Театр "Маска" погрузился в мистику. Он оказался "Между двух миров" - в мюзикле Александра Журбина, режиссёр Нина Чусова. А соединял два мира, живых и мёртвых, Ефим Шифрин в виде мудрого Раби Азриэля.
Начнём с того, что сам спектакль поставлен по пьесе "Диббук" Семёна Ан-ского. И с этой пьесой была тоже своеобразная мистика. Семён Ан-ский изначально написал пьесу на русском языке, а потом перевёл её на идиш. Но, после революции 1917 года, Ан-ский бежал из России и рукопись перевода была утеряна.
Но Ан-ский не сдавался и искал возможность поставить эту пьесу в театре и 9 декабря 1920 года в Варшаве была сыграна премьера. Она была триумфальной. Но, к сожалению Семён Ан-ский этого триумфа не увидел. Он умер за месяц до премьеры, 8 ноября 1920 года.
А в 1922 году великий Евгений Вахтангов поставил спектакль в московском театре "Габима". Так пьеса стала популярной в России.
Либретто современного мюзикла написал Владислав Старчевский. Александр Журбин добавил в пьесу своё музыкальное видение. И получился сплав еврейской музыки и напевов с рок-вставками.
Прежде всего, надо сказать, кто такой диббук. Это дух умершего человека. который вселяется в живого. Он овладевает душой жертвы, говорит его голосом, но при этом не сливается с ней, а остаётся самим собой.
Зрители видят историю любви двух молодых людей Хонона и Лии. Но отец Лии Сендер решил выдать Лию за богатого друга Хонона. Хонон пытается изменить ход событий и обращается к мистике, пытаясь найти решение проблемы в загадках Торы. И таинственно умирает. И превращается в Диббука, вселившись в Лию и не отпуская её.
Хонона играет Александр Казьмин, а Лию Валерия Ланская. Казьмин очень мощен в партиях в следующих одна за одной сцен попытки изгнания Диббука, "Арии Диббука" и "Дуэта Азриэля и Диббука". Страсть, гнев, отчаяние, любовь - всё соединилось в его исполнении, в его движениях.
О Валерии Ланской я могу с уверенностью сказать, что она превращается в большую актрису. Я видел её в последних спектаклях и она очень выросла как актриса. Она ведёт свою роль уверенно. Она и нежна, она и чувственна, она и уверенная в себе, не идущая ни на какие компромиссы и любящая только своего Хонона. Её "Ария Лии" полна любви к нему, а в "Танце нищих", она ярка до сумасшествия.
Сцена меняющимися местами в одном теле Лии и Хонона пробирает до мурашек. Это рок, и не только музыка, но и судьба, её изменение. И это борьба со стоящим между двумя мирами Раби Азриэля, который вершит суд Божий.
Ефим Шифрин в роли Раби Азриэля очень хорош. Настоящий мудрый ребе, с окладистой бородой, с мудрыми мыслями и советами, которыми он помогает решать проблемы. Да, он решил спор, но последнее слово оставил за Богом: "Всё в руках Божьих". Безусловно, во второй части мюзикла, его дуэт с Диббуком, "Сцена суда" и "Изгнание Диббука" очень мощны, даже не столько по внешнему контуру, сколько по внутренней составляющей, где два мощнейших характера пытаются найти между собой какой-то компромисс, где Азриэля мудро понимает характер действий Диббука. А Бог решил судьбу Лии и Хонона по-своему, навеки соединив их. Ведь любовь побеждает всегда, пусть и, иногда, трагически.
Я бы сказал, что мюзикл можно разделить на две части. В первом акте мы видим сцены еврейского быта, завязку сюжета и попытки осмысления Торы. И музыка, всё же, идёт в одном темпе. А вот во втором акте разворачиваются основные события, где мистика переплетается с реальностью, где характеры героев сверкают громами и молниями, где происходят чудеса. И здесь появляется та самая рОковая и роковАя составляющая музыки Журбина, которая заставляет зрителей переживать вместе с героями. И в этой музыке герои раскрывают себя.
Кстати, весь спектакль проходит под "живую" музыку ансамбля "Universe Band"
Премьеру посетило множество звёздных гостей.
Фото: Михаил Брацило / Москультура
Понравилось? Поддержите самый культурный канал лайком и подписывайтесь на него. Здесь только эксклюзивы