33,3K подписчиков

Шерман, которому не повезло

1,4K прочитали

История Medium Tank M4A6, которому было не суждено стать крупносерийным

В практике мирового танкостроения нередко бывают моменты, которые можно описать как "болезнь роста". Это случается в тот момент, когда танков заказывают так много, что промышленность просто не успевает за растущими хотелками военных. Результатом становится то, что страдает либо качество, либо комплектация, либо всё сразу. Особенно интересные результаты получаются из ситуации, когда не хватает моторов. Нередко выходом из положения становится несколько типов применяемых моторов. На этом поприще отметились, например, шведы, у которых на Strv m/42 было два типа силовых установок и три типа коробок передач. Хотя рекордсменами, безусловно, стали американцы.

Серийный M4A6, удачный танк, появившийся в неудачное время.
Серийный M4A6, удачный танк, появившийся в неудачное время.

К началу Второй мировой войны американское танкостроение делало ставку на радиальные бензиновые моторы воздушного охлаждения. Эти двигатели были относительно компактными, массовыми, не требовали громоздкой системы охлаждения. Вместе с тем, они отличались прожорливостью, не самым высоким ресурсом, а в 1941 году существовал риск, что их банально не хватит. Поэтому за 1941-42 год в производство пошло еще 3 типа моторов. Тем не менее, Continental R 975 оказался не единственным радиальным мотором, который ставился в Medium Tank M4. Ближе к концу 1942 года было решено установить в этот же танк еще один двигатель - Caterpillar D200A. Танк, куда его ставили, более известен как Medium Tank M4A6. Он оказался последним "базовым" M4, запущенным в серию, и одновременно самым малочисленным.

Снова радиальный дизель

При всей любви к радиальным моторам авиационного происхождения (от них долго не хотели отказываться даже после появления двигателя Ford GAA) американские военные всё же видели ряд их недостатков. Одним из них был чрезмерный расход топлива. Даже по шоссе он составлял 350 литров на 100 километров, причем речь шла об авиационном бензине. Поначалу Continental R 975 потреблял авиационный бензин с октановым числом 92, уже дальше октановое число снизили до 80. Упомянутый Ford GAA, при большей мощности, потреблял 302 литра на 100 километров. Решением проблемы, еще во второй половине 30-х годов, посчитали установку дизельного двигателя. Впрочем, Guiberson T-1400-2, который ставился в Medium Tank M3A1, оказался крайне спорной силовой установкой. Несмотря на то, что его ставили серийно, эксплуатация дала скорее отрицательные результаты.

Радиальный мотор Caterpillar D200A.
Радиальный мотор Caterpillar D200A.

Неудача с Guiberson T-1400-2 не остановила Департамент Вооружений. Там пытались привлечь к производству танковых двигателей дополнительных производителей. Еще в июле 1941 года среди них оказалась и Caterpillar Tractor Company, крупнейший производитель гусеничных тракторов. В годы Первой мировой войны C. L. Best Tractor Company, позже вошедшая в Caterpillar, выпускала Six-ton Tank M1917. Во Вторую мировую войну непосредственно производством танков Caterpillar Tractor Company не занималась, у нее хватало забот по выпуску гусеничной и колесной техники, а также генераторов. Зато ее подразделение, Caterpillar Military Engine Company (Декейтер, штат Иллинойс), за годы войны изготовило более 49 тысяч коробок передач для Medium Tank M4 и машин на его базе.

По габаритам мотор был равнозначен Continental R 975, но здесь не показан привод на вал,  который добавлял дополнительную длину.
По габаритам мотор был равнозначен Continental R 975, но здесь не показан привод на вал, который добавлял дополнительную длину.

Caterpillar Tractor Company была поставлена задача создать многотопливный вариант авиационного мотора Wright R-1820-G200 Cyclone. Бензиновый вариант мотора известен как силовая установка Heavy Tank T1/M6. Caterpillar Tractor Company предложение, которое исходило от Уильяма Кнудсена, главы Производственного управления, восприняла с энтузиазмом. История Caterpillar Military Engine Company началась именно в этот момент. Завод, который построили с нуля, должен был выпускать до 1000 моторов в месяц. В случае с разработкой Caterpillar предполагался менее мощный двигатель, чем Wright R-1820-G200, но с рядом интересных особенностей. Главная из них заключалась в том, что двигатель, получивший обозначение Caterpillar D200A, мог потреблять разные типы топлива, от солярки до 100-октанового бензина и керосина.

Моторы был мощнее и экономичнее Continental R 975.
Моторы был мощнее и экономичнее Continental R 975.

Первый опытный образец Caterpillar D200A был готов в январе 1942 года. Непосредственно сам мотор получался в габаритах Continental R 975, но к тому моменту уже появилось понимание - идея с высоко торчащим валом не самая умная. Посему пришлось делать систему, благодаря которой вал шел значительно ниже. Это, разумеется, увеличило общую длину силовой установки, посему преимущество в длине, которое имелось у радиальных моторов, улетучилось. С другой стороны, мотор получался мощнее не только Continental R 975, но и дизельного General Motors 6046. Эксплуатационная мощность нового мотора составляла 450 лошадиных сил, а максимальная - 497 лошадиных сил. То есть на уровне Ford GAA. Такие результаты вызвали у американских военных интерес к новому мотору.

Третий опытный образец Medium Tank M4E1.
Третий опытный образец Medium Tank M4E1.

По результатам тестов первого образца последовал заказ на 28 Caterpillar D200A, из их 20 предполагалось установить в танки. Далее, в ноябре 1942 года, Комитет по Вооружениям утвердил обозначение Medium Tank M4E1. Внушительные габариты силовой установки предопределили базу для Medium Tank M4E1. Ей стал Medium Tank M4A4, чей корпус был длиннее в виду использования габаритной силовой установки Chrysler A57 Multibank. Как выяснилось, моторное отделение M4A4 подошло для Caterpillar D200A почти идеально. Потребовалось лишь переделать листы надмоторной плиты, причем, аналогично M4A4, на передней секции пришлось делать штампованный выступ.

Всего было построено 5 таких танков.
Всего было построено 5 таких танков.

В общей сложности изготовили 5 опытных образцов Medium Tank M4E1 (точнее, переделали из M4A4). Все они предназначались для ходовых испытаний. Первый образец, изготовленный в декабре 1942 года, отправился на полигон Caterpillar, где обкатывался мотор. Второй экземпляр направили в испытательный центр американских бронетанковых сил в Форт-Нокс. Здесь танк испытывали наиболее интенсивно, что, естественно, сразу сказалось на результатах. Как часто бывает с опытным силовыми установками, поначалу Caterpillar D200A вел себя довольно капризно. Основные проблемы возникали с поршнями цилиндров, на Caterpillar шла работа по этому направлению. Вместе с тем, двигатель смог пройти больше 3000 километров пробега, то есть поломки не несли фатального характера.

Все они переделывались из M4A4.
Все они переделывались из M4A4.

Каждый новый Medium Tank M4E1 строился с учетом испытаний предыдущей машины. Этот подход принес свои плоды. Третий образец (из всех танков известны только его снимки) уехал на полигон General Motors, четвертая машина также направилась в Форт-Нокс. В ходе тестов испытывалась возможность использования бензина с октановым числом 72 и 80, в обоих случаях результаты оказались успешными. В дальнейшем опытные танки продолжали использовать как тестовые лаборатории. Увы, ни один из них до наших дней не сохранился. Последний из них, хранившийся на Абердинском полигоне, сдали металлолом в начале 50-х годов. Хотя есть надежда, что останки одного из M4E1 всё еще стоят как мишень на стрельбище.

Жертва изменившихся приоритетов

Длительные испытания Medium Tank M4E1 являлись скорее доводочными работами. Дело в том, что во время войны некоторые процессы ускоряются, в полной мере это касалось и мотора Caterpillar D200A. Первые же тесты, проведенные на полигоне Caterpillar, показали, что мотор имеет большие перспективы. При этом M4A4, на базе которого создали M4E1, американской армии был не интересен, а у M4A2 имелись определенные проблемы с надежностью. Также подкупала идея многотопливного двигателя, хотя больше интересовал дизель воздушного охлаждения, более понятный американским военным.

Сборка моторов Ordnance Engine RD1820 на Caterpillar Military Engine Company.
Сборка моторов Ordnance Engine RD1820 на Caterpillar Military Engine Company.

23 января 1943 года Комитет по Вооружением издал распоряжение о заказе 1000 моторов Caterpillar D200A. Чуть позже их переименовали в Ordnance Engine RD1820. Далее последовал заказ на 775 танков, которые, еще до выпуска, стандартизировали как Medium Tank M4A6. Это не означало, что M4E1 автоматически становились M4A6. Новые танки, в любом случае, должны были отличаться от опытных машин. С Детройтским Танковым Арсеналом заключили контракт T-8348, причем он подразумевал выпуск дизельных танков. Это прямо говорит о приоритете именно дизельной версии.

Первый серийный Medium Tank M4A6, октябрь 1943 года.
Первый серийный Medium Tank M4A6, октябрь 1943 года.

Примерно в это же время с Детройтским Танковым Арсеналом заключили контракт T-7281 на выпуск 698 Medium Tank M4 и T-7903 на выпуск еще 580 танков данного типа. Это наложило свой отпечаток как на начало запуска производства M4A6, так и на его облик. Первые M4 были сданы в августе 1943 года, и они отличались от M4 других производителей. Носовая часть корпуса имела литую конструкцию, такая версия известна как Composite Hull. На поздних M4A4 ее вводить не стали, зато M4A6 имел именно такую конструкцию корпуса. При этом носовая деталь отличалась от M4 по контракту T-7903, которые пошли в серию первыми. Дело в том, что люки отделения управления на M4 были узкими, влезать туда можно только боком. Поэтому в начале октября 1943 года ввели увеличенные люки.

Размещение двигателя Ordnance Engine RD1820 в моторном отделении.
Размещение двигателя Ordnance Engine RD1820 в моторном отделении.

По итогам первые Medium Tank M4A6, сданные в октябре 1943 года (всего сдали 5 танков) весьма существенно отличались от M4A4. Они больше напоминали M4 (Composite Hull), отличить их можно по увеличенному расстоянию между тележками ходовой части. M4A4 перестали выпускать в сентябре 1943 года, а основным танком Детройтского Танкового Арсенала стал M4 (Composite Hull). На их фоне развертывание выпуска M4A6 выглядело подозрительно медленно. В ноябре сдали всего 10 штук, в декабре 1, в январе 1944 года вообще ни одного. По совпадению, как раз в январе 1944 года прекратился выпуск M4 (Composite Hull).

Ранние танки имели башню T50876.
Ранние танки имели башню T50876.

Разгадка простая. Дело в том, что к концу 1943 года сложилась ситуация, когда моторный голод сошел на нет. Настало время анализировать ситуацию, и тут выяснилось, что особой нужды в дизельных моторах нет. Они оказались необходимы Корпусу морской пехоты, да союзникам. Поэтому началась оптимизация производства. Первым на свалку истории отправился Chrysler A57 Multibank, а вместе с ним и M4A4. Выпуск M4A2 сохранялся, но только для союзников. Итого оставалось три мотора - Ford GAA, самый приоритетный, а также Continental R 975, самый массовый. И Ordnance Engine RD1820, который вроде бы хороший, но непонятно зачем нужный.

Как и в случае с M4E1, танк с мотором Ordnance Engine RD1820 можно определить по выступу на надмоторной плите.
Как и в случае с M4E1, танк с мотором Ordnance Engine RD1820 можно определить по выступу на надмоторной плите.

Дополнительный вопрос возникал в случае с производителем мотора Ordnance Engine RD1820. Дело в том, что Caterpillar стали нагружать дополнительными заказами на гусеничную и колесную технику. Для будущих операций во Франции требовалось очень много вспомогательных машин, посему нагрузка выросла. Результатом стало то, что Caterpillar Military Engine Company стали нагружать выпуском Caterpillar D7. В общей сложности их построили больше 20 тысяч штук, причем речь идет именно про армейские модели. От такой нагрузки, разумеется, пострадало моторное производство. Вместо 1000 двигателей Ordnance Engine RD1820 сдали всего 120.

Большинство M4A6 было выпущено в феврале-марте 1944 года.
Большинство M4A6 было выпущено в феврале-марте 1944 года.

Окончательное решение по поводу Medium Tank M4A6 приняли в районе февраля 1944 года. Контракт сократили до 75 танков, за февраль сдали 30 штук, за март 29. Выпущенные машины имели разброс серийных номеров в пределах 43453-43527 и регистрационных номеров в пределах U.S.A.3099687-3099761. По ходу выпуска машины чуть менялись. Самые первые, октябрьские танки, имели башни T50876 с 1 люком и без пистолетного порта с левой стороны. С ноября и до конца выпуска ставились башни D78461. У этих башен вернули пистолетный порт, появился люк заряжающего и миномет в левом переднем углу крыши.

Эти танки получали башни D78461.
Эти танки получали башни D78461.

Фактически вся история применения Medium Tank M4A6 оказалась связана с Форт-Нокс. Сначала здесь испытывали первые 10 серийных танков, а далее их отправили в 777-й танковый батальон. Всё, что оставалось этим танкам - применение как учебные машины. Самое грустное в этой истории то, что танк-то получился хороший. M4A6 хватили за высокую экономичность, а подвижность была как минимум не хуже чем у M4A2 (при том, что танк был тяжелее). Имелись определенные проблемы с надежностью, которые постепенно решали силами Caterpillar. Но ни о каком массовом выпуске не было уже и речи.

Основным оператором M4A6 стал 777-й танковый батальон, Форт-Нокс.
Основным оператором M4A6 стал 777-й танковый батальон, Форт-Нокс.

Звезда Medium Tank M4A6 закатилась 3 мая 1945 года, когда вышел приказ о переводе их в разряд ограниченно стандартизированных. По сути это означало, что вскоре их спишут. Увы, ни один из этих танков до наших дней не дожил. Тем не менее, определенный плюс из всей этой истории имелся. В дальнейшем американская армия поставила на специальный танк с воздушным охлаждением. Правда, уже не радиальный, а V-образный, либо оппозитный, специальной разработки. При этом речь шла о бензиновом моторе, на дизеля американцы перешли только в 60-е годы, с появлением 90 mm gun tank M48A3.

Список источников:

US NARA

Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994

www.dieselworldmag.com

usautoindustryworldwartwo.com

Sherman Minutia

Другие материалы по американским средним танкам семейства M4:

К 80-летию принятия на вооружение американского среднего танка Medium Tank T6 (M4)

История Medium Tank M4A1 первых производственных серий

Американский средний танк Medium Tank M4A2 ранних выпусков Советском Союзе

Идеи по модернизации Medium Tank M4A2, предлагавшиеся в начале 1944 года конструкторами ЦАКБ А.С. Часовниковым и С.Д. Казариным

Американский средний танк M4A2E8 в Красной Армии

Испытания Medium Tank M4A4 в Советском Союзе