Найти тему
Юрий Пашолок

Классика английского танкостроения 20-х годов

Medium Tank Mk.I, первый массовый английский танк межвоенного периода

К началу 20-х годов звезда William Foster & Co., создателей первых в мире танков, постепенно закатилась. Никакого смысла в дальнейшем развитии знаменитых "ромбов" уже не было, поскольку они перестали соответствовать требованиям английских военных. Во многом это произошло благодаря подполковнику Филипу Джонсону, на практике доказавшим, что даже "ромб" может быть быстрым. В 1918 году под руководством Джонсона был переделан один из танков Mark V, после чего тот разогнался до невероятной для такой машины скорости 32 км/ч. Это был не более чем демонстратор, но в голове неофициального начальника экспериментальной танковой мастерской уже родилась идея совершенно нового танка. Средний танк, известный как Medium Mark D, должен был иметь скорость больше 35 км/ч, ему она требовалась для рейдов во вражеском тылу. Идею оценили наверху: полковник Джон Фуллер, один из ключевых людей в штабе Королевского Танкового Корпуса, планировать использовать 500 Medium Mark D. Эти машины играли одну из важнейших ролей в "Плане 1919", который, в виду поражения Германии, так и не реализовали.

18 pdr Transporter, созданный Vickers в 1922 году. Выяснилось, что данная платформа больше подходит для создания танка.
18 pdr Transporter, созданный Vickers в 1922 году. Выяснилось, что данная платформа больше подходит для создания танка.

Несмотря на окончание войны, работы по Medium Mark D продолжались. Одну из ключевых ролей в производстве опытных образцов машины сыграла Vickers Limited, точнее одно из подразделений компании - Wolseley. Предполагалось, что Wolseley станет одним из главных производителей Medium Mark D, но испытания выявили ряд недостатков. В дальнейшем Medium Mark D сделали плавающим танком, таким образом изготовили 4 машины (2 Wolseley и 2 арсенал в Вулидже). Последние два танка изготовили в 1921 году, но уже было понятно, что у Medium Mark D нет перспектив. Звезда Филипа Джонсона закатилась, но теперь появился новый лидер - Vickers Limited. В 1921 году компания получила заказ на выпуск трех образцов легкого танка. Возглавил их разработку сэр Джордж Томас Бакхем, главный конструктор Vickers. Vickers Tank No.1, вышедший на испытания в декабре 1921 года, стал первой собственной разработкой компании. Также это был первый английский легкий танк, и он же первый английский танк с башней. Но уже к началу 1922 года испытания показали ряд недостатков. Понимая, что танк получился не очень удачным, на Vickers отказались строить третий образец. Вместо него в марте 1922 года началась разработка транспортера 18-фунтовой (84 мм) полевой пушки.

По задумке, 18-фунтовое орудие закатывали внутрь транспортера. Решая данную задачу, конструкторы Vickers внезапно обнаружили, что места хватит и для боевого отделения танка.
По задумке, 18-фунтовое орудие закатывали внутрь транспортера. Решая данную задачу, конструкторы Vickers внезапно обнаружили, что места хватит и для боевого отделения танка.

В ноябре 1922 года на испытания вышел 18 pdr Transporter, не имевший ничего общего с Vickers Tank No.1. Машина массой 5750 кг и с 80-сильным мотором Wolseley отличалась прогрессивной конструкцией шасси. На испытаниях она разогналась до 32 км/ч, кроме того, 18 pdr Transporter не страдал от перегрева, как это было с легким танком Vickers. Поскольку возить полевое орудие предполагалось внутри машины, она получила вместительный "кузов". Это заставило сделать компоновку моторно-транмиссионной группы очень плотной. В результате получилось шасси, вполне подходящее для создания на его базе танка. Такое задание появилось еще до начала испытаний 18 pdr Transporter. Изначально он именовался как легкий, но более известен он как Medium Tank Mk.I. Он стал первым английским серийным танком межвоенного периода.

Wheel-Cum-Track Light Tank Mk.I, финальная конфигурация опытного образца Medium Tank Mk.I. Изначально он также именовался легким.
Wheel-Cum-Track Light Tank Mk.I, финальная конфигурация опытного образца Medium Tank Mk.I. Изначально он также именовался легким.

Изначальное задание на новый легкий танк предполагало создание машины с экипажем из 5 человек, а максимальная скорость составляла 24 км/ч. Толщина брони оценивалась в 6,5 мм, маловато, мягко говоря, но английские военные считали, что защиты от винтовочных патронов с дистанции 400-500 метров им хватит. Фактически задание повторяло Vickers Tank No.1, но теперь предполагалось иметь и пушечное, и пулеметное вооружение. В башню ставилась такая же 3-фунтовая (47-мм) пушка, что и в Vickers Tank No.2. Надо сказать, что 24 км/ч недолго продержались как планка скорости. Вскоре после того, как начались испытания 18 pdr Transporter, английские военные захотели те же 32 км/ч. Ничего удивительного в росте требований к скорости нет: Фуллер, к тому моменту уже полковник, не забыл про "план 1919", как и про концепцию глубокого прорыва. И если с Medium Mark D не получилось, то почему бы не попробовать с новым танком.

При такой конфигурации колесного хода неудивительно, что управляемость машины желала лучшего
При такой конфигурации колесного хода неудивительно, что управляемость машины желала лучшего

Разработанный под руководством Бакхема танк получился типично английским, то есть не похожим ни на что. За основу бралось очень удачное шасси 18 pdr Transporter. Его шасси и стало отправной точкой при формировании танка. Особенностью шасси было то, что силовая установка находилась спереди, а механик-водитель размещался сбоку от мотора. Ту же самую систему реализовали и на танковом шасси. Поскольку боевая масса нового танка явно была больше транспортера, выбрали более мощную силовую установку. Ей стал V-образный двигатель воздушного охлаждения Armstrong Siddeley мощностью 90 лошадиных сил. Коробка передач, как и на транспортере, находилась сзади. Получившаяся компоновочная схема оказалась самой удачной среди танков с передним расположением силовой установки. Механик-водитель получил вполне неплохой обзор, при этом перед ним не маячил длинный "клюв" надмоторной плиты. Позже такая компоновка являлась довольно частым явлением для танков и других гусеничных боевых машин, включая и английские. При этом, правда, трансмиссию обычно размещали впереди.

Компоновочная схема Medium Tank Mk.IA. Первая версия танка отличалась минимально.
Компоновочная схема Medium Tank Mk.IA. Первая версия танка отличалась минимально.

Крайне интересно был решен вопрос и с ходовой частью. Типичным решением того времени была полужесткая подвеска, а независимая подвеска пока не подошла к оптимальным решениям. Бакхем реализовал достаточно интересное, для того времени передовое решение. На танк установили свечную подвеску, с 12 опорными катками на борт, из которых 10 было сблокировано в 5 тележек. Подвеска имела достаточно большой ход, что обеспечивало плавное движение не только по дорогам, но и по пересеченной местности. Применили эту подвеску на 18 pdr Transporter, а на первом опытном образце, с WD-номером T.15, впереди появился дополнительный опорный каток. Он предназначался для преодоления вертикальных препятствий. В крупной серии еще один опорный каток появился сзади. В целом же ходовая часть повторяла таковую с 18 pdr Transporter. С него же взяли и трак, получивший обозначение No.9 link track.

Для своего времени подвеска была настоящим прорывом.
Для своего времени подвеска была настоящим прорывом.

В продолжение темы ходовой части стоит также упомянуть тот самый первый образец пока еще легкого танка. Как и целый ряд стран, англичане заразились идеей колесно-гусеничного хода. В 1926 году танк с с WD-номером T.15 был переоборудован в Wheel-Cum-Track Light Tank Mk.I. Идея заключалась в том, что спереди и сзади крепились колеса со сплошными резиновыми бандажами. Опускались они при помощи домкратов, весь процесс перехода на колесный ход и обратно производился очень быстро. В этом смысле Бакхем явно обошел Кристи, у того на переход с на колесный ход требовал час работы. А вот со всем остальным дело было плохо. Во-первых, скорость передвижения танка практически не изменилась, так что особого смысла в данной системе не имелось. Во-вторых, на колесном ходу было очень тяжелое управление, поскольку колея была уже, чем у гусеничного хода. Посему развитие пошло уже по немного иной системе. Тем не менее, комиссия Халепского в 1930 году ехала именно за Wheel-Cum-Track Light Tank Mk.I. Уже на месте обнаружилось, что есть и более интересные предложения.

Внутри боевого отделения. Для удобства работы под башней сделали подиум.
Внутри боевого отделения. Для удобства работы под башней сделали подиум.

Выбранная компоновочная схема привела к тому, что танк получился совсем не легким по габаритам. Длина машина составила 6550 мм. Это оказалось почти на полметра больше, чем Medium Mark A. Кроме того, общая высота машины составила 2820 мм, что также больше Medium Mark A. Сравнивать, впрочем, лучше с другой машиной - Medium Mark D, а вот тут уже не всё так однозначно. Medium Tank Mk.I получался на треть короче предшественника, да и общая высота была больше всего на 30 мм. Важнее, впрочем, оказалось другое. Боевое отделение получилось гораздо больше, а главное удобнее. В бортах корпуса имелись эвакуационные люки, впрочем, попадали обычно внутрь через дверь в кормовой части. Также в бортах корпуса находилось два пулемета Vickers Mk.I с водяным охлаждением. В левом заднем углу разместили топливные баки. Само по себе их нахождение в боевом отделении вряд ли можно назвать хорошей идеей, с другой стороны, в корму надо было еще попасть. В любом случае, на фоне предыдущих танков концепция боевого отделения и отделения управления Medium Tank Mk.I являлась явным прогрессом.

Первая партия танков была скорее пробной. Довольно быстро выяснилось, что траки №9 имеют ряд недостатков.
Первая партия танков была скорее пробной. Довольно быстро выяснилось, что траки №9 имеют ряд недостатков.

То же самое можно сказать и про башню. Она получилась заметно крупнее и удобнее, чем башня Vickers Tank No.2. Основным вооружением оставалась всё та же 3-фунтовая (47-мм) пушка OQF Mk.I конструкции Vickers. Создавалось орудие исключительно как противотанковое средство, поэтому осколочно-фугасных снарядов к ней не имелось. Странная позиция, если не знать, что у стальной гранаты 47-мм морской пушки Hotchkis, прямой предшественницы, заряд ВВ составлял всего 20 грамм. На дистанции 500 метров бронебойный снаряд OQF Mk.I пробивал броню толщиной 26 мм, этого было достаточно для борьбы с любыми существовавшими тогда танками. Для борьбы с пехотой использовалось 3 пулемета Hotchkiss Portable, размещенных по периметру башни (это при том, что расчет башни составлял 2 человека). Четвертый пулемет разместили в крыше башни, он предполагался как зенитный. Сама башня имела достаточно простую конструкцию, чем-то напоминающую ту, что ставили на бронемашины Rolls-Royce. Она имела форму цилиндра с боковыми скосами, а в крыше установили двухстворчатый люк. Также в бортах установили смотровые лючки. Идеальной данная башня не являлась, поскольку, например, при таком количестве пулеметов спаренный с пушкой делать не стали. С другой стороны, это был всего лишь второй английский танк с башней.

В опытном порядке на 3 танка поставили моторы Ricardo CI. Эти машины легко определить по измененной конфигурации лба корпуса.
В опытном порядке на 3 танка поставили моторы Ricardo CI. Эти машины легко определить по измененной конфигурации лба корпуса.

Стоит обратить внимание на один важный момент. Несмотря на то, что у Medium Tank Mk.I боевое отделение находилось сзади, его создатели свели к минимуму проблему с болтанкой внутри башни. Дело в том, что моторное отделение получилось довольно компактным, а это позволило сместить башню максимально вперед. Поэтому она стояла если не по центру машины, то близко к тому. Это сделало танки Vickers наиболее удачными среди боевых машин с кормовым размещением боевого отделения.

Medium Tank Mk.I CS, гаубичная версия машины. На танке уже стоят траки №3, более удачные по конструкции.
Medium Tank Mk.I CS, гаубичная версия машины. На танке уже стоят траки №3, более удачные по конструкции.

Первый опытный образец пока еще легкого танка был закончен на Vickers ближе к началу 1923 года. Боевая масса составила 11250 кг, что сразу вызвало некоторые сомнения насчет классификации танка (это не считая габариты). Легким танк оказался только по толщине брони. 32 км/ч танк достичь не смог, но и 24 км/ч было вполне неплохим результатом. Самое главное, что танк получился гораздо более удачным, чем "скоростной" Medium Mark D. По этой причине Военное Министерство дало отмашку о запуске серийного производства. С данной машиной связано сразу несколько нововведений. Во-первых, начиная с нее ввели новую систему регистрационных номеров. Так называемые номера Военного Министерства (WD-номера) для танков начинались с буквы T, дальше следовали цифры. С ними связана забавная история. Несмотря на то, что первый танк построили на Vickers, опытный образец получил номер T.15. Дело в том, что первый контракт на выпуск 14 танков, включая опытный образец, подписали с королевским арсеналом в Вулидже. Соответственно, его танки получили номера T.1-T-14. А Vickers выпускал 13 танков с номерами T.15-T.27. Также ввели еще одну систему номеров. В соответствии с ней на носовой части танка наносили номер, состоявший из 1–2 букв, а также 4 цифр. Например, танк T.7 имел регистрационный номер ME9923. Наконец, чуть позже Medium Tank Mk.I получил кодовый индекс A2E1.

Наилучшая демонстрация проблемы с люком механика-водителя. Представьте, что в этот момент крышка с грохотом летит вам на голову.
Наилучшая демонстрация проблемы с люком механика-водителя. Представьте, что в этот момент крышка с грохотом летит вам на голову.

Первая партия серийных танков была скорее обкаткой конструкции, созданной на основе испытаний опытных образцов. Исходную конструкцию люка механика-водителя, напоминавшего забрало рыцарского шлема, заменили на, как казалось, более совершенную. Эксплуатация танков, начавшаяся в 1923 году, показало неоднозначность решения. Дело в том, что теперь передняя часть люка откидывалась вверх. В ходе езды по пересеченной местности часто были случаи, когда крышка люка с грохотом закрывалась, при этом имелся риск получить тяжелые травмы головы или лишиться пальцев. Также не лучшим образом показали себя траки №9, оказавшиеся недостаточно прочными.

Второй серийный Medium Tank Mk.IA.
Второй серийный Medium Tank Mk.IA.

Не всё оказалось хорошо и с башней, а также ее вооружением. В реальности полный набор пулеметного вооружения в башню не ставился, поскольку оно банально мешало. Обычно танки ездили с одним пулеметом Hotchkiss Portable, который ставился справа от пушки. Соответственно, наводчик орудия управлял 3-фунтовкой, а справа находился пулеметчик, он же командир, он же заряжающий орудия. Зенитным пулеметом оказалось неудобно пользоваться, поскольку сектор обстрела получился совсем никакой. Да и трех роликов погона башни было маловато. В результате еще на стадии производства первой партии число роликов выросло до 6.

Разница по люкам механика-водителя налицо. Кстати, редкий случай, когда все башенные пулеметы на месте.
Разница по люкам механика-водителя налицо. Кстати, редкий случай, когда все башенные пулеметы на месте.

Еще одной проблемой стал мотор. Поначалу мотор Armstrong Siddeley, изначально созданный для более легкого транспортера, вел себя не лучшим образом. В дальнейшем его довели до ума, но то, что даже перед местом механика-водителя находился вентилятор системы воздушного охлаждения, говорит о многом. В порядке эксперимента три танка (T.7, T.14 и T.20) оснастили мотором Ricardo CI. В связи с этим была немного переработана носовая часть танка. Как показали испытания, двигатель Ricardo CI показал себя более удачным решением, но ограниченный бюджет не позволил внедрить данную силовую установку. Да и мотор Armstrong Siddeley более-менее довели до кондиции.

Измененная крыша башни Medium Tank Mk.IA. Теперь из зенитного пулемета можно куда-то попасть.
Измененная крыша башни Medium Tank Mk.IA. Теперь из зенитного пулемета можно куда-то попасть.

Выявленные недостатки частично устранили на танках второй партии, заказанной в 1924 году. Данные машины получили обозначение Medium Tank Mk.IA. Для начала, конструкция люка механика-водителя претерпела изменения. Теперь его створки, в походном положении, открывались не вверх, а вбок и вверх, а сам он состоял из трех частей. Вместо неудачных траков №9 ввели новые, штампованные траки №3, с характерным грунтозацепом в виде буквы H. Впрочем, поначалу Medium Tank Mk.IA получали траки №9. Уже позже танки переобули на более совершенные траки. Ряд изменений внесли и в башню. Зенитный пулемет поставили на специальный скос в корме башни, а шаровые установки Hotchkiss Portable немного переделали. Наконец, толщину лобовой брони нарастили до 8 мм. По итогам переделок боевая масса выросла до 11700 кг. Всего был заказан 31 танк, из них 16 (T.28-T.43) построил арсенал в Вулидже, еще 15 (T.44-T.58) сдал Vickers.

Последний из крупносерийных Medium Tank MK.IA в модификации Mk.IA*. Ее легко отличить по командирской башенке.
Последний из крупносерийных Medium Tank MK.IA в модификации Mk.IA*. Ее легко отличить по командирской башенке.

Еще одним нововведением стало появление первого в мире танка поддержки. Как уже говорилось выше, осколочно-фугасных снарядов 3-фунтовые пушки не имели, а вопрос борьбы с легкими укреплениями никуда не делся. Поэтому возникла идея установки 3,7-дюймовой (94-мм) гаубицы, имевшей определенное отношение к горной гаубице. Данная версия, получившая обозначение Medium Tank Mk.I CS, впервые появилась еще в первой партии танков. Версия CS (Close Support), позже получившая буквенный индекс A2E2, предполагалась немногочисленной. Сколько их было сделано, неизвестно, но речь идет даже не о десяти единицах. Помимо осколочно-фугасных снарядов, гаубицы также могли вести огонь дымовыми снарядами. Еще более специфичной оказалась последняя серийная версия танка - Tank Light Mk.IA(L). Два танка с регистрационными номерами T.59 и T.60 построили в 1925 году. Пулемёты из корпуса, а также пушку в этих машинах убрали. Вместо них в башне было установлено 2 пулемёта Vickers. Оба "колониальных" танка отправили в Индию, где они 3 года испытывались, после чего были возвращены в метрополию и сданы в металлолом.

Спаренная установка пушки и пулемета.
Спаренная установка пушки и пулемета.

На этом развитие Medium Tank Mk.I не закончилось. В конце 20-х годов было решено привести вооружение танка к единому знаменателю. От Hotchkiss Portable отказались, одновременно сократив число пулеметов до 1. Амбразуры башенных пулеметов заделали, а единственный Vickers Mk.I сделали спаренным. С точки зрения боевой эффективности явно правильный шаг. Двустворчатый люк на крыше башни заменила командирская башенка, за характерную форму получившая прозвище "митра епископа". Также в корме башни появились крепления для флажков.

Medium Tank Mk.IA* на учениях в 1935 году.
Medium Tank Mk.IA* на учениях в 1935 году.

Переработанная версия танка получила обозначение Medium Tank Mk.IA*. До ее уровня довели только танки второй партии (да и то не все), а Medium Tank Mk.I так и остались с башенными Hotchkiss Portable. Надо сказать, что танки данного семейства за период эксплуатации достаточно часто меняли свой облик. Некоторые из Medium Tank Mk.IA*, под конец службы, получили радиостанции с антенными портами, размещавшимися на месте зенитного пулемета. Определенные доработки шли и в отношении Medium Tank Mk.I, особенно это касалось светотехники и всяких мелочей.

Один из таких танков получил радиостанцию.
Один из таких танков получил радиостанцию.

Несмотря на то, что Medium Tank Mk.I оказался первенцем английского межвоенного танкостроения, ему было суждено стать долгожителем. Можно сказать, что случилось это вопреки общей тенденции. Достаточно быстро стало очевидно, что танк является отнюдь не легким, при этом броневая защита получилась слабая, а скорость не дотягивала до финальных требований. Это же, кстати говоря, касалось и его прямого развития - Medium Tank Mk.II. Другой вопрос, что далее со средними танками у англичан ничего не получалось. Последний серийный средний танк у них появился в конце 20-х годов, а потом последовала пауза аж до 1939 года. В результате пришлось использовать то, что есть.

Последний серийный Medium Tank Mk.I в финальной конфигурации.
Последний серийный Medium Tank Mk.I в финальной конфигурации.

К чести Medium Tank Mk.I, при всех своих недостатках он был лучшим, что было создано в первой половине 20-х годов. У остальных стран вообще получились какие-то недоразумения, либо речь шла о банальной модернизации танков еще времен Первой мировой войны. На их фоне детище Vickers выглядело совсем не так плохо, как это может показаться. Тем более что крупных военных конфликтов не было 20 лет, а в качестве учебной машины танк вполне годился. И это не медлительные коробочки вроде Renault FT, а вполне подвижная боевая машина с адекватным вооружением и приличным боевым отделением. На фоне очевидных плюсов минусы выглядели не такими уж и критичными. Кроме того, машина имела достаточную ремонтопригодность и возможность для модернизации. Поэтому вместо промежуточного танка образовался законодатель мод. Во многом именно Medium Tank Mk.I стал катализатором разработки целого ряда танков с передним расположением силовой установки. Впрочем, повторить успех не смог никто. То ходовая часть дряная, то общая компоновочная схема неудачная. Англичане же смогли в данную схему с первого раза.

В таком виде танки дожили как минимум до 1939 года, а иные и до более позднего срока.
В таком виде танки дожили как минимум до 1939 года, а иные и до более позднего срока.

Как учебный танк машины семейства Medium Tank Mk.I прослужили до 1939 года, хотя есть подозрение, что отдельные танки использовались и год спустя. После разгрома Британского Экспедиционного Корпуса пришлось использовать всё, что имелось под рукой. В межвоенный период несколько машин отправилось для колониальной службы. Одна из них, вероятнее всего, T.14, является единственной машиной данного типа, дожившей до наших дней. Находится он в экспозиции Special Services Battalion Museum, что северо-западнее Блумфонтейн, Южная Африка. Несмотря на то, что танк находится на открытой площадке, он хорошо сохранился. Машина относится к версии Medium Tank Mk.I CS, на ней стоят траки №3, но сохранилось штатное вооружение, это касается и пулеметов Hotchkiss Portable. Вполне рядовая для данных танков история.

Список источников

The Vickers Mediums, David Nicholas, Tankette 44–2

tankdevelopment.blogspot.ru

Фотоархив автора

Handbook for the Mark I, IA and IA* Medium Tanks, Land Service, 1931

Другие статьи по английским средним и крейсерским танкам:

История Medium Tank Mark D, самого быстрого танка своего времени, который одновременно стал и первым плавающим танком

Vickers Medium Tank Mk.C & Mk.D, первые танки Vickers для продажи за рубеж

История Cruiser Tank Mk.III, первого английского полноценного крейсерского танка

История создания и применения Covenanter Bridgelayer, единственной версии данного танка, которая всё же повоевала