(Начало читайте здесь).
С приходом на территорию Малой Азии власти Римской империи здесь вместо многотысячелетних культов женских божеств плодородия получили распространение патриархальные культы с почитанием мужчин – римских императоров. В этом даже можно увидеть наглядное подтверждение теориям знаменитой литовской исследовательницы индоевропейских народов Марии Гимбутас о смене матриархата патриархатом в связи с экспансией различных народов с разными устройствами общества.
Так, в древнем городе Эфес был построен впечатляющий храм в честь скончавшегося императора Домициана (81-96 годы н.э.) для сохранения его посмертной славы (damnatio memoriae). Опять же это очень древний тип культа - почитания скончавшегося героя или вождя: достаточно вспомнить мавзолей Ленина на Красной площади в Москве, типологически восходящий также к древнейшим культам Ближнего Востока. Однако с приходом христианства храм Домициана, также использовавшийся для почитания семейства Флавиев, был разрушен.
Характерно, что именно христианство вернулось на путь почитания женского божества. До сих пор в Эфесе можно увидеть мощные руины христианской базилики Девы Марии размером 145х30 м. Фактически она имела статус собора, так как к ней примыкал епископейон – местопребывания епископа.
В 431 году н.э. здесь состоялся 3-й экуменистический собор (совет), посвященный Богородице. На нем константинопольский патриарх Нестор (389-451) заявил, что Ииусус Христос является не Сыном Божьим, а всего лишь святым человеком, из-за чего разгневанные коллеги лишили его поста, а также постановили, что Дева Мария действительно была Матерью Божией.
Храм перестраивался несколько раз в византийскую эпоху, а примерно в VII веке н.э. кафедра епископа была перенесена из него в церковь Святого Иоанна неподалеку. Мощные руины базилики Святого Иоанна до сих пор возвышаются на холме над современным городком Сельчук в составе столь же впечатляющей византийской крепости. Этот святой появился в Эфесе в 42 году н.э. вместе с Девой Марией, а в 53 году н.э. его коллега – Святой Павел также пытался проповедовать христианство, но тогда еще не имел особого успеха среди образованных греков, поднаторевших в вопросах веры и философии.
Считается, что на территории храма Святого Иоанна, построенного уже много позже – в 527-565 годах н.э. по распоряжению византийского императора Юстиниана находится могила этого святого. А в 5 км от античного Эфеса на горе Корессос находится так называемый домик Девы Марии, куда по преданиям Святой Иоанн привел ее после смерти Христа.
Христиане верят в то, что Богоматерь длительное время жила здесь и была похоронена тут же. Кстати, характерно известное отличие в ее почитании в западной и восточной ветвях христианства, сохраняющееся и поныне. Если в западном христианства важна непорочность (Дева Мария), то в восточном – факт материнства (Богородица).
Ну и напоследок еще один любопытный факт. Согласно христианской истории, Святой Иоанн погиб, будучи обезглавленным по приказу царской дочери Саломеи (или ее матери). Этот сюжет очень популярен в современной европейской традиции, например, Оскар Уайльд представил свою трактовку, в которой смерть святого стала местью Саломеи за ее любовь, отвергнутую им. Это еще одно интересное отражение древних верований в женскую силу, но уже не только созидательную, но и разрушительную. Как говорится: берегите женщин, женщин берегитесь! :)