Найти в Дзене

О чем 3-я и 4-я молитвы утреннего правила?

Оглавление

Комментарий к молитвам "К тебе, Владыко Человеколюбче" и "Господи, Иже многою Твоею благостию".

Откуда пошли утреннее и вечернее правила?

Личное молитвенное правило в виде утренних молитв и молитв на сон грядущим появилось относительно недавно. Более древней практикой является прочтение части уставных богослужений суточного круга мирянами дома. После пробуждения от сна они читали полунощницу, в дневное время — часы, перед сном — повечерие. Поэтому нынешние утреннее и вечернее правила являются ни чем иным, как сокращенными вариантами полунощницы и повечерия соответственно — с добавлением некоторых других молитв.

В современных молитвословах первые четыре молитвы из утреннего правила надписаны именем святого Макария Великого. Однако рукописная традиция свидетельствует о том, что только первая молитва принадлежит этому святому. При этом в ее надписании опущены слова, указывающие, к Кому она обращена. Остальные три молитвы в рукописях надписаны как «молитва томуж», то есть ко Господу. Возможно, трактовка данных слов переписчиками не в смысле лица, к которому обращена молитва, а в смысле авторства привела к появлению ошибочных надписаний, которые попали и в современные молитвословы.

Так или иначе, вопрос авторства этих молитв пока остается открытым.

Тем не менее неверное их надписание не умаляет их ценности в составе утреннего правила. В данной статье будут проанализированы 3-я и 4-я молитвы.

Молитва "К тебе, Владыко Человеколюбче"

На церковнославянском языке 3-я молитва звучит следующим образом:

К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна востав прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, и молюся Тебе: помози ми на всякое время, во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольскаго поспешения, и спаси мя, и введи в Царство Твое вечное. Ты бо еси мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упование мое, и Тебе славу возсылаю, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Русский перевод данной молитвы таков:

К Тебе, Владыка Человеколюбец, пробудившись от сна обращаюсь за помощью, и на Твои деяния побуждаюсь Твоим милосердием, и молюсь Тебе: помоги мне во всяких обстоятельствах и во всяком деле, и избавь меня от всякого земного пагубного дела и дьявольского содействия, и спаси меня, и введи в Твое вечное Царство, потому что Ты мой Создатель и всякому благу Устроитель и Податель, на Тебя же вся моя надежда, и Тебе возношу благодарение ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

В первой части молитвы довольно много слов, не совсем понятных для современного человека. Так, например, церковнославянское прибегати на русский язык переводится как «приходить, прибегать, обращаться за помощью». Для совершения действительно добрых и полезных дел человек должен обращаться за помощью к Богу. Спаситель явно говорит нам, что без Меня не можете делать ничего (Ин. 15:5). Без Его помощи во все наши дела проникают себялюбие, самонадеянность, своекорыстие и другие страсти, которые обесценивают наш труд. Святитель Феофан Затворник сравнивает внешне доброе дело, сделанное без помощи Божией, с лесным яблоком. На вид оно хоть и бывает красным, однако же на вкус очень кислое.

-2

Слово подвизатися имеет довольно много значений, и, исходя из контекста молитвы, в данном случае переводится как «быть побуждаемым к чему-либо».

Церковнославянское время переводится как «время, период, пора, обстоятельства», а вещь — «предмет, дело, деяние, предприятие». Автор молитвы вдохновляется на творение дел угодных Богу, глядя на Его великую милость, которая оказывается роду человеческому, несмотря на все его деяния. По слову святителя Иоанна Златоуста, если бы Бог «ежедневно подвергал нас наказанию за наши преступления, то род человеческий уже не существовал бы».

В тексте молитвы сказано, что Бог всякому благу Промысленник и Податель. После сотворения мира Бог не оставил его, но промышляет о нем. Человек же находится под особым Его попечением: У вас же и волосы на голове все сочтены (Мф. 10:30). Господь как наш Создатель лучше знает, что нам действительно нужно в конкретный момент жизни. Он устраивает все так, чтобы привести нас ко спасению. Но не нужно забывать, что человеческая природа повреждена грехом, и порой для ее врачевания приходится использовать и горькие лекарства, иногда связанные даже с серьезными потерями. Современному человеку, который привык к комфорту и различным удовольствиям, делающему слишком большую ставку на материальные блага, бывает довольно сложно это принять. Как писал преподобный Амвросий Оптинский, «полезное редко сходится с приятным, разве только у крепких и мужественных духом». Поэтому и скорбные события нужно принимать с благодарностью и без ропота, как праведный Иов: Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! (Иов. 1:21).

-3

Молитва "Господи, Иже многою Твоею благостию"

На церковнославянском языке 4-я молитва звучит так:

Господи, Иже многою Твоею благостию и великими щедротами Твоими дал еси мне, рабу Твоему, мимошедшее время нощи сея без напасти прейти от всякаго зла противна; Ты Сам, Владыко, всяческих Творче, сподоби мя истинным Твоим светом и просвещенным сердцем творити волю Твою, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Русский перевод таков:

Господь, Который дал мне, рабу Твоему, великой Твоей добротой и многими Твоими милостями минувшее время этой ночи прожить без искушения от всякого зла дьявольского, Ты Сам, Владыка, всех Создатель, удостой меня подлинным Твоим светом и просвещенным сердцем исполнять волю Твою, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Данная молитва представляет собой благодарение Богу за благополучное проведение прошедшей ночи, а также просьбу о помощи для исполнения Его воли.

Как писал святитель Феофан Затворник, одной молитвой спастись невозможно. С ней необходимо соединить еще и исполнение Божией воли. Без этого молитва не бывает настоящей, а лишь только внешней, словесной.

Но как нам узнать волю Бога? Ответ на этот вопрос есть в самой молитве: истинным Твоим светом, то есть через спасительное учение Христово, изложенное в Евангелии. Святитель Тихон Задонский пишет: «Воля Божия открыта в слове Божием». Оно служит для нас ориентиром во всех мыслях, словах и делах.

-4

Для правильного понимания текста Священного Писания необходимо читать его с толкованием святых отцов. Нужно это, чтобы не исказить его смысла в угоду своим страстям. Как писал святитель Игнатий (Брянчанинов), человек своими силами не может точно и совершенно раскрыть для себя смысл Евангелия, поскольку это дар Христов. Именно святые отцы получили его и подтвердили своей святостью.

Прочитывая каждое утро тексты молитв из утреннего правила, будем стараться делать это со вниманием. Это поможет нам хотя бы ненадолго останавливать быстрый ритм современной жизни и увидеть то, как милосерден к нам Господь, что Он сделал и продолжает делать для нас. Тексты молитв напоминают нам, для чего мы живем, чем должны руководствоваться и на Кого надеяться в повседневных делах и других обстоятельствах.

Таким образом, мы не только испрашиваем Божие благословение на предстоящий день, но и сами себя настраиваем на добрую христианскую жизнь.

#церковнославянский #церковь #кириллица #языки #православие #православные святые #православный молитвослов #утренние молитвы #молитва

Текст подготовил Артем Мотин.

Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Всегда живого церковнославянского»