Найти в Дзене
Чердак Умной Эльзы

Дети пишут Бибигону

Знаете ли вы, что в годы войны по радио можно было услышать не только военные сводки, но и детские передачи? Писатели, поэты, артисты читали сказки и стихи, отрывки из известных и новых произведений. Летом 1944 года, в Переделкино, Корней Чуковский написал забавную сказку о Бибигоне – сказочном малыше, который живёт на Луне вместе со своей сестрой Цинцинеллой. Бибигон победил дракона, а вот злому колдуну Брундуляку удалось превратить его в белую мышь и доставить много неприятностей и самому Бибигону, и лунным жителям… В начале осени 1945 года Корней Иванович прочитал эту сказку по радио. «Чуть только дети прослушали первую часть этой сказки, они, по предложению диктора, прислали Бибигону такое огромное множество писем, что для ознакомления с этими письмами мне понадобилось несколько суток. Каждое письмо было адресовано так: "Москва. Отдел детского радиовещания, «Бибигону». К. Чуковский Своё впечатление об этих письмах Корней Чуковский передал в статье «Друзья героя волшебной сказки», о

Знаете ли вы, что в годы войны по радио можно было услышать не только военные сводки, но и детские передачи? Писатели, поэты, артисты читали сказки и стихи, отрывки из известных и новых произведений.

Летом 1944 года, в Переделкино, Корней Чуковский написал забавную сказку о Бибигоне – сказочном малыше, который живёт на Луне вместе со своей сестрой Цинцинеллой. Бибигон победил дракона, а вот злому колдуну Брундуляку удалось превратить его в белую мышь и доставить много неприятностей и самому Бибигону, и лунным жителям…

Здесь и далее - иллюстрации Владимира Конашевича к сказке о Бибигоне
Здесь и далее - иллюстрации Владимира Конашевича к сказке о Бибигоне

В начале осени 1945 года Корней Иванович прочитал эту сказку по радио.

«Чуть только дети прослушали первую часть этой сказки, они, по предложению диктора, прислали Бибигону такое огромное множество писем, что для ознакомления с этими письмами мне понадобилось несколько суток.

Каждое письмо было адресовано так: "Москва. Отдел детского радиовещания, «Бибигону». К. Чуковский

-2

Своё впечатление об этих письмах Корней Чуковский передал в статье «Друзья героя волшебной сказки», опубликованной в журнале «Семья и школа» в 1946 году.

Дети 6-8 лет брались за карандаш или перо, чтобы написать волшебному человечку, которого они воспринимали как настоящего и живого. Для них этот Бибигон до такой степени был реальной личностью, что они наперебой приглашали его к себе погостить:

«Приезжай к нам в Саранск, - пишет ему восьмилетняя Галя Егупьева. - У нас вчера выпал снег. Я тебе сделаю санки, и мы будем кататься с горы!»

«Дорогой Бибигуля! Приезжай, пожалуйста, на Лизино рождение 22 октября! - пишут Бибигону Лиза и Сережа Ижевские. - Ты сможешь у нас побегать по цветочкам, так как мы живем в Ботаническом саду».

«Дорогой Бибигуля! - пишет ему семилетний Витя Зотов. - Приходи к нам во двор играть в футбол. Нам нужен такой нападающий, как ты. Когда приедешь ко мне, возьми у меня заводной танк, и ты без труда убьешь колдуна Брундуляка».

«Дорогой Бибигон! Как бы хорошо было, если бы ты к нам приехал в Сочи. Мы б с тобой пошли гулять в Пушкинский парк. Там очень хорошо!» - пишет Бибигону Эдик Пащенко.

-3

Многие ребята предлагали Бибигону остаться у них насовсем:

«Дорогой Бибигон! - пишет ему Галочка Соцкая. - Если тебе понравится у меня, будешь у меня жить. Не бойся, тебя здесь обижать никто не будет. Папа тебя покатает на самолете. Я спрятала для тебя плитку шоколада».

«Товарищ Бибигон! Если ты такой храбрый, приезжай с писателем Корнеем Чуковским к нам в школу № 310 и приходи в класс первый «Б», - пишет ему московский первоклассник Боря Марков.

«Обязательно приезжай в наш город, - пишет ему Саня Мазин. - Город называется Ростов-на-Дону. Заходи в детский сад на Социалистической улице. Вот повеселимся!»

-4

Ребята посылали Бибигону подарки:

«Нина Мельникова прислала ему вязаный теплый костюм: очень нарядную курточку и отлично сшитые штаны, которые не без труда я мог натянуть на два пальца. Восьмилетняя Наташа Орловская сшила его сестре платье из белого платка.

Эта душевная потребность детей заботиться о далеком от них Бибигоне, посылать ему по почте гостинцы и теплые вещи, конечно, внушена им военной эпохой, когда их матери, бабушки и сестры из месяца в месяц посылали на фронт все самое лучшее». К. Чуковский

Предлагали Бибигону в подарок котят и щенят:

«Здравствуй, Бибигон! Жмем твою храбрую руку! - пишут ему Боря Павлов и Леня Садов. - Мы хотим подарить тебе рыжего котеночка Мишку, чтобы ты катался на нем, как на вороном коне!»

«Есть у нас собака Мушка и один щенок Моряк, - пишет ему Леша Бахаров из города Горького. - Приезжай к нам в гости, я тебе его подарю».

Бибигону прислали огромное количество рисунков – портретов его и Цинцинеллы, иллюстраций к его приключениям.

«Если бы эти картинки развесить в каком-нибудь зале, получилась бы чудесная выставка. Конечно, среди них есть изрядное количество слабых, но сколько темпераментных, смелых и ярких, свидетельствующих о талантливости многих детей». К. Чуковский

Сказка – не просто развлечение. Сказка учит различать добро и зло. На сказках воспитывались дети, сказки развлекали и смешили взрослых. Дети всегда отождествляют себя с главными героями, сочувствуют, сопереживают, восхищаются и огорчаются, мечтают о победе добра и справедливости.

«А так как в большинстве случаев главным героем сказки является такой персонаж, который самоотверженно, ради победы добра, борется со злыми и темными силами жизни, ребенок ощущает себя активным участником этой борьбы за добро. Оттого-то, когда в фантастической сказке злые силы хотя на самое короткое время восторжествуют над добрыми, - ребенок огорчается так, словно все это случилось с ним самим. И тем пламеннее его радость, когда он узнает в конце сказки об окончательном триумфе добра». К. Чуковский

-5

«Бибигончик, я очень желаю, чтобы ты остался жить на нашей Русской земле. Не уезжай на луну!» - просит его Рита Докучаева.

А что такое добро с точки зрения советского ребенка?

«Добро для них раньше всего это - героическая воля к борьбе и победе. И если вы опросите их, за что же они любят Бибигона, все они в один голос ответят: - За храбрость!

Ведь все они - дети героев, воспитывались в годы победоносной войны, как же им не любить храбреца, совершающего столько удивительных подвигов!» К. Чуковский

Письмо Нины Кулебацкой адресовано так: "Бибигону, маленькому воевателю". Именно как "воевателя" все эти дети и любят его.

-6

«Здравствуй, Бибигон! - пишет ему семилетний Боря Костиков. - Ты хорошо владеешь шпагой. Ты очень смелый, вот почему я тебя люблю!»

«Я горжусь, что ты очень бесстрашный», - пишет ему Лева Спасов из города Тулы.

«Бибигончик, вы мне очень нравитесь, - пишет ему из города Баку Вера Панченко. - Вы очень смелые и храбрые».

«Вы поступили очень храбро, как герой нашего времени», - пишет ему Лида Пичугина

«Я тоже ничего не боюсь! - пишет ему шестилетняя Валя Горохова из города Кунцево. - Мы играем в папанинцев и, когда поднимается буря, я все равно не боюсь!».

"Я слушаю твои подвиги и тоже хочу стать таким же и бить колдунов и драконов", - пишет ему Вова Тарасов, живущий на Б. Ордынке в Москве.

А вот озорство, желание Бибигона приврать и присочинить ребята как будто не замечают. Храбрость для ребят военного времени столь большая ценность, что всё остальное меркнет перед ней. И Чуковский пишет о том, что он увидел необходимость ослабить и заретушировать отрицательные качества героя, оставив ему шаловливость и резвость.

-7

Детям войны были чрезвычайно важны были те высокие моральные цели, во имя которых герой совершает свои беззаветные подвиги.:

«Мой отец был командир танкового взвода, - пишет, например, Слава Шлыков. - Он был награждён орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны, медалью за отвагу и посмертно орденом Ленина».

«У моего папы три ордена Ленина. Он - Герой Советского Союза», - пишет Таня Уварова из города Подольска.

Детям таких героев, конечно, больше всего пришлось по сердцу то, что Бибигон своими храбрыми подвигами спасает любимую сестру Цинцинеллу.

«Милый, храбрый Бибигон! - пишут московские дети Лида и Валя Смагик. - Мы даже от радости прыгали, когда ты победил колдуна и спас свою сестру Цинцинеллу. У нас тоже есть брат, - он сражался на фронте, защищал нас и всех маленьких детей».

«Я очень довольна, что ты можешь теперь освободить тех людей, которых заколдовал злой колдун», - пишет Бибигону Ирина Синович.

Ведь настоящий герой не может, освободив сестру, уйти восвояси, оставив заколдованных людей без помощи и защиты? Правда?

-8

Конечно, такой храбрый человечек, как Бибигон, был бы отличным другом! И ребята делятся с ним своими бедами и радостями – кто-то сломал ногу, а кто-то радуется, что скоро зима и можно кататься на коньках, кому-то нравится французский язык, а кто-то собирает открытки.

Шестилетняя москвичка Ирина Тарасова просит Бибигона передать горячий привет Левитану, а Зоя Бондаренко из Саратова рассказывает, как караулила с бабушкой арбузы на бахче.

Многие дети просят Бибигона прислать фоткарточку…

Второклассник Женя Рыков сообщает ему из города Свердловска: «Ко мне скоро приедет папа с фронта, и потому я учусь на пятерки».

Нина Сдвигова из деревни Коротково Орехово-Зуевского района: "Милый Бибигон! У меня нет папы. Он погиб героем в боях за Харьков. И мне неоткуда ждать писем, и я решила написать Вам письмо".

Корней Иванович очень радовался, что дети сочиняли для Бибигона стихи – среди них было немало талантливых:

Когда полетишь на луну,

Спасать дорогую сестру,

Махни мне тогда рукой,

Я мысленно буду с тобой.

Ты – смелый и храбрый малыш,

Всех недругов ты победишь,

Желаю тебе по пути,

Сестру дорогую найти

И вместе с любимой сестрой

Скорее вернуться домой...

(Люда Солянкина, Сталинград).

-9

А вот грубые ошибки в письмах Чуковского очень огорчали, хотя винил он, прежде всего, малокультурную среду, в которой растут ребята:

«Нам пондравились твои приключения", - пишут Бибигону десятки детей. Или: «Наш а д р и с т» дом такой-то, квартера такая-то». Дети неповинны в таком искалечении слов. Все эти уродливые формы внушены им малокультурной средой. Среди этих уродливых форм наиболее устойчива: "Мое ф а м и л и е ", "адрист", "р а д и в о" (вместо "радио"), "мы х о ч е м", "он хотит" и т. д. Школа, конечно, борется с такими уродствами, но, очевидно, недостаточно, так как они порою встречаются даже у школьников четвертого класса. К. Чуковский

Расстроило Корнея Ивановича и то, что дети пишут по шаблону – многие письма начинались зачином

«Добрый день, весёлый час!

Что ты делаешь сейчас?

Все дела свои бросай

И моё письмо читай!»

А заканчивались банальным «Жду ответа, как соловей лета!»

«Школа, как мне кажется, принесла бы детям немалую пользу, если бы освободила их от этих эпистолярных трафаретов былого мещанства. Конечно, дело идет не о создании нового "письмовника", не о замене одних трафаретов другими, а только о защите детей от бескультурья и пошлости». К. Чуковский

Но в целом писатель замечает, что уже сделано немало: дети чрезвычайно учтивы, и многие обращаются к Бибигону на «вы», почерк второклассников улучшился по сравнению с почерком той же возрастной группы за прошлые годы, речь стала значительно правильнее.

«Чувствуется, что армия советских педагогов недаром прилагает титанические усилия к тому, чтобы школьники послевоенного времени самыми скорыми темпами приобщились к подлинной культуре». К. Чуковский

Ребята не только сообщали Бибигону о своих успехах в учёбе, но и очень интересовались, есть ли школы на Луне? А есть ли люди, растительность, кино и театры? Не кусаются ли лунатики? И мечтали побывать на Луне, если, конечно, пустит мама…

«И можно не сомневаться, что их желание исполнится, что, чуть только через десять или одиннадцать лет людям представится случай побывать на луне, эти бесстрашные дети "воевателей" первые долетят до луны» К.И. Чуковский

С литературным приветом – искренне Ваша, Умная Эльза!