33,2K подписчиков

Макетная русская броня Первой мировой войны

691 прочитал

Реплики бронемашин и другой техники из коллекции клуба "1-я автомобильная пулеметная рота" на фестивале "Времена и Эпохи-2023"

Первая мировая война в нашей стране является если не забытой, так уж точно не самой известной темой. Причин для такой ситуации хватает. Главной из них является то, что в ходе войны случилась революция, а затем Гражданская война, которая ее затмила. Кроме того, Первая мировая война шла на окраинах Российской Империи. Безусловно, в ней погибло очень много человек, но империю она затронула не так сильно, как Гражданская война. Поэтому и продвигать историю этой войны несколько сложнее, хотя есть и вполне успешные попытки.

Клубная техника перед атакой, фестиваль "Времена и Эпохи-2023".
Клубная техника перед атакой, фестиваль "Времена и Эпохи-2023".

В этом году фестиваль "Времена и Эпохи" прошел в сокращенном формате. Центральная экспозиция на Бульварном Кольце получилась крайне условной. По-настоящему серьёзные площадки военно-исторической реконструкции находились на периферии. Из них одна, в Митино, была посвящена Первой мировой войне. И если в прошлом году техника стояла памятником самой себе, то на сей раз ее можно было видеть в действии. Сегодня пойдет речь о репликах бронемашин и другой техники из коллекции военно-исторического клуба "1-я автомобильная пулеметная рота".

В основное время техника стояла отдельной экспозицией.
В основное время техника стояла отдельной экспозицией.

С техникой Первой мировой войны ситуация неважная практически везде. Особенно если речь идет о военно-исторической реконструкции. В здравом уме никто на подобное не пустит оригинальную технику. Даже если она на ходу, ее стараются лишний раз не гонять. Единственным способом получить "рабочие" образцы становится изготовление реплик на современных агрегатах. Как раз таким путем пошел питерский клуб, возглавляемый Александром Захаровым.

Реплика Renault FT, прошлогодний фестиваль "Времена и Эпохи". Танк ходовой, в мероприятиях участвует с 2017 года.
Реплика Renault FT, прошлогодний фестиваль "Времена и Эпохи". Танк ходовой, в мероприятиях участвует с 2017 года.

Есть, конечно, определенная категория людей, которые смотрят на реплики с презрением. Если уж быть объективным, то есть разные подходы к исторической технике, каждый из которых имеет свою нишу. Реплики вполне могут быть и музейными экспонатами. Особенно в тех случаях, когда оригиналы утеряны безвозвратно. Те же машины, которые предназначены для военно-исторической реконструкции, имеют еще больше условностей. Как и у самой военно-исторической реконструкции.

Руссо-Балт Тип С, типовая матчасть 1-й автомобильной пулеметной роты.
Руссо-Балт Тип С, типовая матчасть 1-й автомобильной пулеметной роты.

Собственно говоря, и само название клуба не должно вводить в заблуждение. Естественно, часть техники соответствует тому, что было на вооружении 1-й автомобильной пулеметной роты. Другой вопрос, что клуб занимается широким сектором военной истории. Он охватывает как начало Первой мировой войны, так и Гражданскую войну. Потому и набор техники у клуба явно шире. Есть даже Renault FT, которые появились на территории России уже после революции. Также клуб занят съемками в художественных фильмах.

В боевом отделении.
В боевом отделении.

Исторически 1-я автомобильная пулеметная рота стала первым в России специальным подразделением, получившим на вооружение бронеавтомобили. Сформировали его 19 августа 1914 года, возглавил роту Александр Николаевич Добржанский. И не просто возглавил: бронемашины Руссо-Балт Тип С, изготовленные на Ижорском заводе, создали при его непосредственном участии. Все 8 броневиков данной модели вошли в состав роты, которая активно их использовала до самого конца.

Броневик (самоходная пушка) Маннесманн-Мулаг, появился в роте одновременно с Руссо-Балтами - осенью 1914 года.
Броневик (самоходная пушка) Маннесманн-Мулаг, появился в роте одновременно с Руссо-Балтами - осенью 1914 года.

Естественно, реплика такого броневика есть и у клуба. Это уже не первый Руссо-Балт Тип С, с предыдущей бронемашиной (делали ее другие люди) случился промах. Ее масштабировали под шасси, поэтому она получилась меньше. В результате 5 человек там не помещается. Данная реплика сейчас стоит в Музее Первой мировой войны, а машина клуба "1-я автомобильная пулеметная рота" вполне активно эксплуатируется. Причем там 5 человек вполне помещается, вместе с пулеметами.

Машина необычная, характерна только для 1-й автомобильной пулеметной роты.
Машина необычная, характерна только для 1-й автомобильной пулеметной роты.

Еще одной бронемашиной, имеющей прямое отношение к "исторической" 1-й автомобильной пулеметной роте, является аппарат, созданный в одном экземпляре. Речь идет о самоходной пушке Маннесманн-Мулаг, созданной на шасси 5-тонного грузовика Mannesmann-Mulag L56 50/55 PS. Как и "Руссо-Балты", машину "заблиндировали" на Ижорском заводе по проекту Добржанского и А.Я.Грауэна. Несколько неказистая бронемашина использовалась как средство огневой поддержки. Вооруженная 3-фунтовой (47-мм) скорострельной пушкой "Гочкис" бронемашина показала себя не лучшим образом. Прослужила она в роте недолго, тем не менее, это, можно сказать, первая отечественная САУ.

Бронеавтомобиль "Остин" 1-й серии, такие были у 1-й роты ближе к 1917 году.
Бронеавтомобиль "Остин" 1-й серии, такие были у 1-й роты ближе к 1917 году.

Третьим образцом колесной бронированной техники, который также использовался 1-й автомобильной пулеметной ротой, является бронеавтомобиль "Остин" 1-й серии. В отличие от "Остина Путиловского", который хорошо известен, более ранний образец гораздо менее "раскручен". У клуба есть оба "Остина", они хоть и реплики, но вполне похожи на оригиналы. У "Остина Путиловского" даже есть задний пост управления. Очень интересно сравнить два этих броневика. Заодно можно понять, почему, в итоге, было решено бронировать шасси Austin в России. Броневики первой серии неоднократно дорабатывались, но были они, откровенно говоря, не фонтан.

Броневик был, скажем так, не фонтан.
Броневик был, скажем так, не фонтан.

Надо сказать, что "ленинский" броневик, то есть "Остин Путиловский", появился в клубе гораздо раньше. Всё предельно просто: оригинальный образец броневика находится в экспозиции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург. Естественно, все в курсе, что этот броневик пошел в серию с 1918 года. Потому он чаще используется на реконструкциях, посвященных Гражданской войне. Благодаря тому, что теперь есть "Остин" первой серии, особая нужда в использовании "Остина Путиловского" отпала. Но на "Временах и Эпохах" броневик вполне использовали. Учитывая условность потешных боёв, особой проблемы нет.

"Ленинский" броневик "Остин Путиловский".
"Ленинский" броневик "Остин Путиловский".

Есть в коллекции клуба и реплика самого внушительного русского броневика Первой мировой войны. Речь идет о бронемашине Гарфорд-Путилов, созданной на базе 5-тонного американского грузовика Gardord D. По большому счету, это колесный танк, как по массе, так и по вооружению. Машина вполне серийная - почти 50 штук. Как и настоящий Гарфорд-Путилов, реплика нередко ходит в атаку задом наперед, поскольку башня находится в кормовой части.

Машина имела задний пост управления. У реплики он также работает.
Машина имела задний пост управления. У реплики он также работает.

Реплики построены на современных агрегатах. Конечно, есть определенные условности, но для подобных машин выглядят они очень даже неплохо. Отдельно стоит упомянуть цвет, в который они покрашены. По этому поводу есть разные точки зрения, но вообще серый цвет появился не просто так. Информацию про такой цвет клубу подсказал один из историков бронетанковой техники. Также есть информация, что технику красили в защитный цвет (как артиллерию). Более правдоподобна версия о защитном (или "гороховом") цвете, но тут сначала пусть между собой историки разберутся. Причем с доказательствами уровня архивных исследований.

Гарфорд-Путилов, самый тяжелый броневик Русской Императорской Армии. С биноклем Александр Захаров.
Гарфорд-Путилов, самый тяжелый броневик Русской Императорской Армии. С биноклем Александр Захаров.

Как уже говорилось выше, клуб довольно активно участвует в съемках фильмов. Благодаря этому у него появляются новые машины, включая, например, реплики грузовых автомобилей FIAT 15 ter. Они тоже с условностями, но на прототип плюс-минус похоже. Кстати говоря, использование современных агрегатов - это порой и плюс. Помимо того, что с деталями и обслуживанием дела обстоят проще, так и с удельной мощностью всё куда лучше. В результате реплики броневиков могут то, что их прообразы сделать не могли. С проходимостью у отечественных броневиков Первой мировой войны дела обстояли не очень.

Внутри отделения управления.
Внутри отделения управления.

Безусловно, появление оригинальных броневиков было бы куда более громкой новостью. Вместе с тем, наличие столь внушительной коллекции реплик - тоже дело хорошее. Клуб занимался и изготовлением реплики броневика для статического экспонирования. Кроме того, не стоит забывать, что 95% посетителей реконструкций по поводу историчности особо не думают. А вот толпа броневиков, которая идет в атаку с поддержкой пехоты, смотрится очень эффектно. Для театрального представления, которым, в некотором смысле, является реконструкция, это самое оно.

Реплики грузовых автомобилей FIAT 15 ter.
Реплики грузовых автомобилей FIAT 15 ter.

То, что в этом году площадка Первой мировой войны оказалась в Митино, это скорее благо. Если в 2022 году броневики клуба "1-я автомобильная пулеметная рота" стояли памятниками самим себе, то в этот раз стало понятно - они ездят, причем вполне бодро. Скорее всего, коллекция техники будет пополняться. Так что ждем следующий год.