В 1971 году в 63-й отряд Центрального управления международных воздушных сообщений начали поступать самолеты Ту-154. Первым 3 июня 1971 года из Внуково для учебно-тренировочных целей получен СССР-85008, а чуть позже — 85011. Первыми эту технику освоили инструкторские экипажи командиров кораблей К.Г. Овсянникова и Н.Н. Степанова, вторые пилоты Ю.С. Поздновский и А.С. Берцинский, бортинженеры М.С. Трухин и И.С. Хохлов, бортрадисты В.С. Сидоров и А.М. Варлашкин. В это же время группа инженерно-технических специалистов и работников АТБ аэропорта Шереметьево приобрела опыт работы на Ту-154 в аэропорту Внуково.
Под руководством первого заместителя начальника ЦУМВС Е.П. Барабаша экипажи начали полеты на Ту-154 и подготовку других экипажей.
В преддверии массового выхода нового лайнера на пассажирские линии, 30 апреля 1972 года вышел приказ Министра гражданской авиации №157 «О выполнении технических рейсов на самолете Ту-154». В нем, в частности, говорилось: «...для определения готовности аэропортов к выполнению регулярных пассажирских перевозок на Ту-154 …выполнить технические рейсы в аэропорты …Прага, Берлин, Будапешт, София, Бухарест, Вена, Варшава, Хельсинки, Стокгольм, Цюрих, Копенгаген».
Первый в истории Ту-154 технический рейс за пределы СССР был выполнен 2 апреля 1972 года по маршруту Москва (Шереметьево) — Берлин (Шенефельд). В некоторых публикациях его называют первым зарубежным рейсом Ту-154, выполненным по расписанию, однако это не так. Как уже говорилось выше, имевшиеся в 63-м отряде два Ту-154 — 85008 и 85011 предназначались для учебных целей, а их салоны не в полной мере отвечали требованиям к массовым пассажирским перевозкам. 2 апреля на рейсе в Берлин в салоне Ту-154 было небольшое количество чиновников, технических специалистов и журналистов.
25 мая 1972 года в ЦУМВС поступил первый серийный Ту-154 СССР-85020, на котором и планировалось начинать пассажирские перевозки.
Первый рейс с пассажирами «сто пятьдесят четверки» ЦУМВС выполнили не за рубеж, а в внутри СССР. 31 мая 1972 года авиаторами 63-го отряда открыт ежедневный регулярный рейс 1233/1234 Москва (Шереметьево) — Минеральные Воды. Он выполнялся недолго, до 1 июля, а его задачей была не столько перевозка пассажиров, сколько наработка опыта экипажей перед ответственными полетами в Европу. Действительно первым зарубежным стал пассажирский рейс SU141/142 Шереметьево — Прага, который был выполнен 1 августа 1972 года на Ту-154 СССР-85021.
3 августа 1972 года на том же самолете 85021 выполнен первый пассажирский рейс в Берлин. 1 ноября 1972 года Ту-154 заменил Ту-104 на рейсе SU175/176 Москва — София. 9 декабря 1972 года Ту-154 вышел на трассу Москва — Будапешт.
К лету 1973 года ЦУ МВС располагало уже пятью Ту-154: двумя тренировочными 85008 и 85011 и тремя пассажирскими 85020, 85021 и 85022 (85023 к сожалению, был потерян в ЛП, произошедшем в Праге 19 февраля 1973 года). К этому времени Ту-154 полностью заменил Ту-104 на международных трассах, связав Москву с Афинами, Берлином, Будапештом, Миланом, Прагой, Франкфуртом на Майне, Цюрихом. Как вспоминал потом Леонид Хайко, командир корабля Ту-154 в те годы: «Первые полеты в Европе: европейцы не могли понять, что делается с самолетом... диспетчеры не могли поверить скороподъемности самолета, переспрашивали: У вас действительно такая высота?»
В июне 1973 года пилоты 63 отряда открыли первый рейс за рубеж не из Москвы. 15 июня 1973 года на Ту-154 СССР-85040 был выполнен рейс SU695/696 из Хабаровска в аэропорт японского города Ниигата. Для подачи самолета в Хабаровск был организован внутрисоюзный рейс №33/34 Шереметьево — Омск — Иркутск — Хабаровск. Рейс выполнялся один раз в неделю, в Хабаровск по средам, в Москву по четвергам.
По состоянию на 1 января 1974 года в ЦУМВС было 10 Ту-154: 85021, 85022, 85024, 85034, 85037, 85038, 85039, 85040, 85041 и 85042. Часть самых ранних машин передали в другие авиапредприятия СССР.
25 января 1974 года из состава 63-го отряда выделилась эскадрилья самолетов Ту-154, на базе которой создан новый отряд №337. Теперь в ЦУМВС было два летных отряда, эксплуатировавших «сто пятьдесят четвертые».
В 1974 году на предприятие стали поступать первые Ту-154А. Первым был СССР-85062, пришедший с завода в Куйбышеве 29 мая 1974 года.
Здесь стоит отметить, что авиатехника 63-го и 337-го летных отрядов управления международных воздушных сообщений являлась витриной развитого социализма, и поэтому управление в те годы работало только на новых самолетах, пришедших со стапелей заводов. А послужившую передавали другим авиапредприятиям страны. При этом срок эксплуатации новых самолетов был достаточно коротким: в семидесятые годы флот обновлялся в среднем через два — пять лет эксплуатации! Это самый лучший показатель среди всех подразделений Аэрофлота, которые в основе своей эксплуатировали воздушные суда до самого списания. В восьмидесятые годы в связи с общей нехваткой пассажирских самолетов в отрасли, средний срок службы вырос до 3-7 лет. Но и при этом в управлении МВС флот оставался самым молодым в Советском Союзе.
Пассажирская кабина самолетов Ту-154 состояла из двух салонов, первого и второго, разделенных между собой буфетом-кухней. Каждый салон имел свою входную дверь и вестибюль. Компоновка салонов самых первых Ту-154 ЦУМВС первоначально не отличалась от внутрисоюзной и имела сначала 144, а с лета 1972 года 152 пассажирских кресла экономического класса.
Схемы этих салонов приведены на рисунке 1.
Рисунок 1. Схема компоновки пассажирских салонов Ту-154, Ту-154А, Ту-154Б на 152 и 160 пассажирских кресел.
С выходом типа на трассы в страны капитализма, переднюю часть первого салона оборудовали креслами первого класса.
Пассажирские салоны самолетов ЦУМВС ранних выпусков в двухклассной компоновке, с №021 по №223 имели два варианта:
- смешанный на 124 места;
- туристский на 136 мест.
Заводской документацией предусматривалось увеличение общего числа пассажирских мест могло быть увеличено до 128 и 140 соответственно за счет демонтажа съемных гардеробов в конце второго салона. А за счет дополнительного демонтажа перегородки в первом салоне, вариант на 136 мест превращался в 146 мест. Переоборудование пассажирских салонов из одного варианта компоновки в другой могло осуществляться в условиях АТБ. Для обслуживания пассажиров первого класса в переднем вестибюле на левом борту устанавливалась буфетная стойка.
Схемы этих салонов приведены на рисунке 2.
Рисунок 2. Схема компоновки пассажирских салонов Ту-154, Ту-154А, Ту-154Б на 124, 126, 128, 136, 138, 140, 142, 144 и 146 пассажирских кресел.
Помимо более удобных кресел, в полете пассажирам первого класса бесплатно предлагались улучшенное питание, спиртные напитки, газеты, журналы и сувениры.
В дальнейшем число самолетов с салонами первого класса в 63-м и 337-м отрядах росло, а с салонами экономического класса уменьшалось. Так, что к середине восьмидесятых годов самолетов компоновки «фулл эконом» не осталось совсем.
В 1974 году предприятие получила от промышленности 8, а в 1975 году — 15 Ту-154А. Что позволило полностью избавиться от ранних Ту-154. В отличие от старой модификации, Ту-154А в большинстве своем комплектовались салонами двухклассной компоновки на 126 мест F12Y114.
14 июня 1976 года международные линии получают свой первый Ту-154Б СССР-85156. А к концу года на предприятии было уже 11 Ту-154Б. В 1976 году предприятие выводит из эксплуатации свои последние Ил-18 и на линиях в Европу, Северную, Восточную и Западную Африку, Ближний Восток и на ряде направлений Юго-Восточной Азии надолго воцарились Ту-154.
8 июня 1978 года Шереметьево получает свой первый Ту-154Б-1 СССР-85279. Помимо общеизвестных конструктивных отличий от предыдущих модификаций — Ту-154А и Ту-154Б, изменения для ЦУМВС коснулись и компоновки пассажирских салонов. Одноклассная компоновка теперь насчитывала 164 места, двухклассная — 144 места в варианте F8Y136.
Летом 1980 года Советский Союз готовился принять у себя XXII летние Олимпийские игры. Основные соревнования должны были пройти в Москве, отдельные виды соревнований, такие как футбол и парусная регата запланировано провести в Ленинграде, Киеве, Минске и Таллине. Аэрофлот при этом являлся официальным перевозчиком спортсменов и гостей Олимпиады. В рекламных целях упоминание об этом было решено нанести на фюзеляжи самолетов управления международных воздушных сообщений и Московского транспортного управления гражданской авиации СССР. На фюзеляжи самолетов наносили напечатанные на прозрачной пленке изображения эмблемы Олимпиады-80 алого цвета, вписанной в окружность такого же цвета и рядом надпись на английском языке «Official olympic carrier». Применять эту рекламу на самолетах ЦУМВС начали с июня 1978 года. Применительно к Ту-154, в 1978 — 1980 гг. таким образом были украшены почти все самолеты, начиная с СССР-85103 и заканчивая СССР-85414. Исключения составляют самолеты, ушедшие из Шереметьево в другие подразделения Аэрофлота СССР до июня 1978 года, а также самолеты, проработавшие в ЦУМВС непродолжительное время, например, СССР-85346, СССР-85347, СССР-85349. Передаваемые в 1978 — 1980 гг. машины из ЦУМВС в обычные авиаотряды страны, некоторое время продолжали нести на себе символику Олимпиады. После окончания Игр эмблему и надпись стали постепенно снимать. В основном от неё избавились через несколько недель после окончания Олимпиады, отдельные же машины продолжали нести её на себе и дольше. Последний Ту-154 с олимпийской символикой летал до конца 1981 года.
В 1979 году авиаторы ЦУМВС помогают осваивать коллегам из Борисполя трассу Киев — Париж. Первый рейс на самолете 208-го отряда SU699/700 по этому маршруту был выполнен 7 апреля 1979 года смешанным экипажем.
В июне 1979 года ЦУМВС получает первые Ту-154Б-2. Всего до конца годы на международные линии поступило 14 новеньких машин.
В 1980 году, к началу Олмпиады-80 международные отряды получают 11 Ту-154Б-2, №№85396-85400, 85409-85414. Все они поступили в двухклассной компоновке F8Y136 и несли на борту логотип московской Олимпиады и надпись «Official Olympic carrier».
Это позволило отдать в другие авиапредприятия страны более старые машины Ту-154А и Ту-154Б: 85105, 85106, 85113, 85118, 85156, 85157, 85164, 85179, 85182, 85218.
В 1982 году происходит объединение двух отрядов: в 63-й отряд вливается 337-й. Теперь все Ту-154 ЦУМВС, как и ранее, сосредоточились в одном отряде.
Летчикам отряда приходилось переживать и тревожные минуты. В 1982 году экипаж Ту-154 под управлением командира корабля Л.С. Трофимова выполнял рейс Аден — Дар-эс-Салам. Спустя четыре минуты после взлета начались помпаж третьего двигателя, тряска, падение оборотов и пожар. Действуя слаженно, оперативно и грамотно в этих экстремальных условиях, экипаж произвел вынужденную посадку в аэропорту ночью, не причинив ущерба ни пассажирам, ни самолету. За мужество и высокое мастерство, проявленные при выполнении служебных обязанностей, Указом Президиума Верховного Совета СССР все члены экипажа и бортпроводники были награждены орденами и медалями. Командиру корабля был вручен орден Трудового Красного Знамени.
30 марта 1984 года приказом министра гражданской авиации №63 разрешена эксплуатация грузового варианта Ту-154 – Ту-154С. Несколько машин ранних серий силами Куйбышевского авиационного завода в 1983-1986 гг. были переделаны в Ту-154С, из которых четыре – 85062, 85063, 85067 и 85081 – поступили в ЦУМВС. Первые грузовые рейсы SU/KL701 стали выполняться с весны 1984 года из московского аэропорта Шереметьево в Амстердам. Первоначально рейс выполнялся один раз в неделю, по понедельникам.
В июле 1987 года в 63-й отряд с КуАЗ-а поступают первые два Ту-154М – 85625 и 85626. Обладающие большей дальностью беспосадочного полета, их ставят в первую очередь на линии большой протяженности в Западную Европу – Великобританию, Испанию и Португалию, Западную и Центральную Африку, на Сейшельские острова, в Юго-Восточную Азию.
К началу 1990 года 63-й отряд получил в общей сложности новых 24 Ту-154М, что позволило отдать большинство Ту-154Б-2 в другие подразделения страны. В отряде остались 4 «Бэшки»: 85363, 85564, 85570 и 85592, которые проработали на международных линиях вплоть до начала XXI века.
Перестройка и расширение культурно-экономических связей с зарубежными странами послужили толчком увеличения пассажиропотока в и из СССР. Открывались новые линии с городами и странами. Так, например, 26 июля 1987 года открылся новый рейс SU249/250 Москва – Манчестер. На этот рейс поставили новейший на тот момент самолет Ту-154М. 31 марта 1990 года самолетами Ту-154М открылся рейс SU225/226 Москва – Кельн.
В апреле 1988 года на самолетах ЦУМВС был впервые введен бизнес-класс. Сначала он появился на самолетах Ил-62М, в частности, на рейсах Западная Европа – Москва – Токио и Москва - США, а затем и на двух Ту-154М. Ту-154М в трехклассной компоновке F12C18Y102 поставили на линии Москва – Париж, а с 1989 года – Москва – Осло, Москва – Стокгольм и Москва – Вена. На других рейсах Аэрофлота бизнес-класс появился только в 1992 году.
В 1987- 1989 гг. Аэрофлот проводил эксперименты с изменением дизайна «ливрей» пассажирских и грузовых самолетов. В частности, для Ту-154М была предложено дополнить стандартную схему окраски голубой стрелой на киле в продолжение читлайна фюзеляжа и голубыми треугольниками на гондолах первого и третьего двигателей. Впервые такая схема была применена на Ту-154М СССР-85662, который поступил в ЦУМВС 5 октября 1989 года в компоновке F8Y136.
12 октября 1989 года из Куйбышева в 63-й отряд поступил второй Ту-154М в таком же варианте окраски – СССР-85663.
В дальнейшем, до конца 1991 года при проведении капитальных ремонтов на заводе №400 в такой вариант было покрашено еще несколько Ту-154М Внуковского ПО ГА. А с середины девяностых годов подобная схема станет основной для всех самолетов авиакомпании «Аэрофлот-РМА» вплоть до введения единой окраски авиакомпании в 2003 году.
С 28 октября 1990 года рейс SU113/114, ранее выполнявшийся в берлинский аэропорт Шенефельд, стал летать в аэропорт Тегель. С этого момента Аэрофлот стал выполнять регулярные рейсы одновременно в два берлинских аэропорта. Рейс 113 выполнялся на самолете Ту-154М.
В последний год существования Советского Союза Аэрофлот открыл следующие рейсы из Москвы на Ту-154:
SU213/214 Москва – Гетеборг 31 марта на Ту-154Б-2
SU293/294 Москва – Венеция 5 июня на Ту-154Б-2
За 20 лет с 1971 по 1991 год через Центральное управление международных воздушных сообщений в общей сложности прошло 133 Ту-154 всех модификаций, в том числе Ту-154 – 14, Ту-154А – 22, Ту-154Б – 18, Ту-154Б-1 – 6, Ту-154Б-2 – 49, Ту-154М – 24, Ту-154С – 4.
Справочные данные:
Список Ту-154 всех модификаций, когда-либо работавших в ЦУ МВС с 1971 по 1991 гг:
85008, 85011, 85020, 85021, 85022, 85023, 85024, 85034, 85037, 85038, 85039, 85040, 85041, 85042, 85062, 85063, 85064, 85065, 85066, 85067, 85068, 85081, 85100, 85101, 85102, 85103, 85104, 85105, 85106, 85107, 85113, 85114, 85115, 85116, 85117, 85118, 85119, 85156, 85157, 85162, 85164, 85165, 85177, 85178, 85179, 85180, 85181, 85182, 85217, 85218, 85219, 85220, 85221, 85222, 85223, 85279, 85280, 85281, 85285, 85286, 85287, 85346, 85347, 85349, 85363, 85364, 85365, 85366, 85367, 85374, 85375, 85376, 85377, 85378, 85379, 85396, 85397, 85398, 85399, 85400, 85409, 85410, 85411, 85412, 85413, 85414, 85455, 85478, 85479, 85495, 85496, 85497, 85498, 85519, 85530, 85531, 85542, 85544, 85545, 85551, 85552, 85553, 85564, 85565, 85570, 85579, 85580, 85591, 85592, 85625, 85626, 85634, 85637, 85638, 85639, 85640, 85641, 85642, 85643, 85644, 85646, 85647, 85648, 85649, 85650, 85661, 85662, 85663, 85664, 85665, 85668, 85669, 85670.
Хронология открытия рейсов ЦУ МВС из московского аэропорта Шереметьево:
Направление/годы работы
Абу-Даби через Ларнаку, Кувейт 1985 – 1988
Аддис-Абеба через Каир (обратно через Аден, Каир) 1977 – 1979
Аддис-Абеба через Ларнаку (обратно через Аден, Ларнаку) 1977 – 1979
Аддис-Абеба через Одессу, Каир 1980, 1981
Аддис-Абеба через Симферополь, Каир 1982 – 1986
Аден через Афины, Каир 1973 – 1979
Аден через Одессу, Каир 1980, 1981
Аден через Симферополь, Каир 1982 – 1985
Аккра через Вену, Триполи, Лагос 1976 – 1979
Аккра через Будапешт, Тунис, Триполи, Бамако 1980 – 1981, 1984 – 1985
Аккра через Одессу, Триполи, Котону 1982 – 1983, 1985 – 1986
Аккра через Вену, Триполи, Котону 1987 – 1989
Аккра через Мальту 1990
Аккра через Мальту (обратно через Котону, Мальту) 1991
Алжир через Будапешт 1980 – 1990
Алжир через Будапешт, Тунис 1982 – 1986
Алжир 1991
Амман через Бейрут 1973, 1975
Амман через Ереван 1976 – 1979
Амман через Одессу, Бейрут 1980, 1981
Амман через Симферополь, Бейрут 1982, 1983
Амман через Ларнаку 1984 – 1988
Амман 1989, 1990
Амстердам 1975 – 1979, 1988 – 1991
Амстердам через Варшаву 1980 – 1987
Анкара (обратно через Стамбул) 1990, 1991
Анкара (туда через Стамбул) 1990, 1991
Антананариву через Одессу, Каир, Аден, Могадишо 1977 – 1979
Антананариву через Одессу, Каир, Аден, Дар-эс-Салам 1980, 1981
Антананариву, через Симферополь, Каир, Сейшелы 1982, 1983
Антананариву через Симферополь, Каир, Аден, Найроби 1984 – 1986
Антананариву через Ларнаку, Аден 1989 – 1991
Афины через Софию 1974 – 1986
Афины 1987, 1988
Багдад 1975 – 1983
Багдад через Ларнаку 1984 – 1991
Бамако через Будапешт, Триполи 1982, 1983
Бамако через Будапешт, Триполи, Уагадугу 1984, 1988
Барселона 1991
Бейрут через Ереван 1974, 1975, 1976, 1984, 1985
Бейрут (обратно через Ларнаку) 1986, 1991
Бейрут 1987 – 1990
Белград 1974 – 1991
Берлин (Шенефельд) 1972 – 1991
Берлин (Тегель) 1990, 1991
Бисау через Будапешт, Тунис, Триполи, Бамако 1976 – 1979
Бисау через Будапешт, Касабланку, Нуадибу 1980 – 1990
Браззавиль через Каир, Хартум, Банги 1973
Браззавиль через Бейрут, Хартум, Банги 1974 – 1979
Браззавиль через Каир, Хартум 1980, 1981
Браззавиль через Одессу, Триполи, Дуалу 1982, 1983, 1985, 1986
Браззавиль через Одессу, Триполи (обратно через Дуалу, Триполи, Одессу) 1984, 1985
Браззавиль через Триполи, Дуалу 1987 – 1989
Браззавиль через Мальту, Дуалу 1990, 1991
Братислава 1989, 1990
Брюссель 1974 – 1991
Будапешт 1972 – 1991
Бужумбура через Одессу, Каир, Энтеббе 1982
Бужумбура через Одессу, Каир, Найроби 1982
Бужумбура через Симферополь, Каир, Найроби 1982 – 1986
Бужумбура через Каир, Хартум 1987, 1988
Бужумбура через Каир, Энтеббе 1989 – 1991
Бургас 1980 – 1991
Бухарест 1975 – 1991
Варна 1975 – 1991
Варшава 1974 – 1991
Вена 1975 – 1991
Венеция 1991
Вьентьян через Ларнаку, Кувейт, Бомбей, Рангун 1984, 1985
Вьентьян через Ташкент, Карачи, Бомбей, Рангун 1985 – 1990
Вьентьян через Шарджу, Рангун 1991
Гамбург 1990, 1991
Гетеборг 1991
Дакка через Багдад, Бомбей 1975
Дакка через Багдад, Бомбей, Калькутту 1976 – 1979
Дакка через Минеральные Воды, Тегеран, Бомбей, Калькутту 1980, 1981
Дакка через Минеральные Воды, Багдад, Бомбей 1980, 1981
Дакка через Ташкент, Карачи, Бомбей 1982 – 1988
Дакка через Шарджу 1989 – 1991
Дамаск 1974 – 1988
Дамаск через Никосию 1975
Дамаск через Одессу, Ларнаку 1976 – 1979
Дамаск через Ларнаку 1980 – 1983
Дамаск через Ереван, Бейрут 1980, 1981
Дар-эс-Салам через Каир, Хартум, Энтеббе, Найроби 1973
Дар-эс-Салам через Анкару, Каир, Хартум, Энтеббе, Найроби 1974 - 1975
Дар-эс-Салам через Одессу, Каир, Хартум, Энтеббе, Найроби 1974 – 1979
Дар-эс-Салам через Одессу, Каир, Аден, Могадишо 1980, 1981
Дар-эс-Салам через Симферополь, Каир, Аден 1984 – 1987
Дар-эс-Салам через Ларнаку, Аден 1990, 1991
Джибути через Каир, Сану 1991
Дрезден 1990, 1991
Дублин через Ленинград 1988
Дубровник через Киев 1980 – 1983
Дубровник 1987, 1988
Дюссельдорф 1987 – 1991
Ереван 1975, 1977, 1980, 1981
Женева 1974, 1980 – 1991
Загреб 1974 – 1979, 1987 – 1991
Загреб через Киев 1980 – 1986
Кабул через Ташкент 1975 – 1991
Каир 1980 – 1991
Калькутта через Ташкент, Карачи, Бомбей 1982, 1983
Калькутта через Шарджу 1991
Касабланка через Будапешт 1982, 1983, 1986 – 1988
Касабланка через Будапешт, Мальту 1984 – 1988
Касабланка через Мальту 1989 – 1991
Катманду через Дубай 1990
Катманду через Шарджу 1991
Кельн 1990, 1991
Киев 1984, 1985
Кигали через Симферополь, Каир, Найроби, Энтеббе 1982 – 1986
Кигали через Каир, Хартум, Энтеббе 1987, 1988
Киншаса через Вену, Триполи, Лагос 1977, 1979 – 1983
Копенгаген 1991
Кувейт через Ларнаку 1991
Лагос через Вену, Триполи 1980 – 1986
Лагос через Триполи 1990
Ларнака 1990, 1991
Лейпциг 1987, 1988
Ленинград 1977 – 1984
Лиссабон через Прагу 1987, 1988
Лиссабон 1989 – 1991
Ломе через Одессу, Триполи 1988
Ломе через Мальту 1989, 1990
Лонгиер через Мурманск 1976 – 1991
Лондон 1980, 1981
Луанда через Одессу, Триполи, Нджамену, Малабо 1976 – 1978
Люксембург 1987, 1988
Мадрид через Люксембург 1976 – 1981
Мадрид 1980 – 1983
Мадрид через Берлин 1984 – 1986
Малабо через Одессу, Триполи, Нджамену, Котону 1976 – 1986
Малабо через Одессу, Триполи, Кано, Котону 1980 – 1983
Малабо через Одессу, Триполи, Котону, Аккру 1982, 1983
Малабо через Одессу, Триполи, Котону 1985, 1986
Малабо через Одессу, Триполи, Нджамену (обратно через Аккру, Котону, Триполи, Одессу) 1984, 1985
Малабо через Одессу, Триполи (обратно через Котону, Кано, Триполи, Одессу) 1984, 1985
Малабо через Одессу, Триполи, Котону 1986
Малабо через Одессу, Триполи, Котону, Сан-Томе 1987, 1988
Малабо через Мальту, Котону, Сан-Томе 1989, 1990
Манчестер 1987 – 1991
Мапуту через Каир, Аден, Могадишо, Дар-эс-Салам 1976
Мапуту через Одессу, Каир, Аден, Могадишо, Дар-эс-Салам 1976 – 1979
Мапуту через Одессу, Каир, Аден, Дар-эс-Салам 1980, 1981
Мапуту через Симферополь, Каир, Джибути, Дар-эс-Салам 1982 – 1986
Марсель через Милан 1973
Милан 1973 – 1990
Милан (обратно через Киев) 1989, 1990
Милан (обратно через Ленинград) 1989, 1990
Минеральные Воды 1972
Могадишо через Каир, Аден (обратно через Аден, Сану, Каир) 1974
Могадишо через Ларнаку, Аден, Сейшелы 1990
Монровия через Будапешт, Триполи, Бамако 1982 – 1988
Монровия через Триполи, Уагадугу, Бамако 1989, 1990
Мюнхен 1977 – 1991
Найроби через Симферополь, Каир 1982 – 1986
Найроби через Ларнаку, Каир 1989, 1990
Найроби через Ларнаку, Аден 1991
Нижневартовск 1984
Осло через Стокгольм 1982 – 1986
Осло 1987 – 1991
Париж 1980 – 1991
Прага 1972 – 1991
Пхеньян через Омск, Иркутск 1975 - 1979
Рим 1974 – 1986
Сана через Ереван, Кувейт 1980, 1981
Сана через Симферополь, Каир 1982 – 1988
Сана через Каир 1989, 1990
Сан-Томе через Одессу, Триполи, Котону (обратно через Малабо, Триполи, Котону, Одессу) 1987
Сейшелы через Ларнаку, Аден 1991
Симферополь 1984
Сочи 1984
Сплит 1987, 1988
Стамбул (туда через Анкару) 1990, 1991
Стамбул (обратно через Анкару) 1990, 1991
Стокгольм через Осло 1980, 1981
Стокгольм 1987 – 1991
София 1972 – 1991
Тегеран 1975 – 1981, 1988 – 1991
Триполи через Софию 1984, 1985
Триполи через Одессу 1988
Триполи 1989 – 1991
Тунис 1991
Уагадугу через Будапешт, Триполи, Бамако 1983
Уагадугу через Будапешт, Касабланку, Нуадибу 1984, 1985
Уагадугу через Будапешт, Триполи 1988, 1989
Уагадугу через Триполи, Бамако 1990, 1991
Улан-Батор через Омск, Иркутск 1975 – 1990
Улан-Батор через Новосибирск (обратно через Иркутск, Омск) 1984 – 1986
Улан-Батор через Новосибирск 1987, 1988
Улан-Батор через Иркутск 1991
Франкфурт на Майне 1973 – 1988
Хабаровск через Омск, Иркутск 1973 – 1981
Ханой через Тегеран, Бомбей, Рангун, Вьентьян 1976
Ханой через Тбилиси, Кувейт, Бомбей, Рангун, Вьентьян 1977, 1980, 1981
Хартум через Симферополь, Каир 1982 – 1986
Хельсинки 1982 – 1991
Хошимин через Кувейт, Бомбей, Рангун, Вьентьян 1979
Хошимин через Ташкент, Карачи, Бомбей, Рангун, Вьентьян 1982, 1983
Цюрих 1974, 1980 – 1991
Цюрих через Вену 1974 - 1979
Цюрих через Киев 1974 – 1979
Шеннон через Ленинград 1988
Энтеббе через Одессу, Каир, Найроби 1980, 1981
Энтеббе через Каир, Хартум 1988
Грузовые рейсы на самолётах Ту-154С из аэропорта Шереметьево:
Амстердам 1984 – 1991
Хронология открытия рейсов ЦУ МВС из Еревана:
Направление/годы работы
Алеппо через Бейрут 1979
Бейрут 1980, 1981
Дамаск 1975, 1977 – 1979
Хронология открытия рейсов ЦУ МВС из киевского аэропорта Борисполь:
Направление/годы работы
Париж 1984, 1985
Хронология открытия рейсов ЦУ МВС из Ленинграда:
Направление/годы работы
Гамбург 1982 – 1984
Париж 1984, 1985
Франкфурт на Майне 1984
Цюрих через Вену 1984, 1985
Хронология открытия рейсов ЦУ МВС из Симферополя:
Направление/годы работы
Ленинград 1984
Хронология открытия рейсов ЦУ МВС из Сочи:
Направление/годы работы
Ленинград 1984
Хронология открытия рейсов ЦУ МВС из Хабаровска:
Направление/годы работы
Ниигата 1973 – 1981
Пхеньян 1974 – 1981
Спасибо за внимание.