Сахарный диабет у взрослых. Для размещения действующих Клинических рекомендаций существует отдельный портал, названный "Рубрикатор клинических рекомендаций", где каждый желающий может ознакомится с интересующей его КР. Однако! Есть нюанс! В настоящее время далеко не на все заболевания в Рубрикаторе имеются КР. Мы с вами научимся искать и пользоваться имеющимися КлинРеками, а в следующих двух постах нам важно понять, откуда они возникают, кто их создает, изменяет как ими пользоваться и как для себя вычленять самое важное. Если есть у кого-то желание разобрать конкретные случае, пишите, разберем его. Всем удачного дня!
1 год назад
Доброго теплого или даже жаркого утра!!! Идем дальше и разбираемся в качестве и доступности при оказании платных медицинских услуг. Мы с вами не будем пока затрагивать оказание мед. помощи в рамках бесплатной мед помощи по полису ОМС. Когда - нибудь вернемся и к этому вопросу. Согласитесь, что когда мы отдаем за медицинские услуги свои деньги, потом и кровью заработанные, то ожидания у нас с вами другие, нежели мы приходим в мед организацию с полисом ОМС. В прошлый раз мы закончили, что подход к качеству и доступности мед. помощи единообразен во всех мед. организациях любой формы собственности и включается в себя порядки, стандарты оказания мед. помощи и клинические рекомендации. Сегодня поймем - что такое "Порядок оказания медицинской помощи" и как они влияют на качество и доступность медицинской помощь нам с вами! "Порядок оказания медицинской помощи" - согласно ст. 37 ФЗ- 323 " Об основах охраны здоровья граждан" - это нормативно-правовой документ, исходящий от федерального исполнительного органа - Министерства здравоохранения РФ, в котором закреплены все мероприятия по организации медицинской помощи, направленные на обеспечение граждан медицинской помощью надлежащего качества и в полном объеме. На практике,  "Порядок оказания медицинской помощи" включает в себя: - Вид медицинской помощи; - Этапы оказания медицинской помощи; - Правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения и врача); - Стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений; - Рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации и ее структурных подразделений; - Иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи. Все порядки оказания медицинской помощи формируются по медицинской специализации и возрасту пациентов, например: "Порядок оказания педиатрической помощи" или "Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты". Фактически нет понимания - какое же качество оказания помощи конкретно нам с вами, как пациентам, оказывают "Порядки оказания мед. помощи "! Сами по себе они обывателю не о чем не говорят, однако важно понимать(!!!)...что они вносят обязательные требования для медицинских организаций создать условия для того, чтобы стало возможно медицинские услуги гражданам и они должны быть качественные. Нельзя оказывать качественную услугу при отсутствии необходимых кадров и определенного (минимального) медицинского оборудования в мед. организации и ее филиалах. Надеюсь что все понятно изложено. Если нет - задавайте вопросы, будет детализировать и обсуждать дальше. Важно, чтобы мы с вами понимали суть.
108 читали · 1 год назад
Доброго времени суток всем единомышленникам! Мы с вами теперь знаем, что пациент - тот кто получает бесплатную медицинскую помощь в рамках программы государственных гарантий по полисам ОМС , а потребитель - тот кто получает платные медицинские услуги с оплатой за свой счет, за счет третьих лиц, за счет организаций, НКО и других юридических лиц. Платными медицинскими услугами считаются также услуги, оказываемые в рамках добровольного медицинского страхования - по полису ДМС, однако оказание таких услуг имеют свои особенности. Далее будем разбираться чем отличаются источники финансирования. По ходу изучения нормативной базы мы с вами чаще будем встречаться с фразой: медицинская помощь, понимая местами, что говорим об медицинских услугах. Законодатель везде использует именно эту фразу, детализируя основную функцию медицинских организаций - лечить! Но нам важно не запутаться)))) Сегодня нас интересует, чем же отличается по сути для каждого из нас оказываемая медицинская помощь от медицинской услуги, какова доступность в ее получении и насколько качественно она оказывается разными клиниками. И имеется ли разница, если мы с вами пойдем лечиться по полису ОМС или на платной основе. И как нам - обывателям понять, что такое доступность и качество медицинской помощи? Имеются ли какие то ограничения для желающих полечиться или особенности, которые могут отличать одно от другого. Как принять решение человеку лечиться по полису ОМС или за счет своих личных денежных средств? В законе доступность и качество медицинской помощи излагается четко ( далее красной нитью пронизывает все подзаконные нормативно - правовые акты), как ЕДИНООБРАЗИЕ для всех медицинских организаций, не зависимо от формы собственности и в рамках какого финансирования они работают: по ОМС или на платной основе. С точки зрения реализации базовых прав пациентов и потребителей на получение медицинской помощи и медицинских услуг разницы нет. Подход к осуществлению медиками своей основной функции - единый на всей территории РФ. Даже иностранные клиники, осуществляющие свою деятельность на территории РФ, аналогичным образом входя в систему оказания медицинской помощи и медицинских услуг. Так что же такое ЕДИНООБРАЗИЕ в оказании мед. помощи или мед. услуг? ЕДИНООРАЗИЕ заключается в том, что каждая медицинская организация обязана оказывать медицинскую помощь и(или) медицинские услуги в рамках установленных Министерством здравоохранения РФ : порядков оказания медицинской помощи, стандартов оказания медицинской помощи и клинических рекомендаций. Такое требование закреплено в п.4 ст. 10 ФЗ-323 " Об основах охраны здоровья граждан в РФ". Запомните эти 3 коня; порядки, стандарты, клин.реки. Дальше мы очень часто будем к ним обращаться. Удачи Вам.
1 год назад
Продолжим рассматривать определения, которые нам помогут разбираться и далее в дебрях медицинского законодательства, в его сложных фразах, содержащих медицинские термины и много ссылок... Сегодня разделим понятия медицинская помощь и медицинские услуги. Попробуем понять разницу. В 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" такие определения: Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение; Судя по этим определениям медицинская услуга - это детализация медицинской помощи, так как включает уже конкретные действия: профилактику, диагностику, лечение, реабилитацию, а также указывает на законченно значение, имея виду - исход ,к которому все эти действия приводят, те исход заболевания. Однако термин "услуги" в Российском законодательстве я нашел лишь в Федеральном законе от 13.10.1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", где указано, что: Услуги - предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений; Определение вполне логичное! Перекладывая на медицинские услуги можно сказать так: Медицинские услуги - предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц в поддержании и восстановлении здоровья, включающих в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Суть такого определения становится понятна и разница между "медицинской помощью" и "медицинской услугой" очевидная. Медицинские услуги - всегда оказываются на возмездной - платной основе, а пациент становится - потребителем медицинских услуг, а взаимоотношения между исполнителем и потребителем медицинских услуг находятся в рамках Закона РФ от 07.02.1992 г.№ 2300 "О защите прав потребителей". Да и в 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан" в п.8 ст.54 сказано об этом же. Разбираемся дальше...
1 год назад
Друзья, коллеги, граждане, пациенты! Доброго всем дня и конечно - отменного здоровья! Пожалуй, давайте с вами начнем разбираться и копаться в законодательстве, чтобы понимать и медикам и пациентам, точнее - потребителям медицинских услуг, как наладить правовые, корректные и в итоге - эффективные коммуникации между собой при оказании платных услуг в медицинских организациях! Начнем с самого начала! Пройдемся по терминам и определениям! Сегодня разберем, кто такой пациент, а кто такой - потребитель медицинских услуг. Нам важно понять чем отличаются они друг от друга, чтобы далее понимать как нормативно - правовые акты работают для одних и для других. В соответствии с 323 - ФЗ "Об охране здоровья граждан": - пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния; В соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей": - потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; Сравним два определения, в первом случае пациенту оказывают ПОМОЩЬ, а во втором случае - потребителю оказывают УСЛУГУ! Запомним эту разницу, так как она будет сопровождать нас с вами и дальше!
1 год назад
Доброго дня всем пользователям сервиса "Дзен"! Разрешите представится: Максимов Станислав Юрьевич. Врач. Медицинский юрист. Учредитель и руководитель частного медицинского центра и сети салонов медицинской оптики. Мною создан канал "Медицинское право. Коммуникации врачей и пациентов" для улучшения взаимопонимания между медицинскими работниками и пациентами, в первую очередь - потребителями платных медицинских услуг. Как правило именно отсутствие коммуникаций с врачом не хватает пациенту по итогам получения им медицинской услуги. И большинство конфликтных ситуаций между медиками и пациентами возникают именно по этой причине, а между тем можно и даже важно решать такие конфликтные ситуации сразу после появления такого конфликта и желательно без привлечения юридических процедур: претензий, жалоб в надзорные органы, прокуратуру и подачу иска в суд. Для того, чтобы грамотно и доброжелательно налаживать коммуникации между врачами и пациентами важно знать права и обязанности каждой из сторон. На этом канале и врачи и пациенты смогут получать актуальную, интересную и полезную информацию по вопросам медицинского права, получать советы для разрешения конфликтных ситуаций между медиками и пациентами - потребителями платных медицинских услуг, записаться на он - лайн консультирование.
1 год назад