Двойственная политика Казахстана, точнее, политика руководства страны, уже порядком поднадоела. То они просят Россию о помощи, когда нависла угроза государственного переворота, то потом, отвернувшись от нас, бросаются в объятия Запада, лишь бы не попасть под их санкции.
Мы все были свидетелями того, как Токаев горячо поздравил Байдена с Днем независимости Америки и поблагодарил его за то, что США оказывают «всемерную поддержку Казахстану в укреплении безопасности».
Во как! Не Россия помогла своими десантниками пресечь госпереворот, а Америка поддерживает безопасность Казахстана. Еще Токаев очень обрадовался, что отношения Казахстана и США растут в таких сферах, как энергетика, привлечение инвестиций.
А еще мы помним, как банки Казахстана в конце весны-начале лета прекратили принимать платежи в рублях, нарушив тем самым договор с Россией о дедолларизации во взаимной торговле. И случилось это сразу же после приезда в Астану американских конгрессменов.
Эксперты прямо говорят, что банковская и финансовая система Казахстана фактически перешла под американский контроль.
Но на днях в Казахстане снова заговорили о России. На фоне развивающейся в стране русофобии, изменений русских названий городов и улиц, на фоне растущего антироссийского недовольства, казахстанские депутаты вспомнили про закрытый проект времен СССР по орошению их земель за счет поворота сибирских рек. Теперь они хотят, чтобы Россия приступила к реализации этого проекта.
Они хотят, чтобы Россия реализовала проект за свой счет!
Депутат казахского парламента Серик Егизбаев заявил:
Значит, у них появится вода и рабочие места, а что с этого будет иметь Россия? И почему Россия должна за свой счет реализовывать этот проект?
Егизбаев предложил повернуть вспять Обь, чтобы решить тяжелейшую проблему водного кризиса, которая затрагивает Казахстан и другие республики Средней Азии. Затрагивает так, что вслед за водным кризисом наступит голод.
Советский проект, кстати, был очень сложным, но просчитать последствия такого вмешательства в природу практически невозможно. Об этом и написали советские академики, что при переброске каналов будут совершенно фантастические потери воды. Будет колоссальное заболачивание тех мест, по которым пройдет вода, и этой воды Средней Азии не хватит, а ущерб для сибирских лесов будет грандиозным.
В итоге в 1986 году уже одобренный проект был остановлен силами общественности.
Да, Егизбаев прекрасно понимает, что пресная вода в наше время — один из самых дорогих ресурсов. Россия является владельцем чуть ли не львиной доли той части пресной воды, что может быть продана на мировом рынке.
Вода много у каких стран есть, но если посмотреть на потребности экономики, сельского хозяйства, населения, то, например, Китай, не сможет экспортировать воду: самим едва хватает. А Россия теоретически может быть экспортером пресной воды.
Вот умный казахский депутат и предложил, мол, давайте Казахстан станет первым потребителем российской пресной воды, причем даром. Может же Россия нам просто помочь?
Тут же в казахских СМИ стали появляться публикации с заголовками типа «Россию нужно принудить, заставить отдать излишки пресной воды».
Кстати, казахи по поводу русской воды тоже не просто так стали выступать. В апреле этого года на Водной конференции Жозеп Боррель заявил:
Одним из аргументов казахских депутатов в пользу поворота сибирских рек названа гибель Аральского моря.
Но, как говорит политолог Андрей Перла, у этого вопроса есть важнейший политический аспект. В какой степени Россия заинтересована в том, чтобы своими ресурсами, даже в ущерб себе (!) поддерживать экономику, экологию, сельское хозяйство и прочее бывших республик Советского Союза?
На этот вопрос наши либералы предлагают свой вариант ответа.
Поскольку Россия заинтересована в возрождении империи и самым простым решением этого вопроса является включение постсоветских республик в единое экономическое пространство (ЕврАзЭС создан, единое таможенное пространство существует, куда входят Киргизия и Казахстан), то России имеет смысл раскошелиться и привязать к себе союзника покрепче, дав ему то, что он не может купить у России.
Возражение на эту точку зрения со стороны нелиберальной части общества звучит так.
Если бы Казахстан был ближайшим и верным другом, который действительно погибал бы без воды, надо было бы снять с себя последнюю рубашку, но воду ему купить и привезти.
Однако с верностью Казахстана имеются большие проблемы. Есть подозрение, что выполнение договоров с этим союзником и союзниками, входящими в ЕврАзЭС, кроме Белоруссии, получится как в китайской притче — «Я выполню договор, ежели господин союзник сумеет меня к этому принудить».
Поэтому России в данном случае надо проявлять не просто неуступчивость, а скупость: мы можем вам поставить воду, но по трубопроводу, построенному в большей степени за ваши деньги. А воду будем продавать по рыночной стоимости.
В этом случае Россия могла бы заключить торговое соглашение, в рамках которого чего-нибудь дать. Это было бы оптимальным решением для России.
Но, кажется, наш южный союзник рассчитывает на очередную бесплатную помощь от России.
Я бы предложил так называемому союзнику обратиться к тому, в чьи объятия он кинулся и кого так нахваливал. Правда, американцы никогда благотворительностью не занимались и просто так ничего не делают.