Найти в Дзене

Ту-154 на международных линиях Аэрофлота

В 1971 году в 63-й отряд Центрального управления международных воздушных сообщений начали поступать самолеты Ту-154. Первым 3 июня 1971 года из Внуково для учебно-тренировочных целей получен СССР-85008, а чуть позже — 85011. Первыми эту технику освоили инструкторские экипажи командиров кораблей К.Г. Овсянникова и Н.Н. Степанова, вторые пилоты Ю.С. Поздновский и А.С. Берцинский, бортинженеры М.С. Трухин и И.С. Хохлов, бортрадисты В.С. Сидоров и А.М. Варлашкин. В это же время группа инженерно-технических специалистов и работников АТБ аэропорта Шереметьево приобрела опыт работы на Ту-154 в аэропорту Внуково.

Первый Ту-154 в 63-м СССР-85008 в аэропорту Шереметьево, 1971 г.
Первый Ту-154 в 63-м СССР-85008 в аэропорту Шереметьево, 1971 г.

Под руководством первого заместителя начальника ЦУМВС Е.П. Барабаша экипажи начали полеты на Ту-154 и подготовку других экипажей.

В преддверии массового выхода нового лайнера на пассажирские линии, 30 апреля 1972 года вышел приказ Министра гражданской авиации №157 «О выполнении технических рейсов на самолете Ту-154». В нем, в частности, говорилось: «...для определения готовности аэропортов к выполнению регулярных пассажирских перевозок на Ту-154 …выполнить технические рейсы в аэропорты …Прага, Берлин, Будапешт, София, Бухарест, Вена, Варшава, Хельсинки, Стокгольм, Цюрих, Копенгаген».

Первый в истории Ту-154 технический рейс за пределы СССР был выполнен 2 апреля 1972 года по маршруту Москва (Шереметьево) — Берлин (Шенефельд). В некоторых публикациях его называют первым зарубежным рейсом Ту-154, выполненным по расписанию, однако это не так. Как уже говорилось выше, имевшиеся в 63-м отряде два Ту-154 — 85008 и 85011 предназначались для учебных целей, а их салоны не в полной мере отвечали требованиям к массовым пассажирским перевозкам. 2 апреля на рейсе в Берлин в салоне Ту-154 было небольшое количество чиновников, технических специалистов и журналистов.

25 мая 1972 года в ЦУМВС поступил первый серийный Ту-154 СССР-85020, на котором и планировалось начинать пассажирские перевозки.

Первый рейс с пассажирами «сто пятьдесят четверки» ЦУМВС выполнили не за рубеж, а в внутри СССР. 31 мая 1972 года авиаторами 63-го отряда открыт ежедневный регулярный рейс 1233/1234 Москва (Шереметьево) — Минеральные Воды. Он выполнялся недолго, до 1 июля, а его задачей была не столько перевозка пассажиров, сколько наработка опыта экипажей перед ответственными полетами в Европу. Действительно первым зарубежным стал пассажирский рейс SU141/142 Шереметьево — Прага, который был выполнен 1 августа 1972 года на Ту-154 СССР-85021.

Ту-154 СССР-85021 в пражском аэропорту после выполнения первого пассажирского рейса 1 августа 1972 года. Источник указан на фото.
Ту-154 СССР-85021 в пражском аэропорту после выполнения первого пассажирского рейса 1 августа 1972 года. Источник указан на фото.

3 августа 1972 года на том же самолете 85021 выполнен первый пассажирский рейс в Берлин. 1 ноября 1972 года Ту-154 заменил Ту-104 на рейсе SU175/176 Москва — София. 9 декабря 1972 года Ту-154 вышел на трассу Москва — Будапешт.

Ту-154 СССР-85021 в Будапеште 9 декабря 1972 года.
Ту-154 СССР-85021 в Будапеште 9 декабря 1972 года.

К лету 1973 года ЦУ МВС располагало уже пятью Ту-154: двумя тренировочными 85008 и 85011 и тремя пассажирскими 85020, 85021 и 85022 (85023 к сожалению, был потерян в ЛП, произошедшем в Праге 19 февраля 1973 года). К этому времени Ту-154 полностью заменил Ту-104 на международных трассах, связав Москву с Афинами, Берлином, Будапештом, Миланом, Прагой, Франкфуртом на Майне, Цюрихом. Как вспоминал потом Леонид Хайко, командир корабля Ту-154 в те годы: «Первые полеты в Европе: европейцы не могли понять, что делается с самолетом... диспетчеры не могли поверить скороподъемности самолета, переспрашивали: У вас действительно такая высота?»

В июне 1973 года пилоты 63 отряда открыли первый рейс за рубеж не из Москвы. 15 июня 1973 года на Ту-154 СССР-85040 был выполнен рейс SU695/696 из Хабаровска в аэропорт японского города Ниигата. Для подачи самолета в Хабаровск был организован внутрисоюзный рейс №33/34 Шереметьево — Омск — Иркутск — Хабаровск. Рейс выполнялся один раз в неделю, в Хабаровск по средам, в Москву по четвергам.

Ту-154 СССР-85040 в аэропорту Ниигата 15 июня 1973 г.
Ту-154 СССР-85040 в аэропорту Ниигата 15 июня 1973 г.

По состоянию на 1 января 1974 года в ЦУМВС было 10 Ту-154: 85021, 85022, 85024, 85034, 85037, 85038, 85039, 85040, 85041 и 85042. Часть самых ранних машин передали в другие авиапредприятия СССР.

25 января 1974 года из состава 63-го отряда выделилась эскадрилья самолетов Ту-154, на базе которой создан новый отряд №337. Теперь в ЦУМВС было два летных отряда, эксплуатировавших «сто пятьдесят четвертые».

В 1974 году на предприятие стали поступать первые Ту-154А. Первым был СССР-85062, пришедший с завода в Куйбышеве 29 мая 1974 года.

Здесь стоит отметить, что авиатехника 63-го и 337-го летных отрядов управления международных воздушных сообщений являлась витриной развитого социализма, и поэтому управление в те годы работало только на новых самолетах, пришедших со стапелей заводов. А послужившую передавали другим авиапредприятиям страны. При этом срок эксплуатации новых самолетов был достаточно коротким: в семидесятые годы флот обновлялся в среднем через два — пять лет эксплуатации! Это самый лучший показатель среди всех подразделений Аэрофлота, которые в основе своей эксплуатировали воздушные суда до самого списания. В восьмидесятые годы в связи с общей нехваткой пассажирских самолетов в отрасли, средний срок службы вырос до 3-7 лет. Но и при этом в управлении МВС флот оставался самым молодым в Советском Союзе.

Пассажирская кабина самолетов Ту-154 состояла из двух салонов, первого и второго, разделенных между собой буфетом-кухней. Каждый салон имел свою входную дверь и вестибюль. Компоновка салонов самых первых Ту-154 ЦУМВС первоначально не отличалась от внутрисоюзной и имела сначала 144, а с лета 1972 года 152 пассажирских кресла экономического класса.

Схемы этих салонов приведены на рисунке 1.

Рисунок 1. Схема компоновки пассажирских салонов Ту-154, Ту-154А, Ту-154Б на 152 и 160 пассажирских кресел.

-5

С выходом типа на трассы в страны капитализма, переднюю часть первого салона оборудовали креслами первого класса.

Пассажирские салоны самолетов ЦУМВС ранних выпусков в двухклассной компоновке, с №021 по №223 имели два варианта:

- смешанный на 124 места;

- туристский на 136 мест.

Заводской документацией предусматривалось увеличение общего числа пассажирских мест могло быть увеличено до 128 и 140 соответственно за счет демонтажа съемных гардеробов в конце второго салона. А за счет дополнительного демонтажа перегородки в первом салоне, вариант на 136 мест превращался в 146 мест. Переоборудование пассажирских салонов из одного варианта компоновки в другой могло осуществляться в условиях АТБ. Для обслуживания пассажиров первого класса в переднем вестибюле на левом борту устанавливалась буфетная стойка.

Схемы этих салонов приведены на рисунке 2.

Рисунок 2. Схема компоновки пассажирских салонов Ту-154, Ту-154А, Ту-154Б на 124, 126, 128, 136, 138, 140, 142, 144 и 146 пассажирских кресел.

-6

Помимо более удобных кресел, в полете пассажирам первого класса бесплатно предлагались улучшенное питание, спиртные напитки, газеты, журналы и сувениры.

В дальнейшем число самолетов с салонами первого класса в 63-м и 337-м отрядах росло, а с салонами экономического класса уменьшалось. Так, что к середине восьмидесятых годов самолетов компоновки «фулл эконом» не осталось совсем.

В 1974 году предприятие получила от промышленности 8, а в 1975 году — 15 Ту-154А. Что позволило полностью избавиться от ранних Ту-154. В отличие от старой модификации, Ту-154А в большинстве своем комплектовались салонами двухклассной компоновки на 126 мест F12Y114.

14 июня 1976 года международные линии получают свой первый Ту-154Б СССР-85156. А к концу года на предприятии было уже 11 Ту-154Б. В 1976 году предприятие выводит из эксплуатации свои последние Ил-18 и на линиях в Европу, Северную, Восточную и Западную Африку, Ближний Восток и на ряде направлений Юго-Восточной Азии надолго воцарились Ту-154.

Ту-154Б СССР-85156 в берлинском аэропорту Шенефельд. Автор фото: Пол Сеймур, источник aviaforum.ru
Ту-154Б СССР-85156 в берлинском аэропорту Шенефельд. Автор фото: Пол Сеймур, источник aviaforum.ru

8 июня 1978 года Шереметьево получает свой первый Ту-154Б-1 СССР-85279. Помимо общеизвестных конструктивных отличий от предыдущих модификаций — Ту-154А и Ту-154Б, изменения для ЦУМВС коснулись и компоновки пассажирских салонов. Одноклассная компоновка теперь насчитывала 164 места, двухклассная — 144 места в варианте F8Y136.

Ту-154Б-1 СССР-85279 в аэропорту Будапешта, конец семидесятых годов. Автор фото Хосе Мазур Фильо
Ту-154Б-1 СССР-85279 в аэропорту Будапешта, конец семидесятых годов. Автор фото Хосе Мазур Фильо

Летом 1980 года Советский Союз готовился принять у себя XXII летние Олимпийские игры. Основные соревнования должны были пройти в Москве, отдельные виды соревнований, такие как футбол и парусная регата запланировано провести в Ленинграде, Киеве, Минске и Таллине. Аэрофлот при этом являлся официальным перевозчиком спортсменов и гостей Олимпиады. В рекламных целях упоминание об этом было решено нанести на фюзеляжи самолетов управления международных воздушных сообщений и Московского транспортного управления гражданской авиации СССР. На фюзеляжи самолетов наносили напечатанные на прозрачной пленке изображения эмблемы Олимпиады-80 алого цвета, вписанной в окружность такого же цвета и рядом надпись на английском языке «Official olympic carrier». Применять эту рекламу на самолетах ЦУМВС начали с июня 1978 года. Применительно к Ту-154, в 1978 — 1980 гг. таким образом были украшены почти все самолеты, начиная с СССР-85103 и заканчивая СССР-85414. Исключения составляют самолеты, ушедшие из Шереметьево в другие подразделения Аэрофлота СССР до июня 1978 года, а также самолеты, проработавшие в ЦУМВС непродолжительное время, например, СССР-85346, СССР-85347, СССР-85349. Передаваемые в 1978 — 1980 гг. машины из ЦУМВС в обычные авиаотряды страны, некоторое время продолжали нести на себе символику Олимпиады. После окончания Игр эмблему и надпись стали постепенно снимать. В основном от неё избавились через несколько недель после окончания Олимпиады, отдельные же машины продолжали нести её на себе и дольше. Последний Ту-154 с олимпийской символикой летал до конца 1981 года.

Стюардессы ЦУМВС с символом XXII летних Олимпийских игр 1980 года — олимпийским Мишкой в руках на фоне Ил-62М с логотипом Олимпиады-80. Авиареклама
Стюардессы ЦУМВС с символом XXII летних Олимпийских игр 1980 года — олимпийским Мишкой в руках на фоне Ил-62М с логотипом Олимпиады-80. Авиареклама

В 1979 году авиаторы ЦУМВС помогают осваивать коллегам из Борисполя трассу Киев — Париж. Первый рейс на самолете 208-го отряда SU699/700 по этому маршруту был выполнен 7 апреля 1979 года смешанным экипажем.

В июне 1979 года ЦУМВС получает первые Ту-154Б-2. Всего до конца годы на международные линии поступило 14 новеньких машин.

Последний Ту-154Б-2 поставки 1979 года, СССР-85379 с олимпийской символикой на борту. Аэропорт Цюрих, 19 марта 1981 года. Источник и автор указаны на фото
Последний Ту-154Б-2 поставки 1979 года, СССР-85379 с олимпийской символикой на борту. Аэропорт Цюрих, 19 марта 1981 года. Источник и автор указаны на фото

В 1980 году, к началу Олмпиады-80 международные отряды получают 11 Ту-154Б-2, №№85396-85400, 85409-85414. Все они поступили в двухклассной компоновке F8Y136 и несли на борту логотип московской Олимпиады и надпись «Official Olympic carrier».

Ту-154Б-2 СССР-85412 поставки 1980 года с олимпийской символикой на борту на перроне аэропорта Шереметьево, 1980 г.  Авиареклама
Ту-154Б-2 СССР-85412 поставки 1980 года с олимпийской символикой на борту на перроне аэропорта Шереметьево, 1980 г. Авиареклама

Это позволило отдать в другие авиапредприятия страны более старые машины Ту-154А и Ту-154Б: 85105, 85106, 85113, 85118, 85156, 85157, 85164, 85179, 85182, 85218.

В 1982 году происходит объединение двух отрядов: в 63-й отряд вливается 337-й. Теперь все Ту-154 ЦУМВС, как и ранее, сосредоточились в одном отряде.

Летчикам отряда приходилось переживать и тревожные минуты. В 1982 году экипаж Ту-154 под управлением командира корабля Л.С. Трофимова выполнял рейс Аден — Дар-эс-Салам. Спустя четыре минуты после взлета начались помпаж третьего двигателя, тряска, падение оборотов и пожар. Действуя слаженно, оперативно и грамотно в этих экстремальных условиях, экипаж произвел вынужденную посадку в аэропорту ночью, не причинив ущерба ни пассажирам, ни самолету. За мужество и высокое мастерство, проявленные при выполнении служебных обязанностей, Указом Президиума Верховного Совета СССР все члены экипажа и бортпроводники были награждены орденами и медалями. Командиру корабля был вручен орден Трудового Красного Знамени.

30 марта 1984 года приказом министра гражданской авиации №63 разрешена эксплуатация грузового варианта Ту-154 – Ту-154С. Несколько машин ранних серий силами Куйбышевского авиационного завода в 1983-1986 гг. были переделаны в Ту-154С, из которых четыре – 85062, 85063, 85067 и 85081 – поступили в ЦУМВС. Первые грузовые рейсы SU/KL701 стали выполняться с весны 1984 года из московского аэропорта Шереметьево в Амстердам. Первоначально рейс выполнялся один раз в неделю, по понедельникам.

Ту-154С СССР-85063. Аэропорт Шереметьево, 17 июля 1991 г. Автор Крис Ченнелл. Источник указан на фото
Ту-154С СССР-85063. Аэропорт Шереметьево, 17 июля 1991 г. Автор Крис Ченнелл. Источник указан на фото

В июле 1987 года в 63-й отряд с КуАЗ-а поступают первые два Ту-154М – 85625 и 85626. Обладающие большей дальностью беспосадочного полета, их ставят в первую очередь на линии большой протяженности в Западную Европу – Великобританию, Испанию и Португалию, Западную и Центральную Африку, на Сейшельские острова, в Юго-Восточную Азию.

Первый Ту-154М в ЦУВМС СССР-85625. Фото: Майкл Хиббинс (Великобритания)
Первый Ту-154М в ЦУВМС СССР-85625. Фото: Майкл Хиббинс (Великобритания)

К началу 1990 года 63-й отряд получил в общей сложности новых 24 Ту-154М, что позволило отдать большинство Ту-154Б-2 в другие подразделения страны. В отряде остались 4 «Бэшки»: 85363, 85564, 85570 и 85592, которые проработали на международных линиях вплоть до начала XXI века.

Перестройка и расширение культурно-экономических связей с зарубежными странами послужили толчком увеличения пассажиропотока в и из СССР. Открывались новые линии с городами и странами. Так, например, 26 июля 1987 года открылся новый рейс SU249/250 Москва – Манчестер. На этот рейс поставили новейший на тот момент самолет Ту-154М. 31 марта 1990 года самолетами Ту-154М открылся рейс SU225/226 Москва – Кельн.

В апреле 1988 года на самолетах ЦУМВС был впервые введен бизнес-класс. Сначала он появился на самолетах Ил-62М, в частности, на рейсах Западная Европа – Москва – Токио и Москва - США, а затем и на двух Ту-154М. Ту-154М в трехклассной компоновке F12C18Y102 поставили на линии Москва – Париж, а с 1989 года – Москва – Осло, Москва – Стокгольм и Москва – Вена. На других рейсах Аэрофлота бизнес-класс появился только в 1992 году.

В 1987- 1989 гг. Аэрофлот проводил эксперименты с изменением дизайна «ливрей» пассажирских и грузовых самолетов. В частности, для Ту-154М была предложено дополнить стандартную схему окраски голубой стрелой на киле в продолжение читлайна фюзеляжа и голубыми треугольниками на гондолах первого и третьего двигателей. Впервые такая схема была применена на Ту-154М СССР-85662, который поступил в ЦУМВС 5 октября 1989 года в компоновке F8Y136.

Ту-154М ЦУМВС СССР-85662 в экспериментальной окраске образца 1989 года. Автор Юха Ритаранта (Финляндия). Источник указан на фото
Ту-154М ЦУМВС СССР-85662 в экспериментальной окраске образца 1989 года. Автор Юха Ритаранта (Финляндия). Источник указан на фото

12 октября 1989 года из Куйбышева в 63-й отряд поступил второй Ту-154М в таком же варианте окраски – СССР-85663.

Второй Ту-154М ЦУМВС СССР-85663 в экспериментальной окраске образца 1989 года. Источник фото - scalemodels-tu154.ru
Второй Ту-154М ЦУМВС СССР-85663 в экспериментальной окраске образца 1989 года. Источник фото - scalemodels-tu154.ru

В дальнейшем, до конца 1991 года при проведении капитальных ремонтов на заводе №400 в такой вариант было покрашено еще несколько Ту-154М Внуковского ПО ГА. А с середины девяностых годов подобная схема станет основной для всех самолетов авиакомпании «Аэрофлот-РМА» вплоть до введения единой окраски авиакомпании в 2003 году.

С 28 октября 1990 года рейс SU113/114, ранее выполнявшийся в берлинский аэропорт Шенефельд, стал летать в аэропорт Тегель. С этого момента Аэрофлот стал выполнять регулярные рейсы одновременно в два берлинских аэропорта. Рейс 113 выполнялся на самолете Ту-154М.

В последний год существования Советского Союза Аэрофлот открыл следующие рейсы из Москвы на Ту-154:

SU213/214 Москва – Гетеборг 31 марта на Ту-154Б-2

SU293/294 Москва – Венеция 5 июня на Ту-154Б-2

За 20 лет с 1971 по 1991 год через Центральное управление международных воздушных сообщений в общей сложности прошло 133 Ту-154 всех модификаций, в том числе Ту-154 – 14, Ту-154А – 22, Ту-154Б – 18, Ту-154Б-1 – 6, Ту-154Б-2 – 49, Ту-154М – 24, Ту-154С – 4.

Справочные данные:

Список Ту-154 всех модификаций, когда-либо работавших в ЦУ МВС с 1971 по 1991 гг:

85008, 85011, 85020, 85021, 85022, 85023, 85024, 85034, 85037, 85038, 85039, 85040, 85041, 85042, 85062, 85063, 85064, 85065, 85066, 85067, 85068, 85081, 85100, 85101, 85102, 85103, 85104, 85105, 85106, 85107, 85113, 85114, 85115, 85116, 85117, 85118, 85119, 85156, 85157, 85162, 85164, 85165, 85177, 85178, 85179, 85180, 85181, 85182, 85217, 85218, 85219, 85220, 85221, 85222, 85223, 85279, 85280, 85281, 85285, 85286, 85287, 85346, 85347, 85349, 85363, 85364, 85365, 85366, 85367, 85374, 85375, 85376, 85377, 85378, 85379, 85396, 85397, 85398, 85399, 85400, 85409, 85410, 85411, 85412, 85413, 85414, 85455, 85478, 85479, 85495, 85496, 85497, 85498, 85519, 85530, 85531, 85542, 85544, 85545, 85551, 85552, 85553, 85564, 85565, 85570, 85579, 85580, 85591, 85592, 85625, 85626, 85634, 85637, 85638, 85639, 85640, 85641, 85642, 85643, 85644, 85646, 85647, 85648, 85649, 85650, 85661, 85662, 85663, 85664, 85665, 85668, 85669, 85670.

Хронология открытия рейсов ЦУ МВС из московского аэропорта Шереметьево:

Направление/годы работы

Абу-Даби через Ларнаку, Кувейт 1985 – 1988

Аддис-Абеба через Каир (обратно через Аден, Каир) 1977 – 1979

Аддис-Абеба через Ларнаку (обратно через Аден, Ларнаку) 1977 – 1979

Аддис-Абеба через Одессу, Каир 1980, 1981

Аддис-Абеба через Симферополь, Каир 1982 – 1986

Аден через Афины, Каир 1973 – 1979

Аден через Одессу, Каир 1980, 1981

Аден через Симферополь, Каир 1982 – 1985

Аккра через Вену, Триполи, Лагос 1976 – 1979

Аккра через Будапешт, Тунис, Триполи, Бамако 1980 – 1981, 1984 – 1985

Аккра через Одессу, Триполи, Котону 1982 – 1983, 1985 – 1986

Аккра через Вену, Триполи, Котону 1987 – 1989

Аккра через Мальту 1990

Аккра через Мальту (обратно через Котону, Мальту) 1991

Алжир через Будапешт 1980 – 1990

Алжир через Будапешт, Тунис 1982 – 1986

Алжир 1991

Амман через Бейрут 1973, 1975

Амман через Ереван 1976 – 1979

Амман через Одессу, Бейрут 1980, 1981

Амман через Симферополь, Бейрут 1982, 1983

Амман через Ларнаку 1984 – 1988

Амман 1989, 1990

Амстердам 1975 – 1979, 1988 – 1991

Амстердам через Варшаву 1980 – 1987

Анкара (обратно через Стамбул) 1990, 1991

Анкара (туда через Стамбул) 1990, 1991

Антананариву через Одессу, Каир, Аден, Могадишо 1977 – 1979

Антананариву через Одессу, Каир, Аден, Дар-эс-Салам 1980, 1981

Антананариву, через Симферополь, Каир, Сейшелы 1982, 1983

Антананариву через Симферополь, Каир, Аден, Найроби 1984 – 1986

Антананариву через Ларнаку, Аден 1989 – 1991

Афины через Софию 1974 – 1986

Афины 1987, 1988

Багдад 1975 – 1983

Багдад через Ларнаку 1984 – 1991

Бамако через Будапешт, Триполи 1982, 1983

Бамако через Будапешт, Триполи, Уагадугу 1984, 1988

Барселона 1991

Бейрут через Ереван 1974, 1975, 1976, 1984, 1985

Бейрут (обратно через Ларнаку) 1986, 1991

Бейрут 1987 – 1990

Белград 1974 – 1991

Берлин (Шенефельд) 1972 – 1991

Берлин (Тегель) 1990, 1991

Бисау через Будапешт, Тунис, Триполи, Бамако 1976 – 1979

Бисау через Будапешт, Касабланку, Нуадибу 1980 – 1990

Браззавиль через Каир, Хартум, Банги 1973

Браззавиль через Бейрут, Хартум, Банги 1974 – 1979

Браззавиль через Каир, Хартум 1980, 1981

Браззавиль через Одессу, Триполи, Дуалу 1982, 1983, 1985, 1986

Браззавиль через Одессу, Триполи (обратно через Дуалу, Триполи, Одессу) 1984, 1985

Браззавиль через Триполи, Дуалу 1987 – 1989

Браззавиль через Мальту, Дуалу 1990, 1991

Братислава 1989, 1990

Брюссель 1974 – 1991

Будапешт 1972 – 1991

Бужумбура через Одессу, Каир, Энтеббе 1982

Бужумбура через Одессу, Каир, Найроби 1982

Бужумбура через Симферополь, Каир, Найроби 1982 – 1986

Бужумбура через Каир, Хартум 1987, 1988

Бужумбура через Каир, Энтеббе 1989 – 1991

Бургас 1980 – 1991

Бухарест 1975 – 1991

Варна 1975 – 1991

Варшава 1974 – 1991

Вена 1975 – 1991

Венеция 1991

Вьентьян через Ларнаку, Кувейт, Бомбей, Рангун 1984, 1985

Вьентьян через Ташкент, Карачи, Бомбей, Рангун 1985 – 1990

Вьентьян через Шарджу, Рангун 1991

Гамбург 1990, 1991

Гетеборг 1991

Дакка через Багдад, Бомбей 1975

Дакка через Багдад, Бомбей, Калькутту 1976 – 1979

Дакка через Минеральные Воды, Тегеран, Бомбей, Калькутту 1980, 1981

Дакка через Минеральные Воды, Багдад, Бомбей 1980, 1981

Дакка через Ташкент, Карачи, Бомбей 1982 – 1988

Дакка через Шарджу 1989 – 1991

Дамаск 1974 – 1988

Дамаск через Никосию 1975

Дамаск через Одессу, Ларнаку 1976 – 1979

Дамаск через Ларнаку 1980 – 1983

Дамаск через Ереван, Бейрут 1980, 1981

Дар-эс-Салам через Каир, Хартум, Энтеббе, Найроби 1973

Дар-эс-Салам через Анкару, Каир, Хартум, Энтеббе, Найроби 1974 - 1975

Дар-эс-Салам через Одессу, Каир, Хартум, Энтеббе, Найроби 1974 – 1979

Дар-эс-Салам через Одессу, Каир, Аден, Могадишо 1980, 1981

Дар-эс-Салам через Симферополь, Каир, Аден 1984 – 1987

Дар-эс-Салам через Ларнаку, Аден 1990, 1991

Джибути через Каир, Сану 1991

Дрезден 1990, 1991

Дублин через Ленинград 1988

Дубровник через Киев 1980 – 1983

Дубровник 1987, 1988

Дюссельдорф 1987 – 1991

Ереван 1975, 1977, 1980, 1981

Женева 1974, 1980 – 1991

Загреб 1974 – 1979, 1987 – 1991

Загреб через Киев 1980 – 1986

Кабул через Ташкент 1975 – 1991

Каир 1980 – 1991

Калькутта через Ташкент, Карачи, Бомбей 1982, 1983

Калькутта через Шарджу 1991

Касабланка через Будапешт 1982, 1983, 1986 – 1988

Касабланка через Будапешт, Мальту 1984 – 1988

Касабланка через Мальту 1989 – 1991

Катманду через Дубай 1990

Катманду через Шарджу 1991

Кельн 1990, 1991

Киев 1984, 1985

Кигали через Симферополь, Каир, Найроби, Энтеббе 1982 – 1986

Кигали через Каир, Хартум, Энтеббе 1987, 1988

Киншаса через Вену, Триполи, Лагос 1977, 1979 – 1983

Копенгаген 1991

Кувейт через Ларнаку 1991

Лагос через Вену, Триполи 1980 – 1986

Лагос через Триполи 1990

Ларнака 1990, 1991

Лейпциг 1987, 1988

Ленинград 1977 – 1984

Лиссабон через Прагу 1987, 1988

Лиссабон 1989 – 1991

Ломе через Одессу, Триполи 1988

Ломе через Мальту 1989, 1990

Лонгиер через Мурманск 1976 – 1991

Лондон 1980, 1981

Луанда через Одессу, Триполи, Нджамену, Малабо 1976 – 1978

Люксембург 1987, 1988

Мадрид через Люксембург 1976 – 1981

Мадрид 1980 – 1983

Мадрид через Берлин 1984 – 1986

Малабо через Одессу, Триполи, Нджамену, Котону 1976 – 1986

Малабо через Одессу, Триполи, Кано, Котону 1980 – 1983

Малабо через Одессу, Триполи, Котону, Аккру 1982, 1983

Малабо через Одессу, Триполи, Котону 1985, 1986

Малабо через Одессу, Триполи, Нджамену (обратно через Аккру, Котону, Триполи, Одессу) 1984, 1985

Малабо через Одессу, Триполи (обратно через Котону, Кано, Триполи, Одессу) 1984, 1985

Малабо через Одессу, Триполи, Котону 1986

Малабо через Одессу, Триполи, Котону, Сан-Томе 1987, 1988

Малабо через Мальту, Котону, Сан-Томе 1989, 1990

Манчестер 1987 – 1991

Мапуту через Каир, Аден, Могадишо, Дар-эс-Салам 1976

Мапуту через Одессу, Каир, Аден, Могадишо, Дар-эс-Салам 1976 – 1979

Мапуту через Одессу, Каир, Аден, Дар-эс-Салам 1980, 1981

Мапуту через Симферополь, Каир, Джибути, Дар-эс-Салам 1982 – 1986

Марсель через Милан 1973

Милан 1973 – 1990

Милан (обратно через Киев) 1989, 1990

Милан (обратно через Ленинград) 1989, 1990

Минеральные Воды 1972

Могадишо через Каир, Аден (обратно через Аден, Сану, Каир) 1974

Могадишо через Ларнаку, Аден, Сейшелы 1990

Монровия через Будапешт, Триполи, Бамако 1982 – 1988

Монровия через Триполи, Уагадугу, Бамако 1989, 1990

Мюнхен 1977 – 1991

Найроби через Симферополь, Каир 1982 – 1986

Найроби через Ларнаку, Каир 1989, 1990

Найроби через Ларнаку, Аден 1991

Нижневартовск 1984

Осло через Стокгольм 1982 – 1986

Осло 1987 – 1991

Париж 1980 – 1991

Прага 1972 – 1991

Пхеньян через Омск, Иркутск 1975 - 1979

Рим 1974 – 1986

Сана через Ереван, Кувейт 1980, 1981

Сана через Симферополь, Каир 1982 – 1988

Сана через Каир 1989, 1990

Сан-Томе через Одессу, Триполи, Котону (обратно через Малабо, Триполи, Котону, Одессу) 1987

Сейшелы через Ларнаку, Аден 1991

Симферополь 1984

Сочи 1984

Сплит 1987, 1988

Стамбул (туда через Анкару) 1990, 1991

Стамбул (обратно через Анкару) 1990, 1991

Стокгольм через Осло 1980, 1981

Стокгольм 1987 – 1991

София 1972 – 1991

Тегеран 1975 – 1981, 1988 – 1991

Триполи через Софию 1984, 1985

Триполи через Одессу 1988

Триполи 1989 – 1991

Тунис 1991

Уагадугу через Будапешт, Триполи, Бамако 1983

Уагадугу через Будапешт, Касабланку, Нуадибу 1984, 1985

Уагадугу через Будапешт, Триполи 1988, 1989

Уагадугу через Триполи, Бамако 1990, 1991

Улан-Батор через Омск, Иркутск 1975 – 1990

Улан-Батор через Новосибирск (обратно через Иркутск, Омск) 1984 – 1986

Улан-Батор через Новосибирск 1987, 1988

Улан-Батор через Иркутск 1991

Франкфурт на Майне 1973 – 1988

Хабаровск через Омск, Иркутск 1973 – 1981

Ханой через Тегеран, Бомбей, Рангун, Вьентьян 1976

Ханой через Тбилиси, Кувейт, Бомбей, Рангун, Вьентьян 1977, 1980, 1981

Хартум через Симферополь, Каир 1982 – 1986

Хельсинки 1982 – 1991

Хошимин через Кувейт, Бомбей, Рангун, Вьентьян 1979

Хошимин через Ташкент, Карачи, Бомбей, Рангун, Вьентьян 1982, 1983

Цюрих 1974, 1980 – 1991

Цюрих через Вену 1974 - 1979

Цюрих через Киев 1974 – 1979

Шеннон через Ленинград 1988

Энтеббе через Одессу, Каир, Найроби 1980, 1981

Энтеббе через Каир, Хартум 1988

Грузовые рейсы на самолётах Ту-154С из аэропорта Шереметьево:

Амстердам 1984 – 1991

Хронология открытия рейсов ЦУ МВС из Еревана:

Направление/годы работы

Алеппо через Бейрут 1979

Бейрут 1980, 1981

Дамаск 1975, 1977 – 1979

Хронология открытия рейсов ЦУ МВС из киевского аэропорта Борисполь:

Направление/годы работы

Париж 1984, 1985

Хронология открытия рейсов ЦУ МВС из Ленинграда:

Направление/годы работы

Гамбург 1982 – 1984

Париж 1984, 1985

Франкфурт на Майне 1984

Цюрих через Вену 1984, 1985

Хронология открытия рейсов ЦУ МВС из Симферополя:

Направление/годы работы

Ленинград 1984

Хронология открытия рейсов ЦУ МВС из Сочи:

Направление/годы работы

Ленинград 1984

Хронология открытия рейсов ЦУ МВС из Хабаровска:

Направление/годы работы

Ниигата 1973 – 1981

Пхеньян 1974 – 1981

Спасибо за внимание.