Найти в Дзене

Мужчины против женщин, или Как христианство вернуло нас в матриархат

(Начало читайте здесь).

С приходом на территорию Малой Азии власти Римской империи здесь вместо многотысячелетних культов женских божеств плодородия получили распространение патриархальные культы с почитанием мужчин – римских императоров. В этом даже можно увидеть наглядное подтверждение теориям знаменитой литовской исследовательницы индоевропейских народов Марии Гимбутас о смене матриархата патриархатом в связи с экспансией различных народов с разными устройствами общества.

Так, в древнем городе Эфес был построен впечатляющий храм в честь скончавшегося императора Домициана (81-96 годы н.э.) для сохранения его посмертной славы (damnatio memoriae). Опять же это очень древний тип культа - почитания скончавшегося героя или вождя: достаточно вспомнить мавзолей Ленина на Красной площади в Москве, типологически восходящий также к древнейшим культам Ближнего Востока. Однако с приходом христианства храм Домициана, также использовавшийся для почитания семейства Флавиев, был разрушен.

Характерно, что именно христианство вернулось на путь почитания женского божества. До сих пор в Эфесе можно увидеть мощные руины христианской базилики Девы Марии размером 145х30 м. Фактически она имела статус собора, так как к ней примыкал епископейон – местопребывания епископа.

В 431 году н.э. здесь состоялся 3-й экуменистический собор (совет), посвященный Богородице. На нем константинопольский патриарх Нестор (389-451) заявил, что Ииусус Христос является не Сыном Божьим, а всего лишь святым человеком, из-за чего разгневанные коллеги лишили его поста, а также постановили, что Дева Мария действительно была Матерью Божией.

Храм перестраивался несколько раз в византийскую эпоху, а примерно в VII веке н.э. кафедра епископа была перенесена из него в церковь Святого Иоанна неподалеку. Мощные руины базилики Святого Иоанна до сих пор возвышаются на холме над современным городком Сельчук в составе столь же впечатляющей византийской крепости. Этот святой появился в Эфесе в 42 году н.э. вместе с Девой Марией, а в 53 году н.э. его коллега – Святой Павел также пытался проповедовать христианство, но тогда еще не имел особого успеха среди образованных греков, поднаторевших в вопросах веры и философии.

Считается, что на территории храма Святого Иоанна, построенного уже много позже – в 527-565 годах н.э. по распоряжению византийского императора Юстиниана находится могила этого святого. А в 5 км от античного Эфеса на горе Корессос находится так называемый домик Девы Марии, куда по преданиям Святой Иоанн привел ее после смерти Христа.

Мощные руины базилики Святого Иоанна.
Мощные руины базилики Святого Иоанна.

Христиане верят в то, что Богоматерь длительное время жила здесь и была похоронена тут же. Кстати, характерно известное отличие в ее почитании в западной и восточной ветвях христианства, сохраняющееся и поныне. Если в западном христианства важна непорочность (Дева Мария), то в восточном – факт материнства (Богородица).

Ну и напоследок еще один любопытный факт. Согласно христианской истории, Святой Иоанн погиб, будучи обезглавленным по приказу царской дочери Саломеи (или ее матери). Этот сюжет очень популярен в современной европейской традиции, например, Оскар Уайльд представил свою трактовку, в которой смерть святого стала местью Саломеи за ее любовь, отвергнутую им. Это еще одно интересное отражение древних верований в женскую силу, но уже не только созидательную, но и разрушительную. Как говорится: берегите женщин, женщин берегитесь! :)