С конца 1960-х годов и приблизительно до начала Перестройки был в советском кино такой расхожий образ – интеллигент/интеллигентка, живущие с родителями (как правило, с мамами) и не имеющие своей семьи. (К слову, с мамами они жили не из одного инфантилизма. Подробнее - тут). Обычно эта бессемейность подавалось не как драма одиночества, но как лёгкая осенняя печаль – мол, уже 36, а любовь осталась в прошлом, где-то в юности. Авторы фильмов давали своим героям шанс, но не всегда он (шанс!) выруливал в сторону хэппи-энда. Есть очень хороший, добротный фильм – «Дневной поезд» (1976).
Эта вещь интересна не только звёздным составом, но и композицией, нюансами, деталями. Смотрите: она – ленинградка, умница-красавица, не замужем и «мамина дочка». В приталенном пальто и модной меховой шапке! Он – разочарованный, любящий поговорить москвич, тоже «мамин сын» (в одной из сцен о нём говорят, как о «сыне Любы», хотя, самой Любы нет в повествовании). Да, одет в светлую дублёнку! Он – приезжает в Ленинград. Возникает искра приязни, гаснущая по мере общения, но женщина всё равно является, чтобы проводить мужчину в Москву и главное – он смотрит ей в след, а она – оглядывается.
Что-то знакомое! Ещё бы. «Дневной поезд» - не сказочный вариант «Иронии судьбы». Тут – никаких ошибок, случайностей, бань и веников в портфеле. Никакой иронии судьбы! Есть реальность – сорокалетний холостяк Игорь (Валентин Гафт) останавливается у маминой подруги, у которой есть дочь – Вера (Маргарита Терехова). Они гуляют, разговаривают, спорят. И даже танцуют ночью, хотя нет Нового Года. При том, что Вера хочет замуж (как и Надя Шевелёва), но её желание – лишено энергии, поэтому она ждёт, что мужчина – в данном случае Игорь – её воспламенит. А он и сам перегорел. Он – вполне респектабелен, однако, не счастлив.
Драма целого поколения – так называемых шестидесятников, что радостно фонтанировали идеями в своих НИИ, ходили в походы, выступали на спортивных состязаниях (как Игорь), а к середине 1970-х у них осталась одна желчь. Острить они не разучились, но юмор стал циничным. В одном из эпизодов показан институтский друг Игоря по кличке Эдисон (Виктор Борцов) – тот по сию пору живёт открытиями и желает переделать мир. Но у Эдисона – трое детей и уставшая супруга, лишь изображающая бодрость, ибо работа-дом-работа-дом. Но там есть 1) не иссякающая любовь 2) интерес к миру.
У Игоря это всё – в прошлом. И Вера, которой поначалу нравился умный и начитанный москвич, резко к нему остывает. Но, видимо, не до конца. Этот фильм прекрасен тем, что дарит надежду – мне кажется, что Игорь, вернувшись домой, будет постоянно думать о ленинградской красавице и – непременно позвонит. Предлог – благовидный. Сказать, что благополучно добрался и ещё раз поблагодарить за экскурсии по Ленинграду. Потом она к нему приедет с ответным визитом. Потому что эти двое – отличная пара и даже внешне подходят друг другу. И главное, что в кадре – начинающаяся весна, пора любви…
Zina Korzina (c)