ТЭД-18. Ток пошёл налево, но пойман с поличным — об УЗО (ВДТ) и дифференциальной защите

1,2K прочитали

Статья обновлена 06.02.2022 — добавлена 3-фазная дифзащита генераторов

Оглавление цикла «Труженик электродвигатель»

...Шёл дождь. Машинист разгонял длинный угольный «семитысячник» — нужно было успеть к пробе тормозов. Прогрохотав по мосту через Большой Кинель, дал сериес-параллель и сейчас готовился выбрать параллель — пустить двигатели галопом. Спешить нельзя — колёса сейчас резали водяную плёнку и худо-бедно цеплялись за рельсы , но если дать шпоры — поскользнутся на ней.

— Тридцать первый — проба пятьдесят — шестьдесят — напомнил помощник, серьёзный дядя — бывший бригадир пути, пробившийся на электровоз.

Статья обновлена 06.02.2022 — добавлена 3-фазная дифзащита генераторов Оглавление цикла «Труженик электродвигатель» ...Шёл дождь.

Вот скорость сорок, пора... Нажав кнопку, машинист рванул тугое «весло» — рукоятку контроллера — на 28-ю позицию, в ответ в глубине кузова полыхнул яркой вспышкой линейник, амперметры провалились и удвоили показания. Теперь большим пальцем, по одному щелчку, добавляем... 29... 30... 31... 32...

БАХ!!! За спиной словно взорвалась граната, пульт озлобился красными лампами, а ускорение как рукой сняло — поезд клюнул носом. Сработал БВ-1 — силовой быстродействующий выключатель . Медлить нельзя — проба тормозов не в установленном месте равна её отсутствию!

Статья обновлена 06.02.2022 — добавлена 3-фазная дифзащита генераторов Оглавление цикла «Труженик электродвигатель» ...Шёл дождь.-2

Рукоятку толчком ладони на нулевую позицию, секундное нажатие кнопки «БВ-1», смотрим погасание красных ламп... Лампы погасли, набираемся снова, но «параллель» пока нельзя — локомотив надышался влагой и где-то не держит изоляция. Наберём нужные 50 км/ч и так, хоть и с натяжкой — а потом, глядишь, изоляция и подсохнет, перестанет бить...

А в каком-то километре от места пробы тормозов, в 3-этажном доме, возрастная женщина учительского вида перебирала коробки. Они недавно въехали в этот дом, незадорого купленный с голыми стенами, да потихоньку строились. Что-то сами, для тяжёлых работ нанимали бригаду, а проводку и водопровод прокладывал сын-электрик. Сейчас он как раз спустился и зажёг люстру. Вернее, включил, но она не зажглась. При этом плафоны над столом, входящие в другую группу, горели.

— Почему тут свет пропал?

— Не знаю...

Заподозрив неладное, сын заглянул в стоящий за углом электрощит. ВДТ, защищающий эту сторону дома, был выбит. Интересно... Пойдём по линии... Так и есть — в углу, где стояли коробки, была содрана обмотка с провода, выведенного под установку розетки.

— Ты тут лазила сейчас?

— Да, мясорубку искала.

— Поздравляю, ты проверила селективность УЗО! Забыла, что тут провод? Как зацепила-то? — этот вопрос был риторическим.

ВДТ — выключатель дифференциального тока, по устаревшей терминологии — УЗО, устройство защитного отключения. И БВ электровоза тоже вырубился по команде от дифференциального реле. У этих аппаратов похожая конструкция и одно назначение — следить, не пошёл ли ток «налево». Как они это делают?

Статья обновлена 06.02.2022 — добавлена 3-фазная дифзащита генераторов Оглавление цикла «Труженик электродвигатель» ...Шёл дождь.-3

Ток ходит по замкнутой цепи: сколько вышло из источника по первому проводу — столько вернётся по другому, хоть он постоянный, хоть переменный. Правда, для электроснабжения наших домов применена сеть с глухозаземлённой нейтралью (зачем — отдельный вопрос) — «второй провод» заземлён на подстанции, и есть где-то пробьёт изоляцию первого провода, то часть тока вернётся на подстанцию не по второму проводу, а через землю.

То же самое будет, если за фазу возьмётся человек, имеющий контакт с землёй — часть тока пойдёт через него. А мускулы , в том числе и главный, качающий живительную влагу, сокращаются по электрическим командам, и сетевой ток станет для них ложной командой — рука намертво схватится за повреждённый провод, а мотор перестанет нормально стучать. Исход понятен. А за фазу можно взяться и против воли — например, один человек поставил ножку стула на провод, пробил изоляцию, а второй решил взять провод и переложить в другое место...

У тела, равно как и у опорной поверхности есть определённое сопротивление — например, сырая земля и тем более металлический пол ток проводят хорошо, дерево (которое всегда хоть чуть, но сырое) — похуже, а резиновый коврик и вовсе может не проводить, если чистый.

Статья обновлена 06.02.2022 — добавлена 3-фазная дифзащита генераторов Оглавление цикла «Труженик электродвигатель» ...Шёл дождь.-4

В зависимости от суммы этих сопротивлений и от напряжения через тело течёт определённый ток. 10 — 15 мА — неотпускающий ток ("рука намертво схватится"), ток в 0,025 А останавливает дыхание, а 100 миллиампер считаются cмepte/\ьными. Естественно, никакой обычный автомат защиты этого не почует — люстра из 10-ваттных лампочек ест больше, порядка 0,2 А, что говорить о каком-нибудь электрочайнике, жрущем ампер 8?

О действии тока на организм, системе автоматизма сердца и бытовой электробезопасности в целом — отдельная статья:

Автоматы защищают от короткого замыкания между проводами, от перегрузки — например, автомат С16 немедленно выстрелит при токе больше 50 А, с задержкой выключится примерно от 25 А (это зависит много от чего — от качества автомата, температуры воздуха и др.)

В схеме, где одна из точек соединена с землёй — например, у электровозов ВЛ10, ЧС2, ЧС7... — понижение сопротивления изоляции особо опасно
В схеме, где одна из точек соединена с землёй — например, у электровозов ВЛ10, ЧС2, ЧС7... — понижение сопротивления изоляции особо опасно

Поэтому нашим сердцам нужен другой защитник, который учует разницу между токами «туда» и «назад». Такой же защитник нужен и локомотиву — ток утечки в несколько десятков ампер (при потреблении электровоза в несколько тысяч ампер) и сам по себе может что-нибудь поджечь из-за разогрева частей, не предназначенных проводить ток, и «расшатает зуб» — усугубит пробой изоляции вплоть до короткого замыкания.

Поэтому понижение изоляции нужно рубить на корню, для чего в схеме есть несколько дифференциальных реле. Схему ВЛ10 мы уже рассматривали в статье ТЭД-5, там дифреле было под номером 52, а сейчас глянем схему знаменитого ЧС7 — для начала в общем, дифреле выделены цветом:

Статья обновлена 06.02.2022 — добавлена 3-фазная дифзащита генераторов Оглавление цикла «Труженик электродвигатель» ...Шёл дождь.-6

Здесь несколько диференциальных #реле — на каждой секции свои 015, 086, 087, 201, каждое защищает свой участок. Например, 201 защищает вспомогательные цепи — двигатели вентиляторов охлаждения, пневматических компрессоров, печей отопления кабин управления. Вот это реле и его зона ответственности:

Статья обновлена 06.02.2022 — добавлена 3-фазная дифзащита генераторов Оглавление цикла «Труженик электродвигатель» ...Шёл дождь.-7

У реле две обмотки, по которым течёт ток «туда» (плюсовой) и «назад» (минусовой). Включены они так, что магнитные потоки обмоток бодаются друг с другом, и если токи равны — то итоговый поток равен нулю, якорь реле не притягивается, а стоит себе, оттянутый пружиной. Но если где-то понизится сопротивление изоляции и по минусу вернётся не весь ток, ушедший в схему по плюсу, то плюсовая обмотка пересилит минусовую и притянет якорь.

Статья обновлена 06.02.2022 — добавлена 3-фазная дифзащита генераторов Оглавление цикла «Труженик электродвигатель» ...Шёл дождь.-8

В итоге выстрелит быстродействующий выключатель БВ 021 и выпадет «флажок» (блинкер) «201» на блоке сигнализации 802. Машинист увидит на пульте «упавший» указатель БВ, а в тамбуре за кабиной может посмотреть по блоку 802, от чего конкретно БВ отключился.

Статья обновлена 06.02.2022 — добавлена 3-фазная дифзащита генераторов Оглавление цикла «Труженик электродвигатель» ...Шёл дождь.-9

Реле 015 точно так же защищает силовую цепь (тяговые двигатели с реостатом — см. статью ТЭД-5), а вот реле 086, 087, от которых выпадает блинкер «843, 844» — они хоть и дифференциальные, но срабатывают не от токов утечки. Они срабатывают при обрыве цепей вентиляторов обдува реостата — чтобы защитить реостат от работы без охлаждения.

Этот же блинкер выпадает при обрыве проволочек, которые расплавляются при перегреве реостата — защита от перегрева. ЧС7 — электровоз весьма хитроумный, но надёжно работающий уже четвёртое десятилетие. А что современная, выпускающаяся уже пятнадцать лет «Синара» 2ЭС6?

Статья обновлена 06.02.2022 — добавлена 3-фазная дифзащита генераторов Оглавление цикла «Труженик электродвигатель» ...Шёл дождь.-10

Дифреле заменены электроникой? Как бы не так, особо важная защита должна выполняться простой как «калаш»! Вон оно, под именем КА1, всё так же стережёт расход с приходом:

Статья обновлена 06.02.2022 — добавлена 3-фазная дифзащита генераторов Оглавление цикла «Труженик электродвигатель» ...Шёл дождь.-11

Сигнализация как одна из важнейших выведена в главный кадр дисплея:

Статья обновлена 06.02.2022 — добавлена 3-фазная дифзащита генераторов Оглавление цикла «Труженик электродвигатель» ...Шёл дождь.-12

Как и на «семаке» с «десяткой», на «Синаре» два дифреле — силовых и вспомогательных цепей, РДЗ-068ЭТ и РДЗ-068-01ЭТ. У первого через окно магнитопровода пропущены толстые силовые кабели, у второго на магнитопроводе сидит пара катушек — ток в разы меньше:

Статья обновлена 06.02.2022 — добавлена 3-фазная дифзащита генераторов Оглавление цикла «Труженик электродвигатель» ...Шёл дождь.-13

Даже старый надёжный #трамвай ЧКД Татра Т-3 — и у того есть дифференциальное реле, MDR. Как и всё на этом чешском вагоне, включено оно необычно — сравнивает не входной ток с выходным, а токи параллельных цепей:

Статья обновлена 06.02.2022 — добавлена 3-фазная дифзащита генераторов Оглавление цикла «Труженик электродвигатель» ...Шёл дождь.-14

Дифзащита есть и на двоюродных братьях Татр — электровозах ЧС4, ЧС4Т, ЧС8, разобранных нами в 13-й статье. Помните, сколько даже на упрощённой схеме осталось безымянных элементов? Рассекретим ещё два — 008 и 009:

Статья обновлена 06.02.2022 — добавлена 3-фазная дифзащита генераторов Оглавление цикла «Труженик электродвигатель» ...Шёл дождь.-15

Здесь дифференциальное реле выполнено «распределённым» — в роли двух его обмоток выступают два трансформатора тока, 008 и 009, и они «бодаются» не магнитными полями, а электродвижущими силами (ЭДС). Пока из тр-ра выходит столько же, сколько вошло — ЭДС одинаковы, тока через реле защиты 009 нет.

Но как только ток, вошедший в транс, пошёл мимо «земляного» вывода 009 — ЭДС 008 становится больше ЭДС 009, через реле 009 начинает течь ток, что вызывает его срабатывание и отключение главного выключателя электровоза. А 008 — реле защиты трансформатора от перегрузки, через него ток течёт всё время, пока тр-р работает, оно срабатывает при превышении тока.

А есть ли дифзащита на самолёте? О, ещё как! Ею защищены генераторы. Вот часть защиты, стоящая внутри генератора — блок трансформаторов тока БТТ-3:

Статья обновлена 06.02.2022 — добавлена 3-фазная дифзащита генераторов Оглавление цикла «Труженик электродвигатель» ...Шёл дождь.-16

Сам генератор описан в статье ТЭД-19, а ответная к БТТ-3 часть называется БТТ-40 и стоит в распредкоробке, конкретно на Ту-154 — в панелях генераторов в конце салона:

Статья обновлена 06.02.2022 — добавлена 3-фазная дифзащита генераторов Оглавление цикла «Труженик электродвигатель» ...Шёл дождь.-17

В каждом БТТ установлены три трансформатора тока — по числу фаз:

Статья обновлена 06.02.2022 — добавлена 3-фазная дифзащита генераторов Оглавление цикла «Труженик электродвигатель» ...Шёл дождь.-18

Оба трансформатора каждой фазы соединены встречно. Пока в панель приходит столько же, сколько выработал генератор — всё хорошо, тр-ры тока друг друга перебодать не могут. Если ток пошёл где-то налево — равенство нарушается, через чувствительное реле протекает ток и генератор отключается. Так как БТТ-3 стоит со стороны нуля — защищена ещё и сама обмотка генератора.

А бывают 3-фазные ВДТ для дома, для семьи, для гаража? Бывают:

Статья обновлена 06.02.2022 — добавлена 3-фазная дифзащита генераторов Оглавление цикла «Труженик электродвигатель» ...Шёл дождь.-19

Как видите, номинальная нагрузка (In, Иннокентий Николай, если что) — 40 ампер, ток срабатывания (Иннокентий дельта Николай) — 0,03 А или 30 мА. Очень добрый аппарат, сработает чуть выше неотпускающего тока.

Понижение изоляции опасно и там, где цепь с землёй не соединена — сюда относятся и силовая цепь электровозов переменного тока, и тепловозы, но там утечки обнаруживаются иначе. Как — об этом в следующих статьях, в этой было рассказано главное — как с помощью электромагнитных «аптекарских весов» защитить свою жизнь от невидимой опасности и как тот же принцип работает на электротранспорте.

Сейчас ВДТ в новых домах положены по стандарту, но если у вас его ещё нет — поставьте, он стоит не таких космических денег. У электромеханического (не электронного) чувствительность меньше, но она всё равно перекрывает опасный порог, а работает оно надёжнее. И не слушайте тех, кто рассказывает сказки, словно без заземления ВДТ работает неправильно — он как раз и нужен в тех случаях, когда не помогло или отсутствует заземление.

На одном из скоропомощных каналов (не помню, на каком, у меня в общем оглавлении есть перечень медканалов — можно полистать) был рассказан печальный случай, как родители вызвали 03 к 6-летнему ребёнку, который потянул в кровать сотовый на зарядке. Прошло 2 часа, поэтому прибывшей бригаде осталось лишь законстатировать...

Сохранить семейное счастье мог именно ВДТ... И случаев таких не счесть по всему миру. Достаточно рваной изоляции USB-шнура (сплошь и рядом) и пробитой изоляции в заряднике (на глаз определить невозможно) — и всё...

Живите безопасно и изучайте матчасть! До встречи!

Оглавление цикла «Труженик электродвигатель»

Оглавление цикла «Тушкины потроха»

Общее оглавление канала

Статья обновлена 06.02.2022 — добавлена 3-фазная дифзащита генераторов Оглавление цикла «Труженик электродвигатель» ...Шёл дождь.-20