Найти в Дзене
«Заповѣдная магистраль»

Чем "острый" пар отличается от "мятого"? Какой из них человек может видеть, а какой нет?

Оглавление

Пар — главное физическое вещество, необходимое для приведения паровоза в движение. Для начала вспомним из школьного курса физики, что температура кипения воды зависит от давления, действующего на его поверхность, и повышается с увеличением давления. Например, при давлении по манометру 4 атм температура котловой воды, а значит и пара, равна около 151 градуса Цельсия. При давлении 10 атм — 180 градусов Цельсия.

Паровой манометр — главный прибор безопасности на паровозе. Фото: Алексей Алексеев
Паровой манометр — главный прибор безопасности на паровозе. Фото: Алексей Алексеев

Если же довести давление пара в паровозном котле до рабочего, это 14-15 атм по манометру, то температура увеличится до 200 градусов Цельсия. В связи с этим выделают несколько видов пара.

Пар может быть:

Насыщенным

Водяной пар, находящийся в равновесии с кипящей водой, из которой он поднимается, называется насыщенным паром. При кипении пар уносит с собой частицы воды и является влажным. Вот почему непосредственно соприкасающийся с водой пар называют насыщенным. В котле паровоза всегда получается насыщенный пар, поскольку он содержит в себе от 3 до 5% влаги, т.е. в 1 кг пара содержится в среднем от 30 до 50 грамм воды.

Перегретым («острым»)

При дальнейшем нагреве насыщенного пара выше температуры кипения возникает перегретый пар. Он свободен от любой жидкой воды и не образует водяных капель даже при незначительном охлаждении, т.е. не конденсируется. Именно поэтому его называют ещё «сухим». Такой пар невидим.

Задняя стенка водомерного стекла снабжена вертикальными призматическими ребрами, преломляющими лучи света, которые падают на стекло. Благодаря чему часть водомерного стекла, заполненного водой, кажется нам тёмной, а часть стекла, заполненная невидимым паром, остаётся светлой. Фото: Алексей Алексеев
Задняя стенка водомерного стекла снабжена вертикальными призматическими ребрами, преломляющими лучи света, которые падают на стекло. Благодаря чему часть водомерного стекла, заполненного водой, кажется нам тёмной, а часть стекла, заполненная невидимым паром, остаётся светлой. Фото: Алексей Алексеев

Паровая машина паровоза приводится в действие именно перегретым («острым») паром, температура которого в 2-2,5 раза выше температуры насыщенного пара при том же давлении.

Паровая машина паровоза серии Л. В цилиндры паровой машины пар подаётся под давлением 14-15 атм, а выпускается при давлении 1,5-2 атм. Фото: Алексей Алексеев
Паровая машина паровоза серии Л. В цилиндры паровой машины пар подаётся под давлением 14-15 атм, а выпускается при давлении 1,5-2 атм. Фото: Алексей Алексеев

Для получения перегретого пара на паровозе имеется специальное устройство — пароперегреватель, который позволяет нагревать насыщенный пар при постоянном давлении.

Схема двухоборотного пароперегревателя
Схема двухоборотного пароперегревателя

На паровозах поздних серий выпуска температура перегретого пара достигает 450 градусов Цельсия. Использование перегретого пара вместо насыщенного даёт экономию примерно 20-25% топлива и 30-40% воды.

Влажным

Влажный или «мятый» пар — это пар, отработавший в паровой машине. Такой пар является видимым. Проявляется в виде белого тумана.

Паровоз серии Л с пригородным ретро-поездом "Селигер" сообщением Бологое-Осташков, окутанный клубами «мятого» пара после продувки паровых машин, эффектно отправляется с 1-го пути станции Фирово. Фото: Алексей Алексеев
Паровоз серии Л с пригородным ретро-поездом "Селигер" сообщением Бологое-Осташков, окутанный клубами «мятого» пара после продувки паровых машин, эффектно отправляется с 1-го пути станции Фирово. Фото: Алексей Алексеев

Можно ли пар сконденсировать обратно в воду с целью её экономии на паровозе?

Конечно можно. Состояние насыщенного пара крайне неустойчиво. Оно представляет собой некое граничное состояние. Даже незначительный отвод тепла приведёт к конденсации части пара (влажный пар). В своё время в СССР было произведено в достаточно большом количестве паровозов "Серго Орджоникидзе" серии СО17 и СО19, снабженных устройством конденсации отработанного пара.

Один из первых паровозов серии СО17 с конденсацией пара
Один из первых паровозов серии СО17 с конденсацией пара

Теоретически это уменьшало расход воды и позволяло паровозу проходить без набора воды до 1000 километров. Тогдашний нарком путей сообщения Л.М. Каганович всячески поддерживал идею их широкого внедрения, веря в то, что они "совершат целую революцию в народном хозяйстве". Революции никакой они не совершили — были чрезвычайно сложны, не доработаны и обладали крайне низкой надёжностью. Когда появились достаточно мощные тепловозы серии ТЭ3, все "Серго" с конденсацией пара были переделаны в обычные паровозы и только после этого они вместе с паровозами других серий, начали полноценно участвовать в перевозках.

Ставьте лайк👍, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram