История Strv m/21-29, модернизации шведского легкого танка Strv m/21
Большие конфликты часто становятся катализаторами прогресса. Первая мировая война в этом смысле стала классическим тому примером. Ее часто называют войной моторов, что в полной мере справедливо. Да, лошадь всё еще оставалась типовым средством "моторизации", но случился взрывной рост по ряду образцов военной техники. Кроме того, появились и совершенно новые типы военной техники, самым известным из которых стал танк. Сама по себе идея танка была не новой, что-то подобное неоднократно пытались создать, но именно на полях Первой мировой войны случилось рождение грозных боевых машин. Танк и сейчас является очень сложным механизмом, чего уж говорить про то время. Для его выпуска, особенно крупными сериями, требуется мощная промышленность. Потому сначала ими обзавелись большие страны, а уже потом танки стали появляться у других армий мира. В их числе оказалась и шведская королевская армия.
Сидевшие в статусе нейтральной страны шведские военные имели возможность выбора между разными школами танкостроения. С англичанами у них не задалось с самого начала, в том числе и потому, что им нечего оказалось предложить. В случае с французами имел место некоторый успех, хотя и дело ограничилось одним образцом легкого танка Renault FT. Приобретенный летом 1921 года танк стал первой шведской боевой машиной данного типа, но Putte, так именовали этот танк, не произвел серьёзного впечатления. Совершенно внезапно шведы выбрали немецкую школу танкостроения. Втихую удалось приобрести 10 шасси легкого танка LK-II, которым не успела воспользоваться кайзеровская армия. В 1922 году эти танки дособрали в Швеции, где они позже получили обозначение Strv m/21.
Решение шведских военных приобрести немецкие легкие танки LK-II оказалось абсолютно верным. Внешне неказистый, немецкий легкий танк по факту оказался более удачной конструкцией. Он имел экипаж из 3 человек, позже нашлось место и для четвертого. Вроде бы архаичная конструкция на самом деле была ничуть не хуже французской машины. Детище Йозефа Фольмера было в 2 раза быстрее танка Луи Рено, а его возможности по проходимости оказались куда выше. Наконец, Strv m/21, так этот танк именовался в шведской армии, имел возможности по модернизации. Назрела она ближе к концу 20-х годов, в результате на свет появился танк Strv m/21-29.
Первые мысли о необходимости модернизации проскочили в отчетах отдельной танковой роты Svea Livgarde в 1926 году. Причиной тому стало наблюдение за тем, как развивалась танкостроение у соседей, прежде всего англичан. Кроме того, активная эксплуатация танков прямым образом влияла на их ресурс. Надо сказать, что у LK-II он оказался повыше, чем у Renault FT, тем не менее, моторы и ходовая часть постепенно "уходили". Более остро вопрос модернизации встал после того, как из полка I 1 танковую роту передали в полк I 2 (Göta livgarde). Ходит информация, что переброска в I 2 был связана с опасениями насчет волнений. Вот только такая теория выглядит несколько натянуто, поскольку оба полка находились в районе Стокгольма. Скорее перевод танков в I 2 связан с более плотным объемом испытаний. Сюда же шли и новые танки, которые закупались Швецией. В их числе был и Renault NC (Strv fm/28), который проходил совместные испытания с Strv m/21 в начале 1930 года. На них выяснилось, что шведский танк немецкого происхождения ведет себя по снегу лучше, чем француз.
Список изменений, которые предполагалось внести в Strv m/21 (к тому моменту Strv fm/21), был подготовлен KAAD в июне 1928 года. Помимо капремонта ходовой части и замены моторов, предполагалось поставить 37-мм полевую пушку Škoda L/27. По иронии судьбы, так пересеклись две разработки Йозефа Фольмера. Ровно такая же пушка ставилась на колесно-гусеничный танк KH-50. Правда, к чехословацкой пушке шведы довольно быстро охладели, но не к модернизации. С 1928 года в Швецию зачастил Фриц Хейгль, поскольку пошли работы по созданию нового танка. Но шведы разумно решили, что бросать текущие танки нет смысла, пока нет новых. Поэтому в 1929 году работы по танку, получившему индекс Strv m/21-29, вошли в активную фазу. В апреле того же года пошло активное обсуждение деталей модернизации. В числе пунктов появилось и освещение. Необходимость наличия фар на танках признали еще к началу 20-х годов, но шведы с этим затянули. Да и решение получилось нестандартным.
В случае с проектом модернизации шведы не стали заниматься централизацией разработки, решив отдать ее на откуп стороннему подрядчику. Та же самая ситуация, к слову, была и в случае с танками Хейгля. KAAD сильно не вмешивалась, в конце концов, если что, всегда имелась возможность купить танки на стороне. KAAD и командование I 2 сформулировали пожелания насчет того, какой они видят модернизацию Strv fm/21, после чего выдали задание паровозостроителям из Nydqvist & Holm AB (NOHAB). В Тролльхеттане общие требования переработали, после чего выдали своё видение модернизации. Для оценки результата в 1930 году NOHAB передали один Strv fm/21 (вероятнее всего номер 2), который соответствующим образом переделали.
Получилось, надо сказать, вполне неплохо. NOHAB тоже не стала искать сложных путей и договорилась со смежником - Scania Vabis. Там подготовили рядный грузовой мотор Scania Vabis 1554, развивавший мощность 85 лошадиных сил. Тем самым удельная мощность приблизилась к 10 л.с. на тонну. Одновременно с заменой мотора переделали выхлопную систему: глушитель вывели с левой стороны корпуса. Благодаря наличию более мощного мотора скорость танка выросла до вполне приемлемых, для пехотного танка, 18 км/ч. Дальше дело упиралось в ходовую часть, которая попросту не могла реализовать увеличившуюся мощность мотора. Ездил танк довольно резво, но при этом гусеницы гремели так, что порой заглушали мотор. Шведы тут были не одиноки: ровно то же самое наблюдалось и у других танков с цельнометаллическими опорными катками малого диаметра.
Модернизация была комплексной. Танк получил штатную радиостанцию с поручневой антенной весьма мудреной конструкции, установка пулемета теперь была с бронированным кожухом. Также танк получил, вместе с фарами, генератор и электрический стартер. Правда, без странных решений не обошлось. Изначально фары должны были устанавливаться снаружи, на верхнем лобовом листе, но возник риск их повреждения. Поэтому NOHAB убрала их внутрь корпуса, оставив на лобовой плите откидные крышки. В дальнейшем такое странное решение с ослаблением ВЛД стало типичным для шведских танков. Впрочем, учитывая крайне низкие шансы влезть в войну, почему бы и нет.
В целом модернизированный танк произвел скорее приятное впечатление. Другое дело, что шведские военные не торопились. Причина выглядела очевидной. Strv m/21-29 был неплох, но скорее для второй половины 20-х годов, а не для 1930 года. Требования к новым танкам предполагали в 2 раза более высокую скорость, да и шасси образца 1918 года выглядело явно устаревшим. С другой стороны, перспективные танки не выходили, как каменный цветок у Данилы-мастера. Поэтому, после некоторой паузы, NOHAB выдали заказ на модернизацию еще двух танков - номера 3 и 4. Наконец, в 1934 году танки с номерами 5 и 7 модернизировала AB Landsverk. Этот заказ стал "бонусом" для фирмы, которая была главным партнером шведской армии по танкостроению. Далее модернизация не проводилась в виду отсутствия перспектив. К тому же в 1935 году Landsverk сдала три экземпляра Strv m/31. Даже при том, что машина скорее разочаровала, она всё равно была куда современнее и быстрее престарелых "утюгов".
Нельзя сказать, что вложение средств в модернизацию Strv fm/21 было бесполезным. Как раз наоборот: с точки зрения боевых характеристик танк явно стал лучше, неудивительно, что гоняли его в хвост и гриву. Strv fm/21 были теперь скорее на подхвате, а модернизированные танки активно использовались на маневрах. Прослужили они позже базовых танков - их окончательно списали в 1939 году. При этом и расставались с ними менее охотно. Хотя один из Strv m/21-29 ушел ярко: в 1943 году танк использовали в ходе испытаний эффективности бомб. С вполне закономерным результатом.
Выживаемость у Strv m/21-29 оказалась выше, чем у базовых машин. Из пяти танков до наших дней дожило три. Они использовались как памятники в танковых частях, плюс один в музее. Один из них до сих пор используется в том же статусе, второй (номер 3) передали в танковый музей Мюнстера (Германия). Наконец, третья машина была восстановлена силами сотрудников танкового музея Arsenalen и его волонтеров. Ныне это единственный танк времен Первой мировой войны немецкого происхождения, находящийся в ходовом состоянии. А заодно и самый старый шведский танк на ходу. Увидеть его можно, соответственно, в Arsenalen.
Список источников:
digitaltmuseum.se
Архив Карла Бломстера
Фотоархив автора
www.ointres.se/strv_m_21.htm
arsenalen.se
Автор выражает большую признательность Карлу Бломстеру (Karl Blomster), Швеция, за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации
Другие статьи по шведской бронетехнике:
История Strv m/21, первого танка шведской армии
Активность шведских закупочных комиссий в 1930-31 гг по бронетанковой технике
Английские танкетки Carden-Loyd Mk.VI в шведской армии
Landserk L-100 и L-110, попытка создать аналог английского "патрульного танка"
История Landsverk L-120, "патрульного" танка, которому не нашлось места в шведской армии
История колесно-гусеничного шведского танка Landsverk L-30 (Strv fm/31), имевшего немецкие корни
Легкий танк Strv m/38, первый из серийных танков семейства Landsverk L-60
История шведского легкого танка Strv m/41, лицензионной версии LT vz.38
Шведский танк Strv m/42, оснащенный экспериментальной башней Delat Torn с магазинным заряжанием