Здравствуйте, уважаемые читатели моего "сериала" о Диане. Повествование затянулось настолько, что пора плавно вести его к концу. Тем более что и хронология говорит об этом же.
Напоминаю: все тексты о Диане и британской королевской семье собраны здесь:
Самый первый текст вот:
Предыдущая "серия" об отношениях принцессы и хирурга здесь:
Самый свежий текст о Диане тут:
Сегодня ставлю точку в повествовании о любви обычного человека и необычной женщины.
А, забыла сказать! Как всегда, текст будет субъективным, то есть будет выражать мою точку зрения. Основан на фактах, это да, но, как всегда, я не стану приводить обширную библиографию.
Поклонники принцессы должны утешиться тем, что доктор Хаус прав: все врут, и не предъявлять мне на этот счёт претензий.
Как (если) вы помните, королевская семья обожала свой Балморал - поместье, где можно было отдохнуть от публики, от вечного "улыбаемся и машем". Правда, они переодевались как заведённые - ну там, на прогулку один наряд, к столу другой, потом опять на охоту, потом ужин. Морока одна, в общем.
И как (если) вы помните, Диану тяготили все эти прогулки, охоты и переодевания. Она испытывала такую сильную неприязнь к этой мишуре, что аж кушать не могла. Ну и какое-то время не ездила.
А потом - бац! - и случился развод. И внезапно Диану перестали звать в ненавистный Балморал.
И тут вдруг она поняла, что там: а) совершенно королевские условия - читай, роскошь и комфорт; б) вообще нет посторонних - читай, папарацци.
Однако, оказывается, и Балморал не так уж и плох! А больше не зовут! И куда крестьянке принцессе податься?!
Вот тут-то и возникает неоднозначная фигура некоего богатого египтянина, который очень хотел стать гражданином великой Британии. Ещё бы: он жил в Лондоне с середины 1960-х, вкладывал денежки в английскую экономику, ему с удовольствием улыбались и махали...
Но гражданства не давали.
Этого египтянина звали Мохаммед Аль-Файед.
Каждый богатый человек, несомненно, умный. Иначе разорился бы, да и дело с концом. Вот и господин Аль-Файед был умным и хитрым. Он вдруг понял, что его надежды на вхождение в высшие британские круги могут осуществиться при помощи его родного сына - и матери-одиночки.
Хотя что это я, какая же она мать-одиночка?! Просто разведённая молодая красивая женщина, у которой двое детей и свита в виде чуть ли не сотни человек с фотоаппаратами наперевес.
Конечно, этой женщине хочется отдохнуть так, чтобы никто не тыкал в нос объектив!
И наш хитрый египтянин решает сделать ход конём.
Для начала он купил яхту "Джоникал" за 30 миллионов долларов - как говорят, специально, чтобы впечатлить Диану.
Потом подумал и решил позвать Диану всё-таки не на яхту, а в своё поместье, на виллу в Сен-Тропе, что во Франции.
На фото другой особняк, но это Сен-Тропе - для понимания того, как выглядит местность.
Предложение было сделано в июне 1997 года - на июль.
Конечно, Диана согласилась! Во-первых, вилла по-королевски роскошна, во-вторых, там тоже гарантировано уединение.
Почему по-королевски? Да всё просто. Вообще-то Аль-Файед назвал виллу "Виндзор". Именно там жил дядя Елизаветы II со своей Уоллис, они же герцоги Виндзорские. Город Париж положил им номинальную арендную плату, договор был заключён с 1952-го по 1986 год.
С 1986-го, когда Уоллис завершила свой земной путь, Париж передал право на аренду владельцу любимого универмага королевы Англии. Так Аль-Файед стал обитателем королевских покоев на 50 лет за 1 000 000 (миллион) франков в год.
Но было ещё одно условие: египтянин обязан был потратить ещё
30 000 000, да, 30 миллионов франков - на ремонт дома.
Считаю, справедливо, что после такого "ремонта" Аль-Файеду вручили орден Почётного легиона.
И вот как бы вы себя чувствовали на месте женщины в полном расцвете сил, которая почтила своим вниманием простого медика - а он полюбил её, да, но всё-таки на первое место в жизни поставил свою работу, а?
Она в Пакистан, откуда он родом и где его семья - а он в командировке. Она в Страдфорд-на-Эйвоне к его родному дяде - а он на операцию! Сердце, видите ли, кому-то чинить надо!
Вот и 21 июня 1997 года Диана была в том же Страдфорде, что на Эйвоне. Хасната не было, как обычно, зато была его бабушка, которая тепло относилась к принцессе, и ещё из Пакистана приехали погостить несколько юных кузенов хирурга.
Диана была мила и по-семейному проста. Озаботившись тем, что людям надо что-то есть, распахнула двери своей машины, кликнула с собой тех самых юных кузенов и отправилась в продуктовый. Вот не знаю, были ли с ней сыновья. Наверное, нет. Диана скучала по ним и решила повеселить мальчишек-пакистанцев - они катались в тележках для продуктов.
Диана и пацаны стали настоящими заединщиками. Они поняли, что лучше не трубить на весь свет, кто с ними резвится, и обращались к женщине исключительно по имени Шарон.
Странно, но никто из покупателей им не поверил. Люди смотрели и видели знакомое по тысяче снимков в газетах лицо Дианы.
Тем более что всего лишь четыре дня спустя состоялся знаменитый аукцион в Нью-Йорке, на котором Диана по совету своего старшенького, мудрого не по годам Уильяма продала свои наряды. За 79 платьев было выручено 3 250 000 долларов. Все их благородно передали на благотворительность.
Ещё через несколько дней, 10 июля, Хаснат наконец-то вернулся в Лондон. На следующий день Диана уезжала в Сен-Тропе. Последнюю ночь они провели вместе в Кенсингтонском дворце.
Как известно, Хаснат Хан оказался самым преданным другом Дианы. Он не писал книг, не давал интервью. Было только одно исключение: после её гибели он отвечал на вопросы полиции - впрочем, как и все, кто её знал.
Вот его слова:
“Когда Диана поехала в Сен-Тропе с мистером Аль-Файедом, между нами всё было хорошо. Через несколько дней я почувствовал, что что-то не так. Дозвониться не получалось, всегда включался автоответчик”.
Вообще это был любимый приём Дианы, принцессы Уэльской. Когда она не хотела с кем-то не только общаться, но и объясняться, она просто меняла номер телефона. В этом случае всегда возможно отступить назад, хлопая глазами: я, мол, не виновата, это всё мобильные вышки, они не дали связь, а я - не-е!!!
Вот и тут пришло время сменить сим-карту.
Тем более когда ей отвлекаться?! Наконец-то она на отдыхе с любимыми сыновьями, вилла - на берегу, можно даже покататься на водных лыжах, она же так любит воду!
Именно это и запечатлели неизвестно откуда взявшиеся папарацци. Откуда утекла информация? Не-е, я не буду говорить, что их предупредила сама мятежная мать наследника британского престола.
14 июля Диана вдруг смело пошла навстречу фотографам, решив дать внезапную пресс-конференцию:
"Вас ожидает большой сюрприз от того, что я собираюсь сделать дальше!"
Нисколько не сомневаюсь, что она была обворожительна и смотрела беззащитными глазами оленёнка Бэмби.
Возможно, хитрый Мохаммед сказал, что уже не в том возрасте, чтобы ей было весело в его компании. И возможно, она знала, что скоро к ним присоединится сын Мохаммеда со смешным для русского уха именем Доди.
Интересно, знала ли Диана, что Доди не просто так бродит по Парижу. Интересно, принимала ли она во внимание, что Доди бродил по Парижу с невестой? И вообще, было ли ей до этого дело?
Послушный мусульманский сын мусульманского миллионера-отца отставил свою красотку-невесту, которая, между прочим, была моделью Кельвина Кляйна, и поехал на виллу - помогать развлекать Диану. Келли Фишер, невеста-модель, осталась в Париже. Интересно, а она знала, что ожидается?
Развлекалась компания и на вилле, и на борту той самой яхты за
30 миллиончиков. Компания состояла из Дианы, Уильяма, Гарри и Доди.
Прошла пара дней. Келли поняла, что соскучилась по своему темпераментному жениху. И вылетела из Парижа, чтобы отдохнуть на яхте Аль-Файеда. Дело было 16 июля.
Спокойно, товарищи! Мы ж имеем дело не с каким-то там голодранцем! Доди с Дианой и принцами были на одной яхте - а Келли на другой!
И Доди просто-напросто вызывал лодку и катался между этими яхтами. Между Дианой и Келли. Ну а чего, пара дней всего, жгучему египтянину вообще не в тягость! И правда, 18 июля Келли Фишер вынуждена была вернуться к работе, съёмки для модели - святое.
Знала ли она, нет ли, что жених её - жук тот ещё, понятия не имею. Но газеты просто лопались от снимков счастливой Дианы, которая со своими мальчиками отжигала на борту "Джоникал".
А ещё через пару дней случилось страшное: был yбит Джанни Версаче. Когда-то Диана дружила с ним, потом что-то ей не понравилось, она сменила номер телефона и выбросила из головы модельера. Но тут такое, что счёты не к месту. Поэтому 22 июля Диана вылетела в Милан.
А после этого - тайно в Париж. Уже с Доди...
Всё это время Хаснат звонил, звонил... Он не знал, что рядом с его фото в рамке из кожи крокодила рядом с её кроватью поселился ещё один портрет - Доди в серебряной рамке (или крокодил и серебро были наоборот, читала давно, сейчас не смогла найти, где про эти рамки писали).
В конце концов в конце июля, простите за тавтологию, 27 числа, Диана и Хаснат встретились в парке Баттерси. Нисколько не сомневаюсь, что Диана была возбуждена, много говорила, глаза сверкали.
Вот что сказал Хаснат полиции о той встрече:
“Когда ты знаешь кого-то очень хорошо, ты знаешь, когда что-то не так, и это именно то, что я чувствовал, когда разговаривал с ней.
Я сказал ей, что, по-моему, что-то не так из-за того, как она себя вела, но она просто сказала, что из-за географии, в которой она находилась, у нее были проблемы с приёмом на ее телефоне.
Она была сама не своя и всё время смотрела на свой мобильный телефон”.
Он спросил её, не встретила ли она другого? Кого-то у Аль-Файеда? Она упрямо отрицала.
“В конце нашей встречи в Баттерси-парке мы договорились встретиться снова на следующий день в Кенсингтонском дворце.
Именно на этой второй встрече Диана сказала мне, что между нами всё кончено.
Я помню, как сказал ей: "Ты мертва", - имея в виду, что её репутация была мертва. Я сказал это, потому что был уверен, что это был кто-то из группы Мохаммеда Аль-Файеда, и именно так я относился ко всем, кто был связан с ним”.
После разрыва Диана стала как заведённая летать по миру. С Доди. Её ничто не сдерживало: начался август - время традиционного отпуска королевской семьи в том самом Балморале. Уильям и Гарри отправились туда, к отцу и бабушке.
Правда, Диана нашла время для встречи с Ричардом Кеем - помните это имя? Её карманный знакомый журналист. Вскоре в Daily Mail появилось сообщение за подписью Кея:
Диана сказала “близкому другу”, что “хочет получить жизнь — настоящую жизнь, она устала от всех этих шпионских страстей "плаща и кинжала". Почему в её жизни не должно быть мужчины, и чтобы люди знали об этом?”
Позже вышла одна из многих книг о принцессе. Автор - Салли Беделл Смит, книга “Диана в поисках себя". Автор на основании мнения друзей Дианы утверждает, что та публикация в Daily Mail "предназначалась для одного читателя, Хасната Хана”.
Так же считает и Роза Монктон, которая ценила свою дружбу с Дианой, но не одобряла семью Аль-Файед. Когда она заводила об этом разговор, Диана всегда переводила тему на Хасната. В конце концов они беседовали почти исключительно о нём, о том, с кем Диана решительно рассталась - а не об "актуальном" Доди.
Все, знавшие Диану близко, уверены в одном: она никак не ожидала, что Хаснат не только откажется жениться на ней, но даже ни разу не выйдет с ней на публику.
Вот что говорила Джемайма Хан:
“Хаснат был порядочным, очень скрытным человеком из традиционной консервативной пакистанской семьи и ненавидел мысль о том, чтобы быть в центре внимания общественности до конца своей жизни”.
Друзья Дианы считали, что вся история с Доди была лишь для того, чтобы Хаснат принялся ревновать и наконец сделал решительный шаг, чтобы вновь её вернуть.
А вот что сказал полиции сам хирург:
“Меня сильно заботило, что, если мы поженимся, моя жизнь превратится в ад из-за того, кем она была.
Я знал, что не смогу жить нормальной жизнью, и если у нас когда-нибудь появятся дети, я не смогу никуда их брать или заниматься с ними обычными делами”.
В ночь 31 августа 1997 года Хаснат звонил и звонил Диане.
Но теперь она уже точно сменила номер телефона.
Да и место пребывания - тоже...
И всё-таки они появились вместе на людях. Правда, поздно. Диана была в гpобу, а Хаснат - среди тех, кто пришёл проститься. Он не снимал тёмных очков и ни с кем не говорил.
Позже у него были две помолвки и короткий брак, устроенный родителями.
Из разговора Хасната с полицией:
“Я думаю, что если бы Диана была жива сегодня, мы остались бы очень хорошими друзьями, что бы она ни делала и с кем бы она ни была.
Это огромная потеря, когда умирает кто-то очень близкий тебе. Я не знаю, какой была Диана в других отношениях, но она очень хорошо защищала меня не только от СМИ, но и от большого количества информации. Возможно, она защищала меня, потому что думала, что у нас есть совместное будущее”.
Много, очень много книг о Диане написали те, кто хоть каким-то боком имел к ней отношение. Ещё бы: дельце-то прибыльное!
Хаснат Хан стал исключением. Нет его мемуаров об их отношениях. Надо же, человек мог озолотиться - и не стал этого делать.
Время от времени он вдруг соглашался на интервью, но каждый раз глубоко раскаивался в этом, потому что заголовки удручали. Зачем он соглашался? Чтобы защитить память Дианы? Не знаю.
В 2008-м вдруг снова было открыто следствие по делу о катастрофе в туннеле Альма. Британцы потребовали показаний Хасната.
А он не приехал из Пакистана. Вместо этого вежливо ответил, что предлагает ознакомиться с приложенными стенограммами его официального интервью британской полиции в 2004 году. Содержание этого интервью никогда ранее не было обнародовано.
В январе 2012 года Хаснату снова написали из Скотленд-Ярда. Ему сообщили, что в ходе расследования прослушивания телефона одной газеты были обнаружены его имя и номер его мобильника.
После этого доктор Хан подал иск против газеты. Он заявил, что все отсуженные средства передаст кардиологическому отделению больницы, которое он открыл в Пакистане для лечения детей из бедных семей. Судьбу этого процесса я не знаю.
Знаю о таком забавном факте: когда готовился фильм о его отношениях с Дианой, его хотели привлечь как консультанта. Он отказался. Но фильм смотрел. Как говорят, некоторые сцены вызвали у него смех.
У Дианы в жизни были вспышки интуиции. Во время одной из них летом 1997-го она сказала подруге:
“Все меня продают. Хаснат - единственный человек, который никогда меня не предаст”.
Так и оказалось в конце концов...
P. S.
Сегодня я написала о "щедром" предложении, как мне посулили заработок увеличить. Интересно, сколько бы за этот текст взяли на бирже копирайтинга? И так, чтобы попасть в мой стиль, а иначе зачем? 🤣🤣🤣