История немецкого легкого истребителя танков Pz.Sfl.I für 7,62 cm Pak 36
К началу Второй мировой войны наиболее массовыми танками были машины легкого класса. Причин для этого было несколько. Во-первых, со средними танками поначалу дела обстояли плохо, в большинстве стран производства средних танков началось уже во второй половине 30-х годов. Во-вторых, производить легкие танки было банально легче, они получались дешевле. Одним словом, для первичного насыщения самое оно. Именно по такому пути пошли немцы. Как бы не хотелось чего-то более существенного, но сначала заводы пришлось обкатывать путем производства La.S., он же Pz.Kpfw.I. Всего эти машины производились, в разное время, 6 заводами. На тот момент специализации, как это делалось в СССР, не было. Посему вслед за Pz.Kpfw.I последовал более крупный Pz.Kpfw.II. В его производстве не участвовали Daimler-Benz werk 40 и Grusonwerk (Krupp), поскольку в первый мучительно осваивал Z.W. (Pz.Kpfw.III), а второй запускал выпуск B.W. (Pz.Kpfw.IV). Но другим заводам требовалось обкатать выпуск танков, так что на начало Второй мировой войны немецкая армия имела около 2 тысяч легких танков.
Первые же месяцы войны показали, что ставка на легкие танки оказалась далеко не лучшей идеей. Собственно говоря, и средние танки вполне поражались огнем противотанковой артиллерии, но главным оказалось другое. Эффективность легких танков была низкой. Первым делом поднялся вопрос о Pz.Kpfw.I, причем первые попытки найти ему новую "работу" предприняли еще до начала войны. Речь идет об инженерных машинах. Также до войны стали искать новое призвание для Pz.Kpfw.II Ausf.D. Эта "гоночная" машина должна была заменить более ранние танки, но что-то пошло не так. Поэтому было решено в дальнейшем переделать его в огнеметный танк Pz.Kpfw.II (F). Всего таких танков сделали 89 штук, из них сформировали 2 огнеметных батальона, а также запланировали выпустить еще 150 штук серии 2.Serie/La.S.138. Но что-то пошло не так.
То, что время легких танков постепенно начинает подходить к концу, стало понятно во второй половине 1941 года. На это явно намекали тяжелые потери, понесенные летом-осенью 1941 года. В этих боях "сточились" и Pz.Kpfw.II (F) из состава 100-го, а также 101-го огнеметных батальонов. За 1941 года сдали 39 огнеметных танков Pz.Kpfw.II (F) Ausf.B, вместе с тем, уже ближе к концу года стали появляться сомнения, что шасси Pz.Kpfw.II Ausf.D2 стоит использовать для подобных целей. Решение вопроса, что делать с этими шасси, а также с уцелевшими Pz.Kpfw.II (F), оказалось логичным. 21 декабря 1941 года In 6 выдало 6-му отделу Департамента Вооружений задание на разработку истребителя танков с использованием шасси La.S.138. Так начиналась история машины, которая первоначально получила обозначение 7,62 cm Pak 36(R) auf Fgst. Pz.Kpfw.II (F) (Sfl.).
Так сложилось, что в летних боях 1941 года Красная Армия потеряла более тысячи 76-мм дивизионных пушек Ф-22. Этому орудию, ставшему полноценным дебютом В.Г. Грабина, не везло всю дорогу. Для начала, само по себе ТЗ на "универсальное" орудие придумал откровенный вредитель. Получилась и плохая зенитка, и весьма спорная дивизионная пушка. Особенно это касалось раздельной наводки по вертикали и горизонтали. Кроме того, идею Грабина с переводом Ф-22 на более мощный боеприпас 76-мм зенитной пушки 3-К успешно торпедировали. При этом казенная часть орудия вполне позволяла расточить ее под более мощный унитар. У нас этого не сделали, зато потом сделали немцы. Впрочем, еще в августе 1941 года 7,62 cm FK 36(r), так назвали это орудие в чистом виде, решили ставить на шасси полугусеничного тягача Sd.Kfz.6.
К концу 1941 года появилось понимание, что орудие можно усовершенствовать. Механизмы наводки перенесли влево, появился немецкий телескопический прицел ZF 3x8 (по типу 5 cm Pak 38), наконец, обнаружились резервы по модернизации ствола. В результате появился боеприпас, очень похожий на противотанковую пушку 7,5 cm Pak 40. Это повысило и без того высокие характеристики бронепробития. Правда, у пушки имелся недостаток в виде высокой массы. Больше 1,5 тонн - для ПТО это многовато. Поэтому и родилась идея установки пушки на подходящее шасси. Первым таким оказался La.S.138, точнее, Pz.Kpfw.II Ausf.D2. По инерции еще некоторое время Pz.Kpfw.II (F) Ausf.B выпускались (до марта 1942 года), но было уже очевидно, что в бой они пойдут не как огнеметные танки.
Традиционно для подобных случаев, работы по созданию истребителя танков свалилась на Alkett. Помимо разработки самого проекта, в Шпандау организовывалось производство рубок, а также окончательная сборка. Задача мало отличалась от того, что было в случае с Panzerjäger I, чего не скажешь о способах реализации. Дело в том, что новое орудие было более чем в 2,5 раза раза тяжелее и примерно в столько же раз больше. А вот шасси Pz.Kpfw.II Ausf.D2 оказалось длиннее Pz.Kpfw.I Ausf.B всего на 30 см. Так что просто взять и поставить на тумбу, прикрепленную к крыше подбашенной коробки, не получилось бы. Создавать новое шасси на имеющихся агрегатах, как это делали в Советском Союзе (работы, кстати говоря, начались примерно в то же время) не было ни времени, ни указания сверху. Поэтому получившаяся конструкция была больше похожа на эрзац вроде ЗИС-30.
Шасси, как и в случае с Panzerjäger I, менять не стали, осталась на месте и носовая часть подбашенной коробки. Качающуюся часть орудия брали как есть, подрезав орудийный щит и сделав защиту с бортов. Также дополнительные броневые листы появились и на подбашенной коробке. Они прикрыли лобовую часть корпуса, а также борта. Для того, чтобы поставить орудие, тумбу пришлось варить ближе к моторному отделению. То есть о размещении расчета орудия в штатном боевом отделении, как это было на Panzerjäger I, речь не шла. Боевое отделение находилось прямо на надмоторной плите. Сиденья расчета крепились к боковым стенкам рубки.
Боевая масса машины, получившей обозначение 7,62 cm Pak 36(R) auf Fgst. Pz.Kpfw.II (F) (Sfl.), оказалась аккурат между Pz.Kpfw.II Ausf.D и Pz.Kpfw.II (F). То есть высокая подвижность сохранилась. Плюсом стало размещение орудия ближе к центру тяжести. А вот в остальном идея выглядела довольно спорно. Для начала, высота машины составила 2,6 метров, слегка так многовато. Учитывая, что толщина листов рубки составляла всего 14,5 мм, так себе заявка на успех. Не менее важным моментом был боекомплект. Он составлял всего 30 унитаров. В состав вооружения входил и ручной пулемет MG 34, хорошая добавка для обороны от пехоты, но приоритетом являлась борьба с танками. Наконец, расчет из 2 человек - это откровенно маловато. Никто другой, как немцы, должны были знать, что командир нужен отдельно. Причем не на месте радиста, а в боевом отделении.
При всех недостатках, впрочем, у 7,62 cm Pak 36(R) auf Fgst. Pz.Kpfw.II (F) (Sfl.) имелись и жирные плюсы. Во-первых, делалась машина относительно быстро. Во-вторых, она получалась массовой. В-третьих, она вооружалась самым мощным, на тот момент, противотанковым орудием немецкой армии. Плюс уже упомянутая подвижность. Согласно планам, первые машины сдавались в апреле, всего 45 штук. Пик производства приходился на май (75 штук), оставшиеся 30 сдавались в июне. По факту Alkett план перевыполнил, сдав в апреле 60 машин и оставшиеся 90 в мае. Кроме того, имелось около 60 ремонтных шасси Pz.Kpfw.II (F), которые позже пустили в дело. Правда, на сей раз процесс шел куда медленнее. Изготовленные Wegmann комплекты ставились в период с июня по октябрь 1942 года, а в мае-июне 1943 года сделали еще 8 штук. В общей сложности переделали 52 машины, которые имели индекс 7,62 cm Pak 36(R) auf Fgst. Pz.Kpfw.II Ausf.D1. Итого 202 штуки.
В общей сложности машину переименовывали раз эдак 10, чтобы всё не перечислять, далее она по тексту будет именоваться как Pz.Sfl.I für 7,62 cm Pak 36. Такое обозначение ввели с 1 июля 1942 года, тогда же появился сквозной индекс Sd.Kfz.131. В дальнейшем он сменился на Sd.Kfz.132, а в ноябре 1943 года Гитлер впервые использовал обозначение Marder II. Стоит отметить, что такого индекса, как Marder II Ausf.D, не использовали. В лучше случае различали по калибрам, хотя имелась одна существенная разница. Pz.Sfl.I für 7,62 cm Pak 36 еще 9 марта 1942 года было решено отправлять в моторизованные дивизии, а также дивизии СС. В отличие от Pz.Kpfw.II als Sfl. Mit 7,5 cm Pak 40, которые шли на комплектацию противотанковых подразделений танковых дивизий. Машины на шасси Pz.Kpfw.II (F) в танковые дивизии заносило, но в единичных случаях.
Формировали противотанковые подразделения Pz.Sfl.I für 7,62 cm Pak 36 на согласно штату KStN 1148a (батарея истребителей танков). Утвержденный 15 февраля штат подразумевал 9 машин, всего же двухбатарейное формирование предполагало 18 истребителей. По факту в таком составе было всего 3 подразделения - в 60-й моторизованной дивизии, дивизии "Великая Германия" и 1-й дивизии СС. Остальные формировались по схеме 9+3, не считая подвозчиков боеприпасов и прицепов для боезапаса.
В бой новые истребители танков пошли летом 1942 года. Сама по себе концепция самоходной противотанковой пушки показала себя удачным решением. Орудие могло поражать наши танки на дистанции до километра. С учетом того, что зачастую бои шли на открытой местности, немецкие истребители танков могли в полной мере использовать потенциал своих орудий. А вот с рядом особенностей машины имелись проблемы. Единодушным мнением было то, что Pz.Sfl.I für 7,62 cm Pak 36 слишком высокая. Кроме того, расчет из 2 человек явно выглядел маленьким. Поэтому частенько можно было видеть ситуацию, когда в боевом отделении находилось трое. Жаловались экипажи и на боекомплект - мало и неудобно.
Немало жалоб было и на шасси. Помимо того, что снабжение документами обстояло плохо, имелись жалобы и на недостаток запчастей. Не говоря уже о том, что с унификацией по запчастям дела обстояли плохо. Не просто так таковые дивизии такими машинами не снабжались. Имелась масса претензий к доступу в моторное отделение и другие узлы машины. Также всплывали различные дефекты шасси. Наконец, были жалобы и на нецелевое применение машин пехотой. В этом плане немцы вообще ничем не отличались от нас. Поначалу подобные фокусы сходили с рук, поскольку инициатива была на немецкой стороне. Но вечно так продолжаться не могло.
Тяжелейшие потери, понесенные немцами в боях конца 1942-начала 1943 годов прямым образом повлияли на Pz.Sfl.I für 7,62 cm Pak 36. К 20 апреля 1943 года эти машины числились в количестве аж 16 штук. Постепенно, за счет конверсии старых шасси, это число удалось довести до 29 штук, но время Pz.Sfl.I für 7,62 cm Pak 36 уже ушло. К началу 1944 года их имелось всего 20 штук, а к началу 1945 - всего 8. Во многом это объясняет, почему их обозначали просто Marder II. Они попросту потерялись на фоне Pz.Kpfw.II als Sfl. Mit 7,5 cm Pak 40.
С точки зрения самой идеи сделать истребитель танков на шасси, которое уже не имело перспектив, концепция Pz.Sfl.I für 7,62 cm Pak 36 была удачной. Другой вопрос, что сама по себе идея "быстрой конверсии" имела свои плюсы и минусы. В ближнесрочной перспективе плюсов явно больше, а про среднесрочную немцы поначалу и не думали. Поэтому далее сложилась ситуация, когда Красная Армия стала получать СУ-76М на шасси из агрегатов легкого танка, а немцы продолжали упорно ваять эрзацы. Позиция откровенно проигрышная.
Список источников:
ЦАМО РФ
Panzer Tracts No. 7–2 — Panzerjaeger (7.62 cm F.K.(R ) auf gp.Sfl. to Marder 38T) development and employment from 1941 to 1943, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2005
NUTS & BOLTS 24 Pz.Kpfw. II Ausf. D/E and Variants (Brückenleger, Fahrschulpz., Flammpz. & Marder II), Joachim Baschin, NUTS & BOLTS GrB, 2009.
eBay
Другие статьи по немецким истребителям танков:
История создания Rheinmetall Leichttraktor Selbstfahrlafette
История Panzerjäger I, первого серийного немецкого истребителя танков
Машина снабжения gep. Munitionsschlepper VK 3.01/ VK 3.02 и самоходные установки на ее базе
История создания Pz.Sfl.Ic, скоростного истребителя танков на шасси легкого танка Pz.Kpfw.II Ausf.G
История создания немецкого истребителя танков 7,5 cm Stu.Kan. auf Pz.Kpfw.38(t)