Ещё во времена существования СССР власти США запустили в дело интересную структуру, в аббревиатуре известную как «WTEC». Расшифровывается аббревиатура так: «World Technology Evaluation Center» (Всемирный центр оценки технологий). Занималась (и занимается) эта структура тем, что выполняла оценку зарубежных исследований и разработок в области отдельных технологий в рамках соглашения о сотрудничестве с Национальным научным фондом США (NSF - National Science Foundation).
Главная миссия «WTEC» состояла в том, чтобы информировать американских политиков, специалистов по стратегическому планированию и менеджеров о состоянии отдельных технологий в зарубежных странах. При этом обязательно проводить сравнение с положением дел в Соединённых Штатах. Оценки «WTEC» охватывали:
- фундаментальные исследования,
- передовые разработки,
- приложения,
- коммерциализацию и прочее.
Значительную поддержку этому «Всемирному» центру оказывали государственные организации:
- Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства,
- Министерство энергетики США,
- Министерство торговли США,
- Министерство обороны США.
Развал СССР – безграничное поле новейших технологий
Непосредственно процесс развала Советского Союза обернулся для центра «WTEC» безграничными возможностями в плане исследований. Пока народы СССР делили совместно нажитое имущество и власть в каждом регионе, специалисты-исследователи занимались делом. Европейская часть России, Украина и Белоруссия активно исследовались в 1993-1994 годах.
Исследования специалистов центра «WTEC» показали, что интерес России к беспилотным исследовательским подводным аппаратам ограничивался всего двумя институтами. Тем не менее, для иностранцев оказалось неожиданностью, что российский Владивосток обладает обширными разработками в области дистанционно управляемых глубинных аппаратов (ROV - Remotely Operated Vehicles) и глубоководных автономных подводных аппаратов (AUV - Autonomous Underwater Vehicles).
Дальневосточный государственный технический университет продемонстрировал представителям «WTEC» три различных глубинных аппарата, отметив при этом, что исследователи и конструкторская группа разработали в общей сложности 39 аналогичных машин, начиная с 1970 года. За тот же период Институт проблем морских технологий Владивостока построил и эксплуатировал несколько прототипов и действующих подобных аппаратов.
Программа глубоководных автономных подводных аппаратов, действующая в Институте проблем морских технологий, оказалась на удивление иностранцев более обширной, чем предполагали специалисты «WTEC»:
- конструктивные возможности,
- видение будущих конструкций,
- опыт эксплуатации,
явно впечатлили заморских исследователей зарубежных разработок. Один российский прототип, обозначенный как автономный подводный аппарат «L-2», рассчитанный на рабочую глубину 6000 метров, совершил 160 рабочих погружений на глубину более 4000 метров. Другая действующая модель «МТ-88» также преодолевала рабочую глубину 6000 метров. Представители центра «WTEC» в итоге пришли к выводу, что Владивосток наработал больше опыта эксплуатации подобных аппаратов, чем все программы США вместе взятые.
Другие российские артефакты поиском «WTEC»
На тот момент времени большая часть российских институтов на Дальнем Востоке не имела доступа к самым мощным компьютерам производства США. Причины были очевидны: ограничения на экспорт с Запада. Тем не менее, аппаратное обеспечение имеющихся компьютеров на базе «Intel 486» показало исследователям «WTEC» превосходную эффективность за счёт создания программистами России превосходных компьютерных кодов и алгоритмов.
Среди десятка изученных научно-исследовательских институтов России отметились 37 различных проектов, связанных с компьютерным программным обеспечением. Множество интересных проектов иностранцы обнаружили в области томографии, в различных методах физического моделирования, в сигнальном или визуальном обнаружении целей в условиях сильных шумов.
Тогда, за исключением учреждений Новосибирска, многие российские специалисты-компьютерщики уже стремились в коммерческие структуры, как правило, принадлежащие новой банковской отрасли России.
Вместе с тем, Институт термодинамики и прикладной механики в Новосибирске явно показал специалистам «WTEC» мировое лидерство в области исследований аэродинамики. На базе Института имелось восемь аэродинамических труб, способных дать скорость движения воздуха на уровне 25 Маха. Кроме того, в Институте гидродинамики им. Лаврентьева иностранцам продемонстрировали взрывные способы сварки нормально несовместимых металлов. Показали также взрывное покрытие металлов керамикой и другими материалами.
Специалисты Тихоокеанского института биоорганической химии (Владивосток) удивили западных представителей важными исследованиями ряда биоактивных веществ морской и наземной флоры и фауны. В отличие от западных институтов, которые редко разрабатывают, производят и продают коммерческие продукты, российский Тихоокеанский институт биоорганической химии выпускал несколько продуктов на коммерческой основе.
По результатам исследований этого института, где идентифицируются и синтезируются био-вещества, иностранцы обнаружили уникальные способы:
- получения лекарственных препаратов,
- создания пищевых добавок,
- улучшения сельского хозяйства,
- разработки биотехнологии для коммерческого использования.
Российский институт, к удивлению исследователей «WTEC», показал наличие исключительно большой эталонной коллекцией биоактивных веществ (8000 штаммов).
Российское научно-исследовательское оборудование
Продолжая изыскательские турне по России, представители Всемирного центра оценки технологий под прикрытием «WTEC» обнаружили уникальный артефакт. Научно-исследовательское судно «Академик Опарин», которое российские учёные предложили использовать для совместных биомедицинских морских исследований. Корабль, оборудованный для поддержки 30 учёных в полевых условиях в течение длительного времени, как обещали в России, арендуется почти за бесценок, если сравнивать с исследовательскими судами любого другого государства.
Вместе с тем, дальневосточное отделение Российской академии наук имело в наличии 15 научно-исследовательских судов водоизмещением до 6280 тонн. По сути, это был самый большой научно-исследовательский флот в мире, функционирующий под управлением одной структуры. Однако отсутствие на то время финансирования морских исследовательских проектов сводило на нет всю эту научную мощь.
Удивлению иностранцев не было предела, когда удалось исследовать Институт химии Владивостока, где учёные России представили улучшенные конструкции аккумуляторных материалов. Новые катодные материалы для литиевых химических источников тока с потребляемой мощностью 3,5-4,8 кВт·ч/кг явно впечатлили иностранцев.
Значительное внимание развитию лазеров, как выяснил центр «WTEC», уделялось в Новосибирском институте автоматики и электрометрии. В исследованиях особое внимание уделялось:
- методам создания стабильной твердотельной генерации,
- методам разделения с использованием «светового дрейфа»,
- коммерческому производству прецизионного лазерного стола,
- лазерному производству прецизионных оптических фильтров и дифракционных решеток.
Очевидный момент – это турне иностранцев по «революционной» России охватило лишь малую часть всего технологичного, что можно было бы отыскать тогда в этой стране. Что можно отыскать теперь – вопрос без ответа.