33,3K подписчиков

Призрачные лимузины для первых лиц государства

769 прочитали

Выставка "Дизайн под грифом "Секретно", 1922-2022", которая проходит в Музее Гаража Особого Назначения

Классические автомобили, даже если речь идет о военных машинах, привлекают не особо много внимания. Кому-то это может показаться неправдой, но статистика говорит об обратном. Из военной техники обычно внимание привлекают танки, а старые машины, увы, часто находятся в статусе бедных родственников. К счастью, за последние три десятилетия появилось гораздо больше мест, где их можно увидеть. Касается это как частных, так и государственных музеев. Есть они далеко не в одной только Москве.

Объемы выставки небольшие, но она насыщена экспонатами.
Объемы выставки небольшие, но она насыщена экспонатами.

Одним из мест, где можно увидеть историю отечественных автомобилей, является Музей Гаража Особого Назначения. Располагается он в павильонах 53 и 54 ВДНХ. Одной из особенностей музея является то, что по центру павильона №53 находятся площади, которые отводятся под временные выставки. Очень правильная идея, благодаря которой в музей есть смысл наведываться минимум раз в два месяца. Прямо сейчас там проходит выставка "Дизайн под грифом "Секретно", 1922-2022". Посвящена она проектам и опытным образцам отечественных представительских автомобилей.

Buick 32-90, загримированный под Л-1.
Buick 32-90, загримированный под Л-1.

Так исторически сложилось, что именно правительственные автомобили были самыми совершенными и интересными среди отечественного гражданского автопрома. Да и сейчас ситуация мало поменялась. Так уж получилось, что легковые автомобили у нас самые проблемные. Если вы внимательно начнете изучать историю, то заметите, что приоритет был за грузовиками. Достаточно вспомнить, сколько у нас было выпущено в 1932-41 годах ГАЗ-А и ГАЗ-М1, и сколько ГАЗ-АА. В первом случае речь идет о десятках тысяч машин, в другом - сотни тысяч.

Большое количество информации дано на стенах.
Большое количество информации дано на стенах.

Совсем иная история у отечественных представительских автомобилей. До революции ничего подобного в России не выпускалось, да и в 20-е годы как-то было не до того. Правильнее всего начинать отсчет истории отечественных автомобилей представительского класса с 1933 года, когда на заводе "Красный Путиловец" изготовили партию машин Л-1. Они представляли собой советскую локализацию Buick 32-90. На выставке такая машина (точнее, реплика, сделанная из Buick 32-90), присутствует. В Ленинграде выпуск представительских машин не состоялся. Почему - есть разные теории, по мнению автора, без танков не обошлось. Л-1 должны были выпускать на месте производства тракторов, а в 1933 году "Красный Путиловец" получил задание на производство танков Т-28. Также не стоит забывать и про артиллерийское производство на заводе, который с 1934 года стал Кировским.

Поиски перспектив в довоенный период.
Поиски перспектив в довоенный период.

Далее работы переместились в Москву, на территорию Завода им. Сталина. В 1936 году начался выпуск модели ЗИС-101, которая стала по-настоящему массовой машиной. Ее концепция во многом стала основополагающей для отечественных представительских автомобилей. Внешне машина похожа на зарубежную продукцию (преимущественно американскую). Отчасти это связано и с предпочтениями главного заказчика, а ему нравились машины марок Buick и Packard. Вместе с тем, что по кузову, что технически машина не являлась копией.

"Москва", эксперименты В.И. Арямова.
"Москва", эксперименты В.И. Арямова.

Чем дальше шел выпуск, тем более оригинальными становились машины марки ЗиЛ. Постепенно они становились всё более мелкосерийными, поскольку предназначались уже для первых лиц государства. Собственно говоря, массовыми можно назвать ЗИС-ы, моделей 101 и 110. Первый изготовили в количества более 8 тысяч штуки, а второй - более 2 тысяч. Последующие модели имели куда более скромные объемы выпуска. Связано это было и с появлением сначала ЗиМ, а затем "Чаек".

Чудом сохранившийся пластилиновый макет "Москвы".
Чудом сохранившийся пластилиновый макет "Москвы".

Историю этих машин можно узнать в основной экспозиции Музея Гаража Особого Назначения, в котором они и эксплуатировались. Выставка же приоткрывает завесу тайны над теми машинами, которые так и не увидели свет. Не все автомобильные дизайнеры считали, что правительственная машина должна иметь строгий вид (не стоит забывать, что ЗИС-ы и ЗиМ выпускались и для народного хозяйства). На выставке можно увидеть эскизы, а также чудом сохранившийся до наших дней макеты "машин, которых не было". Таковые начали проектировать на ЗИС еще до войны. Идеологом был В.Н. Ростков, автор наиболее интересных автомобилей под маркой ЗИС. Еще одним "заводилой" стал Ю.А. Долматовский, создавший целый ряд смелых проектов автомобилей, некоторые из которых даже построили в металле.

НАМИ-013, одна из немногих машин с участием Арямова, которые были построены. Скорее тут заслуга Долматовского.
НАМИ-013, одна из немногих машин с участием Арямова, которые были построены. Скорее тут заслуга Долматовского.

Были и куда более смелые разработки. Самые вычурные из них созданы руками В.И. Арямова, появившегося на ЗИС уже после войны. Во второй половине 40-х годов Владимир Иванович создал целый ряд проектов заднеприводного лимузина "Москва". Вдохновлялся он явно Tatra 87, но проекты Арямова выглядели еще более смелыми. Правда, с некоторыми нюансами. Они получались очень необычными, другое дело, что реализовать в металле смелые мечты художника оказывалось не по силам. На выставке представлены не только рисунки "Москвы", но и чудом сохранившийся пластилиновый макет машины.

Идеи продолжали литься из Арямова как из рога изобилия. Но технологам от этого проще не становилось.
Идеи продолжали литься из Арямова как из рога изобилия. Но технологам от этого проще не становилось.

Не все проекты Арямова оказались "бумажными". Наиболее известным из них стал НАМИ-013, где он сотрудничал с Долматовским. Собственно говоря, руководящая роль Юрия Ароновича сыграла ключевую роль. Несмотря на то, что машина была опытной, ее хотя бы построили (макет НАМИ-013, естественно, тоже представлен). В основном же его работы так и оставались в виде рисунков и моделей, как, например, кабриолет "Мир". Тем не менее, наличие таких смелых художников было явно на пользу делу. В ходе проектирования целого ряда моделей ЗИС и ЗиЛ прорабатывались самые разные идеи.

Предложения Эрика Сабо. После них Эрик Владимирович был направлен на работу по оформление целого ряда автомобилей.
Предложения Эрика Сабо. После них Эрик Владимирович был направлен на работу по оформление целого ряда автомобилей.

Кроме того, среди смелых художников хватало тех, кто мог предложить подходящие для серийного выпуска варианты. Как раз таким художником был Эрик Владимирович Сабо. В его копилке немало смелых проектов, но рисовал он далеко не "в стол". Достаточно сказать, что именно он разработал экстерьер ЗиЛ-130, ЗиЛ-131, ЗиЛ-118 "Юность" и ряда других серийных машин. На выставке, кстати, продавались альбомы изображений концептов Арямова и Сабо, каждый тиражом 52 экземпляра.

Таким мог быть ЗиЛ-4102. Макет из двух половинок, для сравнения разных вариантов дизайна.
Таким мог быть ЗиЛ-4102. Макет из двух половинок, для сравнения разных вариантов дизайна.

Ничуть не меньший интерес вызывает и более поздняя история отечественных правительственных машин. Она, увы, во многом повторяет ситуацию в стране. В какой-то момент случился застой в разработке новых моделей, которые стали всего лишь обновлением старого модельного ряда. Попытки внести новизну, конечно, предпринимались. Работы иногда выходили за рамки макетов. Одной из них стал ЗиЛ-4102, последний по-настоящему новый автомобиль Завода им. Лихачева. Предполагалось целое семейство машин данного типа, но построили два прототипа. Из них до наших дней дожил всего один - "Рая".

"Рая". последний по-настоящему новый автомобиль ЗиЛ.
"Рая". последний по-настоящему новый автомобиль ЗиЛ.

В дальнейшем предпринимались новые попытки создать замену стремительно устаревающему модельному ряду. Живым тому доказательством являются пластилиновые макеты, которые сохранились до наших дней. В этом плане выставка "Дизайн под грифом "Секретно", 1922-2022" является уникальной. Многое из того, что здесь показано, ранее почти никто не видел. В этом смысле довольно забавно поднимать старые журнальные публикации, а также то, что публиковали в интернете, и сравнивать с реальностью. Местами одно с другим едва стыкуется.

Поиски стиля "Руссо-Балта".
Поиски стиля "Руссо-Балта".

Еще до того, как ЗиЛ умер окончательно, начались попытки перехватить падающее знамя производителя автомобилей для первых лиц государства. В настоящие автомобили они не воплотились, но кое-что интересное всё же дожило до наших дней. В том числе и проект возрождения "Руссо-Балта", который предприняло ателье A:Level. По мотивам рисунков знаменитого художника Александра Захарова прорабатывался и лимузин. Впрочем, как показывает практика, слишком смелые идеи обычно не находят понимания. Тут неплохо бы знать прошлое, в том числе и судьбу проектов Арямова.

Что в итоге выбрали.
Что в итоге выбрали.

Наиболее бурным, с точки зрения попыток создать замену правительственным ЗиЛ-ам, стало минувшее десятилетие. Наибольшее число натурных экспонатов датировано 2010-ми годами. Одними из первых подход к теме, которая позже получила обозначение "Кортеж", осуществило ателье Cardi. Здесь с 2010 года прорабатывались различные варианты машины. Об этой станице истории в принципе почти неизвестно, а на выставке можно увидеть один из макетов.

Предшественник "Кортежа" от Cardi и НАМИ.
Предшественник "Кортежа" от Cardi и НАМИ.

Еще одной страницей истории стала Marussia "Кортеж". Эти машины, известные участием в проекте Николая Фоменко, ассоциируются со спортивными прототипами. На самом же деле амбиции были куда шире. При участии НАМИ прорабатывался широкий модельный ряд. Часть из этих автомобилей изготовили в виде полноразмерных макетов, изготовленных из пенополиуретана. Как и предшественники, эти автомобили так и остались макетами. Тем не менее, довольно интересно видеть, как развивалась идея, которая далее реализовалась в первых образцах "Кортежа".

В гамме Marussia "Кортеж" был и внедорожник.
В гамме Marussia "Кортеж" был и внедорожник.

Завершает экспозицию машина, с которой ведет свою историю линейка автомобилей Aurus. Разработки НАМИ шли не впустую, предыдущие программы дали, наконец, всходы. В 2014-2015 годах был создан тот "Кортеж", которому было суждено стать настоящим. В 2015 году президенту был показан ЕМП-Лимузин-Пт.А., первый образец Единой Модульной Платформы. С его одобрения и пошла дальнейшая работа по тому, что стало Aurus. Более подробно о той машине, которая ныне работает в ГОН, можно узнать в основной экспозиции музея.

ЕМП-Лимузин-Пт.А., прямой предшественник Aurus.
ЕМП-Лимузин-Пт.А., прямой предшественник Aurus.

Если кто еще не успел на выставку, у него есть время ее посетить. Работать она будет до 16 апреля. В дальнейшем на этом канале будет регулярно появляться информация о новых выставках. Субботние публикации введены, в том числе, и для этих целей.

Другие материалы по военно-историческим выставкам:

Выставка "Соколы Родины", заново открывшаяся в Музее Техники Вадима Задорожного

Экспозиция Музея отечественной военной истории, посвященная ручному реактивному и противотанковому вооружению Советской и Российской армий

Выставка "Небо Яковлева", которая проходит в Музее Техники Вадима Задорожного

Репортаж из Технического центра парка "Патриот", так теперь именуется территория бывшего танкового музея в Кубинке

Наиболее интересные и необычные военные мотоциклы из собрания Мотомира Вячеслава Шеянова

Экспозиция немецких прицепов и повозок военного периода на выставке "Моторы Войны" в парке "Патриот"

В память о выставке "Моторы Войны", которая находилась в парке "Патриот" с июня 2017 по октябрь 2021 года

Выставка "Моторы Войны", открывшаяся на территории бывшего Автомобильно-экспедиционного комбината №4

Выставка "С "Лейкой" и блокнотом", проходящая сейчас в Музее ГОН на ВДНХ

Репортаж с выставки военной техники в Парке Горького, приуроченной ко Дню Победы