33,5K подписчиков

Зенитный танк, появившийся слишком поздно

1K прочитали

История зенитного танка СЗУ, вполне удачной машины на базе Т-60, которому так и не суждено было стать серийным

Одной из больных тем, с точки зрения самоходной артиллерии, являлись советские зенитные самоходные системы. Не то, чтобы к началу Великой Отечественной войны их совсем не было, но уж точно не совсем то, чего первоначально предполагалось. Изначально подобный класс САУ предполагался на танковых шасси, больше того, даже подобные аппараты строились. Наиболее удачным примером стала СУ-6, ЗСУ на базе легкого танка сопровождения Т-26. Ее даже условно приняли на вооружение, построив установочную партию. Но фактически крупномасштабный выпуск не состоялся. Тем не менее, ЗСУ продолжали видеть на танковых шасси, базой предполагался легкий танк Т-50, а как вооружение планировались либо спарка 23-мм автоматических пушек МП-6, либо 37-мм автоматическая пушка 61-К. Итог всего происходящего в 1941 году оказался печальным: в Ленинграде изготовили две опытные ЗСУ на шасси Т-26, и на этом всё. А роль прикрытия мотомеханизированных частей с воздуха выполняли различные системы на шасси грузовиков.

"Гладко было на бумаге". Как можно заметить, в ГАБТУ КА считали, что переделка башни Т-90 на базу Т-60 будет быстрым решением.
"Гладко было на бумаге". Как можно заметить, в ГАБТУ КА считали, что переделка башни Т-90 на базу Т-60 будет быстрым решением.

Дальнейшие работы пошли по теме создания универсального шасси с использованием агрегатов танка Т-60. Данное шасси получило обозначение "31", разрабатывалось оно силами КБ завода №37 (г. Свердловск). Утвержденный для постройки опытный образец, получивший обозначение СУ-31, на момент создания являлся крайне удачной машиной. Установленная в боевом отделении 37-мм автоматическая зенитная пушка 61-К была наиболее эффективным малокалиберным средством борьбы с вражеской авиацией. Но работы стали затягиваться, а в конце июля 1942 года завод №37 влили в состав УЗТМ, вместо Т-70 организовывался выпуск Т-34. Между тем, в конце июня 1942 года над линией фронта сбили немецкий связной самолет, на борту которого находился отчет по испытаниям штурмовика Henschel Hs 129A. Это стало крайне неприятной новостью, поскольку его 30-мм пушка MK 101 могла пробивать броню даже тяжелого танка КВ-1. Не менее неприятной новостью стало то, что ЗСУ на грузовых шасси имели низкую проходимость. По этой причине появилась идея о создании зенитных танков.

На испытания СЗУ вышел только в июле 1943 года. Смотрим на даты в проекте постановления ГКО и широко улыбаемся.
На испытания СЗУ вышел только в июле 1943 года. Смотрим на даты в проекте постановления ГКО и широко улыбаемся.

8 августа 1942 года были запущены работы по созданию "зенитной спаренной установки под 12,7-мм пулеметы ДШК, смонтированные в танках Т-60 и Т-70". Согласно тактико-техническим требованиям, появившимся чуть позже, предполагалось создать ЗСУ на базе Т-60, которая использовала бы конструкцию штатной башни данного танка. Именно такой путь выбрал конструктор И.В. Савин, который возглавил создание Т-60-З и Т-70-З на заводе №37. ЗСУ на базе Т-70 он также создавал с использованием штатной башни танка, переделав ее под установку спарки пулеметов ДШКТ. Как показали испытания, прошедшие в первой половине декабря 1942 года, идей оказалась неправильной. Обе ЗСУ получились слишком тесными. Более удачной получилась конструкция Т-90, зенитной самоходной установки, созданной на ГАЗ им. Молотова. В.С. Соловьёв, ведущий инженер машины, выбрал путь создания новой башни и рационального использования ее внутреннего пространства. В результате именно Т-90 явно выбилась в фавориты. Казалось бы, самое время запускать Т-90 в серию, но в ГАБТУ КА посчитали иначе. 14 декабря 1942 года появился проект постановления ГКО о принятии на вооружение зенитной самоходной артиллерийской установки Т-60-З. Тонкий момент в том, что на самом деле речь идет совсем не о савинской машине. На самом деле разговор шел о Т-60, на который ставился "модуль" от Т-90. В качестве места для производства данной машины предполагался завод №37, но не тот, что находился в Свердловске, а возрожденная московская площадка. Да и Т-60-3 данный танк не назывался. Он получил обозначение СЗУ.

Башню для СЗУ пришлось делать практически с нуля.
Башню для СЗУ пришлось делать практически с нуля.

Логика военных в таком странном повороте событий выглядела не такой и странной. Во-первых, выяснилось, что объемы выпуска зенитных танков предполагались не столь большими, поэтому Т-90 выглядел машиной, не столь интересной для крупномасштабного производства. Во-вторых, за счет Т-90 "съедалась" часть выпуска Т-70, а в середине декабря 1942 года уже было известно, что на заводе №38 (г. Киров) его выпуск свернут. Это делалось в угоду самоходной артиллерийской установке СУ-12 (СУ-76). Т-70 (Т-80) собирались выпускать в Мытищах, на заводе №40, но для этого требовалось время. В-третьих, имелся довольно большой объем танков Т-60, о боевых возможностях которого не строили иллюзий. Выпуск Т-60 уже прекратили, но появилась идея о переделке данных танков в ЗСУ. Как раз для этого идеально подходил завод №37. Туда завозили ремонтные шасси Т-60, а далее они переделывали их в ЗСУ.

Для размещения радиостанции пришлось делать развитую кормовую нишу.
Для размещения радиостанции пришлось делать развитую кормовую нишу.

Всё это выглядело отлично, оставалась самая малость - переделать башню Т-90 под установку в Т-60. Автором работ по данной теме вновь выступило СКБ КЭО ГАЗ (Специальное Конструкторское Бюро Конструкторского Экспериментального Отдела, оно же ОКБ КЭО ГАЗ). Впрочем, очень быстро выяснилось, что оптимистичные мысли ГАБТУ КА насчет "всего-то голову поменять" натыкается на жесткую действительность. Просто взять и переставить башню Т-90 на шасси Т-60 не получилась. Помимо того, что танк банально меньше, требовалось перекомпоновать саму башню. Без этого, например, радиостанцию ставить оказывалось некуда. Одним словом, В.С. Соловьёв, ведущий инженер машины, был вынужден создавать башню с нуля. Естественно, это обошлось в лишнее время, которое было совсем не лишним.

Вместо 85 градусов реально угол возвышения зенитной установки составил 70 градусов.
Вместо 85 градусов реально угол возвышения зенитной установки составил 70 градусов.

В виду того, что СКБ КЭО ГАЗ было загружено и другими работами, более приоритетными, облик СЗУ начал формироваться весной 1943 года. От Т-90 там остался только сам принцип установки спарки пулеметов ДШКТ, да и то, кое-что поменяли. Теперь телескопический прицел ТМФП находился в одной подвижной бронировке с пулеметной установкой. Сама же башня стала совсем новой. Ее сделали 7-гранной, с ярко выраженной кормовой нишей, куда поставили радиостанцию 12-Р. Толщина стенок башни составила 35 мм, таким образом, она получалась крепче, чем лоб танка, куда она ставилась. На крыше появились откидные лючки, которыми она частично закрывалась. Угол вертикальной наводки снизился до +70 градусов, по этому поводу позже военные высказали своё неодобрение. По их мнению, угол вертикальной наводки требовалось сделать на уровне Т-90, то есть +85 градусов. А вот по чему не возникло претензий, так это по скорости горизонтальной наводки. На ГАЗ учли критику, доведя скорость до 10 градусов в секунду. Этого было достаточно для сопровождения целей.

При зенитной стрельбе откидывались лючки на башне.
При зенитной стрельбе откидывались лючки на башне.

Закончили постройку СЗУ в июне 1943 года. Интересно, что в сводном отчете завода за годы войны машина упомянута (и это единственный случай, где индекс машины указали), а вот в отчете за 1943 годы такой машины нет. Несмотря на то, что башня получалась тяжелее штатной Т-60, боевая масса выросла не сильно - с 6200 до 6420 кг. Боезапас составил 480 патронов (16 магазинов), как на Т-90. Для ведения огня по воздушным целям использовался коллиматорный прицел К-8Т. Пулеметы получили электроспуск, плюс имелась механический, дублирующий спуск. Для взвода пулеметов также поставили специальный механизм. Впрочем, как показали испытания, работает он при угле возвышения 20 градусов и ниже.

Летом 1943 года внезапно выяснилось, что шасси для СЗУ банально нет.
Летом 1943 года внезапно выяснилось, что шасси для СЗУ банально нет.

Решение ГАБТУ КА (к тому моменту уже ГБТУ КА) о переделке башни Т-90 на базу Т-60 обошлось очень дорого. Испытания СЗУ проходили с 15 по 25 июля 1943 года. То есть "простое" решение привело к потере семи месяцев. Для войны это огромный срок. Кроме того, в ходе испытаний выявился ряд дефектов. Помимо уже упомянутого снижения угла вертикальной наводки, выявилась неуравновешенность башни, прицеливаться из ТМФП оказалось неудобным, а крышки люков на крыше закрывались с неправильной последовательностью. Имелись проблемы с электроспуском. В общем и целом СЗУ испытания, в общем-то, выдержала, но при этом список необходимых доработок получился больше, чем у ЗСУ, которая испытывалась 7 месяцев назад. Причем отмечалась довольно большое число задержек при стрельбе.

Боевое отделение оказалось менее удобным, нежели у Т-90. Ситуация слегка так странная.
Боевое отделение оказалось менее удобным, нежели у Т-90. Ситуация слегка так странная.

После устранения недостатков НИБТ Полигон предлагал запускать СЗУ в серию. Но дальше ситуация вокруг машины напоминала комедию положений. Во-первых, ГАЗ им. Молотова в июне 1943 года разбомбили, заводу стало совсем не до СЗУ. Во-вторых, завод №37 уже несколько месяцев как выпускал СУ-76И, ему тоже было совсем не зенитной самоходной артиллерийской установки. В-третьих, шасси для машины попросту не имелось, поскольку возвращать Т-60 с фронта как-то особо желанием не горели. Да и что такое ремонтное шасси, это отдельный разговор. Завод №37 мог рассказать много чего интересного насчет того, что думал про ремонтные шасси немецких танков. Итог вполне закономерен. Дорабатывать, а уж тем более выпускать СЗУ оказалось некому и негде. В результате вся эпопея с зенитными танками, которая длилась год, закончилась ничем. Бурные аплодисменты всем причастным...

Список источников:

ЦАМО РФ

Предыдущие статьи по советским легким танкам и машинам на их базе:

Рассказ о боевом отделении советского танка сопровождения пехоты МС-1 (Т-18)

Легкий танк сопровождения Т-19, который должен был сменить в производстве Т-18 (МС-1)

Малый танк сопровождения Т-20, попытка модернизации МС-1, которая не задалась

Статья об истории создания двухбашенной версии легкого танка Т-26

Рассказ о боевом отделении двухбашенного Т-26

История создания разведывательных танков-амфибий Т-39 и Т-40

Трудный запуск Т-40 в серийное производство, а также большие испытания осени 1940 года, в которых принимали участие и женщины-танкисты

Т-40с, которого не было

Опытное и серийное усиление вооружения малых танков Т-40, Т-30 и Т-60

Артиллерийский тягач ГАЗ-22, который рассматривался как возможная альтернатива СТЗ-5

Т-60 с башнями Т-30

Проект советского танка сопровождения пехоты Т-127, предлагавшегося как более легкий вариант Т-126 (СП-126)

К 80-летию начала испытаний танка сопровождения Т-50, созданного КБ завода №174 для замены Т-26

История разработки огнеметной версии танка сопровождения Т-50

История серийного производства и применения советских танков сопровождения Т-50, или почему неудача с ним оказалась запрограммированной

История 45-мм танковой пушки ВТ-42, разработанной КБ завода №235 для использования в легком танке Т-70

Зенитные танки Т-70 (зенитный) и Т-60 (зенитный) конструкции И.В. Савина

Зенитный танк Т-90 разработки ГАЗ им. Молотова, который победил в конкурсе, но не пошел в серийное производство

Опытный образец легкого танка, который первым получил обозначение Т-80

Статья по зенитному танку ЗУТ-37 на базе Т-70