Капитан очевидность напоминает – руководители тоже люди! Ладно, юмор в сторону – в этой статье разбираем основные стрессовые ситуации для начальников, а именно:
- переработки и выгорание, когда начальник не справляется с возложенной на него ответственностью;
- конфликты между подчиненными, которые сказываются на работе;
- конфликты подчиненных с руководителем, которые иногда доходят до травли;
- проверки от вышестоящего руководства и/или службы аудита.
А психологи и коучи рассказывают, как сделать эти ситуации менее стрессовыми и выйти из них победителями.
Что делать руководителю, если он чувствует, что не справляется с ответственностью?
Все эксперты, которых мы попросили высказаться по этому вопросу, сходятся во мнении, что основная причина тяжести широкой зоны ответственности – плохо налаженное делегирование. Иногда менеджеры вовсе отказываются делегировать части задач из-за установки «проще самому сделать». Разово, может, и проще. Но если задача повторяется, её нужно делегировать.
— Часто бывает, что начальник физически не может справиться с тем, что сам на себя свалил. Дело здесь даже не в большом объёме работы, а скорее в психологических установках, которые часто бывают у людей на руководящих должностях, – говорит психолог-консультант Ирина Ванюшкина.
— Руководители не справляются из-за того, что не делегируют, а не делегируют из-за того, что некому доверять. Управленцы часто завязывают рабочие процессы на себе, чтобы оставаться нужными. А хороший отдел и подчинённые должны функционировать и без руководителя – это критерий качественной работы руководителя. Если начальник не делегирует, он перенапрягается и перегорает. Поэтому необходимо выращивать людей, которые способны работать самостоятельно, – добавляет психолог и мастер НЛП Алексей Русакевич.
Бизнес-коуч Светлана Шаркель отмечает, что сильный стресс руководителя на работе сигнализирует о том, что он неправильно воспринимает свою роль и объем ответственности.
— Такие сотрудники при переходе на руководящую должность, получают новый круг обязанностей и полномочий, но не передают в полном объеме прежние обязанности преемникам, продолжают сидеть на двух, а то и на трех стульях. С учётом объемов задач и ответственности в новых условиях неудивительно, что такая ситуация быстро приводит к выгоранию. Особенно часто подобная история встречается среди начинающих руководителей.
💡
Решение
1. Четко разграничивать свой функционал и зону ответственности с функционалом подчиненных.
2. Убедиться в том, что сотрудники понимают свои обязанности и объемы полномочий, критерии оценки результата и приняли на себя ответственность.
3. Давать сотрудникам необходимую свободу для реализации инициатив.
Ещё одной причиной того, что менеджер не справляется со своими обязанностями, может быть банальная тревожность: очень много задач и постоянное ощущение, что что-то забыл, не сделал, не поручил.
— Возможно, вы поставили перед собой цель выше, чем позволяют ресурсы – время, средства, сотрудники. Если это так, то нужно отодвинуть дедлайн или снизить количество задач. Возможно, вас беспокоит результативность, тогда определите KPI. Если действительно не достигаете целей, выясняйте, что конкретно не работает, направьте все силы на решение проблемы. Если видите, что и с KPI всё хорошо, но беспокойство не отпускает, посмотрите, где корни тревоги. Перечислите и похвалите себя за всё, что организовали и успели подготовить – это снимет тревогу, повысит вашу ценность в собственных глазах, придаст уверенности, – советует бизнес-коуч, предприниматель и автор книги о саморазвитии «Неизбежное счастье» Анна Жюсталь.
Что делать, если конфликты между подчиненными делают работу напряженной?
Другая проблема, с которой часто сталкиваются руководители, токсичные отношения в коллективе, которые люди строят на попытке найти виноватого. Это приводит к тому, что каждый сотрудник, от руководителя до уборщицы, боится стать «козлом отпущения» и со временем перестаёт проявлять хоть какую-нибудь инициативу. В итоге эффективность команды падает. Руководителю важно перестроить систему взаимоотношений в коллективе с поиска виновника, на поиск решения проблемы.
— Будем честными, мы давно не в школе. Взрослые люди не обязаны выслушивать чужие претензии и молчать, а потом извинятся за своё «плохое поведение». В бизнесе это никому не принесёт пользы, напротив, усугубит проблему: наступает кризисный момент, все ищут виноватого, его находят, он получает наказание. И на этом всё, а глобальная проблема как была, так и остается, – говорит Ирина Ванюшкина.
Если травят самого руководителя?
Это достаточно распространённая ситуация и главное – решаемая, успокаивает Алексей Русакевич. Следует идти на опережение. Если выходите на новую должность, соберите коллектив и познакомьтесь. Организуйте мероприятие, которое укрепит контакт.
Если контакт не удалось установить, и коллектив начинает строить вам козни, выходите на открытый разговор: обсудите претензии и проговорите позиции. Не бойтесь вскрыть напряжение.
Последний вариант – выявить неформальных лидеров, которые создают травлю, и повзаимодействовать с ними. Если они на контакт не идут, их необходимо удалить. Как известно, обезглавленная змея не кусается. Коллективом не будут управлять неформальные лидеры, и травля прекратится. Это удачный момент для того, чтобы выстроить отношения заново.
Близится проверка, а в отделе – бардак! Что делать?
Еще одна стрессовая ситуация, с которой, пожалуй, сталкиваются все руководители без исключения – это проверки. Вышестоящий начальник, аудиторы, специалисты по охране труда – для многих руководителей эти люди сродни бабайке, которым пугают детей.
Очень часто, когда приближается проверка, а в отделе много «косяков», руководители стараются спрятать огрехи от проверяющего, либо «переждать бурю», то есть выслушать претензии в свой адрес, покивать и пообещать всё исправить к следующей проверке… И так по кругу.
Это заведомо проигрышная тактика. Эксперты предлагают другое решение, которое лучше скажется и на психическом самочувствии, и на карьере менеджера.
Алексей Русакевич: «Самостоятельно выявите слабые места и предложите план по системному устранению недочетов. Это продемонстрирует понимание ошибок, готовность принимать недоработки. Если менеджер прячет свои промахи, то теряет доверие вышестоящего руководства. Если нет плана, как устранять ошибки, то может показаться некомпетентным. Некомпетентность в сочетании с недоверием – гарантированное увольнение».
Анна Жюсталь: «Перед важным событием, где предстоит держать ответ перед начальством, подумайте, чего боитесь, что может помешать получить нужный результат? Чётко сформулируйте для себя благоприятный итог выступления, прокрутите в голове, какие у вас будут задачи потом. Запишите план действий».
Как предотвратить стрессовые ситуации?
Есть ряд мер, чтобы снизить уровень стресса на работе. В первую очередь — последовательно выстроить здоровые отношения с подчиненными и отстаивать личные границы.
Соберите команду, донесите до них новую политику отношений и попытайтесь найти пути решения проблемы. А в общении с вышестоящим руководством рассказывайте о том, что в планах, что уже сделали для выхода из кризисной ситуации, – советует Ирина Ванюшкина.
Анна Жюсталь добавляет, что следует прислушиваться к своим ощущениям и желаниям. Отказываться от предложений задержаться на работе или взять дополнительные задачи, если понимаете, что это негативно отразится на вашем физическом и эмоциональном состоянии.
💡
Резюмируем
Учитесь делегировать, выращивайте самостоятельных сотрудников, которым сможете доверять. Не бойтесь принимать на себя ответственность за результаты. Работайте над микроклиматом в команде, пресекайте конфликты и токсичные выпады. Заботьтесь о своем психическом здоровье и не бойтесь отстаивать личные границы. Тогда управление командой станет менее стрессовым, перестанет подталкивать вас к выгоранию.