Найти в Дзене
Чердак Умной Эльзы

Ф. Суслопарова, «Первый гром и первая любовь», или Комсомолка и её 15 детей

Мои читатели знают, что я люблю старые советские книжки – и, право слово, это действительно отличное чтение – среди них много добрых и тёплых. Книжку эту я читала в детстве (ещё бы – на обложке же написано – «Первая любовь»!) и, признаться, люблю до сих пор. Дина Чепуренко, просто Динка – худенькая, маленькая, с проволочными очками на остреньком носу. Такие обычно стараются быть незаметными, но Динка – первая заводила не только комсомольских дел, но и школьных проказ. А что худенькая… так голодно. На толкучку уходят последние семейные ценности. Впрочем, так живут все – Одесса, 20-е годы… В семье Динки изо всех сил стараются поддерживать нормальную жизнь – мама и папа работают, бабушка ведёт хозяйство, Динка учится. И регулярно устраивают стирки, и аккуратно штопают поношенные вещи… В деревне идёт коллективизация, и ходят страшные рассказы про комсомольцев, убитых кулаками. В эти дни Динку и ещё нескольких ребят райком отправляет на село. Настроенная по-революционному юная комсомолка уж

Мои читатели знают, что я люблю старые советские книжки – и, право слово, это действительно отличное чтение – среди них много добрых и тёплых.

Книжку эту я читала в детстве (ещё бы – на обложке же написано – «Первая любовь»!) и, признаться, люблю до сих пор.

Дина Чепуренко, просто Динка – худенькая, маленькая, с проволочными очками на остреньком носу. Такие обычно стараются быть незаметными, но Динка – первая заводила не только комсомольских дел, но и школьных проказ. А что худенькая… так голодно. На толкучку уходят последние семейные ценности. Впрочем, так живут все – Одесса, 20-е годы…

В семье Динки изо всех сил стараются поддерживать нормальную жизнь – мама и папа работают, бабушка ведёт хозяйство, Динка учится. И регулярно устраивают стирки, и аккуратно штопают поношенные вещи…

В деревне идёт коллективизация, и ходят страшные рассказы про комсомольцев, убитых кулаками. В эти дни Динку и ещё нескольких ребят райком отправляет на село. Настроенная по-революционному юная комсомолка уже размечталась о подвигах, как ей дают особенное поручение – детский сад, в котором быть ей и воспитательницей, и нянечкой, и поваром, и заведующей…

Ну что такое детский сад на селе, голодном селе, где стоит страшная засуха? Такая засуха, что обмелела и так мелкая речка, а колодцы пересыхают? И в этом сухом, выжженом горем селе, Динке достаются полтора десятка сирот, которых надо хотя бы накормить...

-2

Детскому саду отвели огромную кулацкую хату. Пустую. Страшную – на печи померла «стара Демченкова». Хату надо обжить. Вымести пыль и паутину, открыть ставни. Но с хатой-то всё ясно, а что делать с детьми? Сироты – они голодные и… вшивые. Для Динки, в семье которой царил культ чистоты – «последнего богатства бедняков», вши стали первым испытанием – отмыть детей в речке, вычесать частым гребнем. Со временем городской Динке пришлось научиться вести хозяйство, топить печь и готовить на таганке во дворе (и узнать, что «в жару нельзя топить – хата займётся!») А дома считали, что дочь «неприспособленная» …

-3

И с ребятами Дина научилась справляться – старшие ребята, Ганка, Пылыпок, Юрко стали её помощниками. Снова засмеялась Оксанка, не смеявшаяся с тех пор, как погиб, спасая из горевшей конюшни колхозных коней, её отец.

А село голодало. Засуха. Несколько месяцев с неба не капало ни одной капли дождя. Но детям какие-никакие продукты привезли. Дина научится готовить «затирку» - спасение голодных лет. Как готовить? А просто: «Вода закипит, кинь туда жменьки две муки. Густющая получится затирка!». Вот и всё. Да ещё можно опустить кусочек сахара, да есть ещё ложечка топлёного масла. Как же вкусно!

-4

И всё же Дина была не одна. Поддерживали её и детей некоторые женщины – и добрым словом, и крохотным пучком крапивы на борщ, и комсомольцы, и партийные. И среди них – товарищ Грудский, Женя Грудский, комсомолец, мечтающий о всеобщем счастье, человек, который полюбит Динку.

А ещё Динке повезло найти клад. Придумывая, как уберечь крупу, юная заведующая полезла на чердак и… под скрипнувшей доской открылось пространство, засыпанное зерном!

…Село дождалось дождя. Три дня шёл ливень. Проснулась земля, отходила, оживала. Вновь наполнились колодцы, стали возвращаться те, кто уехал в город – в поисках работы и хлеба. И новая проблема встала перед Диной – осенью детский сад закроется, а куда детей?.. В семье каждому лучше – убеждена Динка. И она постарается найти ребятам дом…

-5

Динка справилась. Нашла себе среди сирот младшую сестрёнку. Ведь все хорошие люди между собой родные – так говорила Динкина бабушка.

Пожалуй, привередливый читатель заворчит, что книжка «неправильная», что на самом деле всё было страшнее, что в голоде виновата советская власть, и книжка написана не о том, о чём надо. Действительно, всё было страшнее. Но это литература. Ни «Унесённые ветром», ни «Война и мир» не учебники и не хрестоматии с подборкой документов. Там тоже «всё не так, как было». Не ради войны Севера и Юга мы читаем их, не ради описания событий Отечественной войны 1812 года, а ради героев, их духовного роста, исканий и взросления. Маленькая повесть о Динке, конечно, не роман-эпопея. Но это доброе и душевное чтение, которое заставит читателя искренне сочувствовать жизни маленького детского сада и его заведующей – шестнадцатилетней Дине Чепуренко.

Всем тепла, добра и хлеба – а я остаюсь искренне Ваша, Умная Эльза.